Как следствие решения синода Константинопольского Патриархата о приеме в общение с их Церковью украинского раскольника Филарета (Денисенко) и снятии с него анафемы без его покаяния, следующим шагом легализации новоизобретенной Порошенко украинской церкви должен стать собор. Не собор св. Андрея Первозванного, построенный на средства Российской Императрицы Елизаветы и переданный киевской властью иностранной Церкви[1], а т.н. «объединительный собор».
В украинских средствах массовой информации уже прошла новость о том, что стала известна дата этого «объединительного собора», неоднократно анонсируемого в рамках «дарования автокефалии». Как сообщило издание «Политека» со ссылкой на «архиепископа» УПЦ КП Евстратия (Зорю), «объединительный собор, на котором будут избирать предстоятеля Единой Православной Церкви Украины, соберется до конца ноября»[2]. «Мы хотим сделать все возможное, чтобы собор состоялся быстрее. Ближайшая дата, к которой хотелось бы, это время следующей сессии Синода в Константинополе Вселенской Патриархии — конец ноября…» - заявил «архиепископ» Евстратий.
По нашему мнению, есть основания предполагать, что оптимистические расчеты спикера УПЦ КП могут потерпеть фиаско. И прежде всего по вине самой УПЦ КП, вернее, её главы – Филарета, в миру - Михаила Антоновича Денисенко.
Увидеть его главой нововнедряемого образования не желают, судя по всему, даже его коллеги из соседней, такой же неканонической, УАПЦ.
Об этом говорит тот факт, что вторая личность, участвующая в драматической постановке «украинская автокефалия», глава УАПЦ «митрополит» Макарий (Малетич), согласно интервью, данному с недипломатической прямотой телеканалу «ZIK»[3], скорое проведение «собора» вообще ставит под большой вопрос.
"Объединительный Собор тогда будет, когда будет подготовлен устав, будет название объединяющей церкви. Еще об уставе мы не говорим, названия объединяющей церкви нет. Нет статуса или модели, которая будет, будет это устройство патриаршее или митрополичье. С чем идти на собор?".
Мирская гордыня не дает им возможности найти общий язык. Так по словам Макария, во всех вопросах Филарет вновь перетягивает одеяло на себя: "Пообщался перед Софией 14 числа, на Покрову, и меня поразило это общение. Когда мы встретились, то патриарх (самопровоглашенный – авт.) обратился ко мне, что надо Собор собирать. Я говорю: "Ваше святейшество, Собор собирать – нет устава". А он говорит: "А устав у меня есть". "У меня тоже есть, но из двух уставов надо сделать один устав". "Нет, – говорит, – мой будет устав". 15-й год повторяется", - сказал глава УАПЦ.
Столь лелеемое Филаретом патриаршество всплыло и в диалоге по поводу модели автокефалии. "…Когда я сказал, может быть митрополичья или патриаршая – надо знать. А он со злобой сказал, что не будет, будет патриаршая. А экзархи ничего не говорят. Такие дела", - рассказал недавно Макарий.
Мы уже писали о том, что вопреки требованиям четвертого пункта коммюнике Секретариата Вселенской Патриархии «… поминать Вселенского Патриарха в качестве Предстоятеля на любом богослужении, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Матери-Церкви», на своих «богослужениях» филаретовская секта этого не делает[4]. Не секрет так же и то, что Филарет, несмотря на «восстановление» его в сане митрополита, упрямо продолжает именовать себя «патриархом».
Недавнее заседание «синода» УПЦ КП даже узаконило для этого специальную форму. У них теперь есть два титулования для Филарета, одно – для «внутреннего пользования», второе – для «внешнего». Полный официальный титул (внутренний) определили как «Святейший и Блаженнейший (имя), Архиепископ и Митрополит Киева – Матери городов Русских, Галицкий, Патриарх всея Руси-Украины, Свято-Успенских Киево-Печерской и Почаевской Лавр Священноархимандрит».
Сокращенная форма титула – «Святейший (имя), Патриарх Киевский и всея Руси-Украины».
Многие ведь задавались вопросом, с оглядкой на филаретову гордыню – как он подпишется при благодарении Варфоломею за «снятие» анафемы - митрополитом, или патриархом? Согласно сообщению официального сайта УПЦ КП подпись оказалась такой: «Филарет, архиепископ, митрополит киевский и всея Руси-Украины, собрат и сослужитель Вашей Всехсвятости»[5]. Ордену Иезуитов впору позавидовать, что такой человек не в их когорте!
В свете неприкрытого противостояния двух глав в самом начале пути к предстоящему «собору» внимание привлекает публикация в провластном украинском еженедельнике «Зеркало недели». Мнение о том, что очередное «объединение церквей» вновь может оказаться пшиком, высказала журналист Екатерина Щеткина в свое статье «Томос: все гарантии, кроме украинской…»: «Ждут ведь – воздух дрожит от напряжения. И в Москве ждут. И на Фанаре. И в Украине. А вот чего: договорятся – или как всегда? Ведь не в первый раз – сколько уже было обещано «объединений» между УПЦ КП и УАПЦ. И всегда срывалось. И всегда следовали взаимные обвинения и оскорбления», – публикет издание[6].
И действительно: все предварительные попытки объединения УАПЦ и УПЦ КП разбивались исключительно о несговорчивость и амбиции Филарета.
А что если именно прогнозируемая несговорчивость Филарета – и есть очередной шаг в многоходовке Вселенского Патриарха по присвоению под свой патронат украинской территории. Но только без участия Филарета и Макария и в виде константинопольского экзархата с иными руководителями.
Ведь, если вспомнить, несмотря на весь прошлый период гласного многолетнего согласия Вселенской Патриархии с устройством религиозной жизни на Украине под омофором Украинской православной церкви Московского Патриархата (в том числе и касательно анафемы Филарета), их зоркий взгляд и уши непрестанно мониторили происходящие процессы, дожидаясь удобного момента. Косвенным подтверждением этому служит история с афонским подворьем в Киеве. Мало кто знает, что до прошлого года подворье русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря действовало в Киеве при храме святителя Михаила, первого Митрополита Киевского и всея Руси. По свидетельству настоятеля храма и бывшего подворья о. Романа Барановского, когда в 2012 г. подворье было открыто, они не сразу сообразили, что обязаны поминать Константинопольского патриарха - ведь формально все монастыри на Афоне относятся к Константинопольской Патриархии. И тут же секретариатом Вселенского Патриарха была прислана нота протеста в адрес УПЦ МП: как это так, на вверенном мне храме и подворье не поминают меня! Уже тогда Патриарх Варфоломей моментально среагировал на то, что фактически заполучил вотчину в Киеве. Так что сейчас мы, похоже, являемся свидетелями давно задуманного плана. И это тем более удобно, когда США решают свои политические проблемы на Украине и открыто поддерживают все антироссийское. К тому же, подобную манеру поведения Вселенская Патриархия уже демонстрировала в послереволюционные годы, воспользовавшись беззащитностью Русской Православной Церкви и смутой на территории бывшей Российской Империи. Возможно, зря «инструменты» этого проекта – Филарет и Макарий – не учли, что имеют дело с византийской реальностью. Да еще при поддержке большой политики, которой совершенно все равно кто возглавит эту «церковь», главное – чтобы была своя. Но Церковь – от Бога, а не от людей. Так было и так будет.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs