22 октября Президент России Владимир Путин подписал Указ «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации»[i]. Первый вопрос, который появился после подписания указа – почему только сейчас? Не четыре или два, три года назад? Все это время Украина создавала ситуации напряжения в отношениях с Россией. Это блэкаут и водная блокада Крыма, транспортная блокада, задержание российских судов, провокационные действия на международной арене с целью введения против России новых санкций, действия государства и радикальных националистических объединений против интересов русскоязычного населения Украины, наступление на УПЦ МП, с целью рейдерского захвата имущества и др.
Ответ на вопрос – почему санкции Россия вводит только сейчас, многоплановый. Если ситуацию упрощать - угрозы со стороны Украины вышли на новый уровень. Это связано с ситуацией в Азовском море и прямыми угрозами в отношении крупнейших инфраструктурных объектов, например, Крымского моста. Кроме того - новшества в отношении лиц, пересекающих границу с Крымом. И здесь украинские власти постарались по максимуму.
Буквально накануне Верховная Рада Украины приняла закон о введении уголовной ответственности за незаконное пересечение украинской границы: «Если раньше за подобное нарушение грозила административная ответственность в виде задержания на 15 суток или денежного штрафа, то теперь для граждан РФ наказание резко ужесточается. (…) После вступления нового закона в силу к россиянам (если будет доказано их посещение Крыма или, скажем, непризнанных республик Донбасса) будет применяться наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. В случае рецидива или пересечения границы в составе «группы лиц» — например туристической группы или официальной делегации — срок наказания составит от 3 до 5 лет за решеткой.[ii]. Согласно украинскому законодательству попасть в Крым можно только с территории Украины, через «пункты пропуска» и с разрешения украинских властей, иной вариант – нарушение закона и «незаконное посещение оккупированного Крыма». Вот так – ни больше, ни меньше.
Но самым весомым аргументом ввести санкции против Украины стал разрыв Большого договора – Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной. Документ, определяющий идеологию отношений двух государств, подписанный президентами стран в 1997 году и вступивший в силу в 1999 году, после его ратификации парламентами двух стран. Для чего это сделано?
Судя по всему, у Киева не остается иных аргументов, кроме как попытаться подтянуть своих зарубежных патронов к границам России. Сейчас эти стремления концентрируются в пространстве Черного и Азовского морей. Так президент Украины призвал усилить санкции в отношении России из-за «ситуации в Азовском море», и Украина целенаправленно создает поводы для таких «ситуаций». Поставлены цели максимум и цели минимум. Среди целей максимум – добиться вхождения в Черное море кораблей НАТО и их прохождении в Азовское море, ссылаясь на международное морское право. Цели минимум – создание украинской группировки военно-морских сил на Азовском море при финансовой и военно-технической технической поддержке Запада, а затем - разворачивание на базе этой группировки действий по созданию напряженности и провокаций на Азовском море в отношении ДНР, границы которой выходят на побережье, и России, которая имеет не только морскую границу, но и важнейший инфраструктурный объект – Крымский мост.
На первый взгляд Россия сделала подарок украинским политикам, которые с удовольствием теперь будут говорить о кознях «страны-агрессора». Однако не все украинские деятели и не весь бизнес оценит санкции как удачный повод для пиара. Насколько ситуация будет для них болезненной станет понятно после определения правительством России персонального списка и списка компаний, попадающих под санкции. О том, какие украинские предприятия, политики и бизнесмены могут попасть под санкции, и о механизме санкций сообщил глава правительства Дмитрий Медведев. «Если говорить о физических лицах, то, по всей вероятности, это будут сотни людей, которые своими действиями причиняли вред интересам нашей страны. Там и представители бизнеса, и другие люди. Естественно, в список также включены украинские компании, то есть юридические лица, зарегистрированные по законодательству Украины, которые так или иначе контролируются подобными гражданами, в отношении которых будут введены санкции. (…) О чем идет речь? Речь идет, во-первых, о блокировании их активов, которые находятся на территории Российской Федерации, то есть запрете совершать с ними какие-либо действия. Во-вторых, о запрете перечисления денежных средств, которые находятся в источниках, расположенных на территории РФ. То есть о запрете вывоза капитала»[iii].
При оценке возможного ущерба в экономических отношениях без цифр не обойтись. Данные о товарообороте между Россией и Украиной следующие: «Оборот внешней торговли между Россией и Украиной в январе-мае 2018 года составил 5,838 миллиарда долларов, показав рост на 28,7% в годовом выражении, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Экспорт России на Украину составил 3,629 миллиарда долларов (рост на 30,3%), импорт в Россию с Украины — 2,209 миллиарда долларов (рост на 26,3%). Доля Украины в общем обороте внешней торговли России выросла до 2,2% с 2,1% годом ранее»[iv]. Цифры красноречивы, ущерб экономике Украины посчитать будет легко после определения российским правительством списка юридических и физических лиц.
Что интересно, известные на настоящий момент формулировки из указа во многом напоминают санкционные документы в отношении России. По сути, это вынужденный зеркальный ответ. В ближайшем будущем Киеву предлагается оценить – какова жизнь под санкциями, а не только в комфортной для него роли провокатора и инициатора санкций.
Порошенко в сентябре подписал указ о прекращении действия Большого договора, так действующий президент готовится к выборам в 2019 году. Только выборы – это личное дело политика Порошенко и его окружения, а международные отношения – это более значимая сфера, затрагивающая интересы гораздо большего количества людей, чем окружение и поклонники украинского президента. Но чего не сделаешь ради перевыборов! Для Украины это очередной и далеко не самый удачный пример продолжения внутренней политики в политике внешней. В ответ Украина получила санкционный указ Президента России. И это не реакция по принципу «ударом на удар», а взвешенное решение в отношении того, о чем предупреждали много раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs