ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ядерное противостояние Израиля и Ирана: пока лишь пропагандистское

11:43 04.10.2018 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

На днях Израиль и Иран обменялись взаимными обвинениями в ядерных амбициях. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о секретном складе ядерных материалов и оборудования в Тегеране. Ответ главы МИД ИРИ Мохаммада Джавада Зарифа был незамедлителен. Возмущенный министр осудил Израиль за тайное изготовление ядерного оружия. По его словам, Израиль — единственный режим в регионе с «секретной» и «незадекларированной» программой ядерного вооружения, включающей «реальный ядерный арсенал».

То, что политики двух стран ведут длительную холодную войну ни для кого не секрет. Еще задолго до исламской революции 1979 г. в своих речах и проповедях основатель ИРИ аятолла Хомейни проводил четкую антиизраильскую линию. Он неоднократно говорил: «Я считаю план независимости Израиля и его признание катастрофой для мусульман и подрывом деятельности исламских правительств». «Сионистский режим должен быть стерт с лица земли, и с помощью божественной силы в скором времени мир будет жить без США и Израиля». После смерти аятоллы Хомейни антиизраильская риторика Тегерана почти не изменилась.

Сегодня Иран является единственной страной, не признающей даже возможности самого существования государства Израиль.

В 70-летней истории Израиля было семь крупных войн с арабами и нескончаемые вооруженные столкновения с арабами-палестинцами и ливанской проиранской Хезболла. Сейчас отношения Иерусалима со столицами многих арабских государств в целом нормализовались. А в вопросах противостояния с Ираном Израиль вообще приобрел среди них союзников. В свою очередь ИРИ стала главной угрозой в глазах Израиля.

Инициатором израильской ядерной программы являлся основатель еврейского государства премьер-министр Давид Бен-Гурион. После окончания арабо-израильской войны 1948 года, в которой Израилю противостояли египетская и иорданская армии, Бен-Гурион пришёл к выводу, что только атомная бомба способна гарантировать выживание страны в условиях многократного численного превосходства арабских сил.

История создания и обладания ядерным оружием Израиля интересна сама по себе и похожа на детектив. Но это отдельная тема. Главное - израильтянам удалось в короткие сроки получить атомную бомбу. Причем практически без ядерных испытаний.[1] В настоящее время накопленный за десятилетия опыт и высокая производительность современных суперкомпьютеров позволяют создавать реалистичные математические модели ядерных и термоядерных боеголовок, что в свою очередь позволяет обходиться без подрыва ядерного заряда на полигоне.

Однако при всём этом Иерусалим неукоснительно придерживался политики «позитивной маскировки», основанной на отказе Израиля признавать существование ядерного арсенала, сокрытии прямых доказательств о его наличии и создании лишь косвенных намеков на его существование, как предупреждение врагам. Кстати, бывшие премьер-министры Израиля не раз и не два делали такие намеки. Так, ещё в июле 1998 г. Шимон Перес публично признал (без подробной детализации), что Израиль обладает ядерным оружием. Эхуд Ольмерт также косвенно подтвердил, что еврейское государство обладает атомной бомбой. В 2006 г. в интервью телеканалу SAT1 он сделал оговорку, отметив: «Иран хочет обладать ядерным оружием, по примеру Израиля».

Мнение о наличии у Израиля ядерного оружия высказывали такие авторитетные зарубежные политики, как бывший президент США Джимми Картер и бывший директор МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи. Британское профильное издание Bulletin of the Atomic Research в 2013 г. утверждало, что Израиль имеет в своем распоряжении около 80 ядерных боезарядов, располагая при этом расщепляющимися материалами, необходимыми для производства от 115 до 190 боеголовок. Правда, в 2004 году производство ядерных боезарядов в Израиле было «заморожено».

Однако эта «заморозка» может моментально оттаять, и вновь активно заработает весь израильский ядерный комплекс, который состоит из нескольких основных объектов ядерной инфраструктуры Израиля.

Это Центр научных ядерных исследований Сорек. Он был создан в 50-е гг. ХХ века в поселении  Нагаль Сорек недалеко от Тель-Авива. Там был смонтирован первый в Израиле легководный ядерный реактор мощностью 5 МВт, переданный Америкой в рамках объявленной президентом США Эйзенхауэром программы «Атом для мира». Этот маломощный реактор не мог нарабатывать оружейный плутоний, и главным образом использовался для подготовки специалистов и отработки методов обращения с радиоактивными материалами, что в дальнейшем пригодилось при развертывании масштабных исследований. Однако, несмотря на настойчивые просьбы израильтян  американцы отказались предоставлять ядерное топливо и оборудование, которое могло бы быть использовано в атомной оружейной программе, и во второй половине 50-х главным источником получения материалов и ядерных технологий стала Франция. Центр Сорек контролируется МАГАТЭ.

Ядерный исследовательский центр в Димоне. Там с 1964 г. действует тяжеловодный реактор на природном уране, построенный и позже модернизированный французскими специалистами. Мощность реактора — 28 МВт. Производительность 40 – 60 кг оружейного плутония. До 2003 г. Израиль накопил порядка 510 – 650 кг плутония. Этого достаточно для создания более  чем 100 ядерных зарядов. (Для производства одной ядерной боеголовки необходимо 3-5-8 килограммов плутония в зависимости от используемых технологий). Центр Димон МАГАТЭ не контролируется.

Йодефат– поселение в Галилее, где, по некоторым данным, на предприятии компании «Рафаэль», именуемом «Подразделение 20», израильские специалисты собирают и демонтируют ядерное оружие.

Кфар-Захария - в Иудейских горах там расположена ракетная база, где на складах хранятся стратегическое ядерное оружие и средств доставки.

Эйлабан -местечко, где находится склад тактического ядерного оружия.

Израильские ракеты Jericho производятся в Беэр-Яакове, а их испытания проводятся главным образом на армейской базе в Пальмахим. На близлежащей базе Тель-Ноф размещается большая часть израильских самолетов, способных нести ядерное оружие.

Обо всём этом ещё в 2011 г повествует со ссылкой на британский журнал Jane’s Intelligence Review, израильский военный обозреватель Иоав Лимор в своем материале «ОМП Израиля».[2]

В основе стратегических ядерных сил Израиля лежит классическая ядерная триада, состоящая из межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, крылатых ракет на бомбардировщиках и подводных лодках. В качестве средства доставки наземного базирования, зарубежные эксперты рассматривают трехступенчатую ракету Jericho-3 (возможно, 16 ракет), чья дальность определяется ими до 6500 км при полезной нагрузке 350 кг (один ядерный боезаряд), и с дальностью полета 4800 км при ядерной боеголовке в 1 тонну.

Две эскадрильи - 18 истребителей-бомбардировщиков F-15I Ra'am (Гром) с двумя крылатыми ракетами Gabriel израильского производства каждый. Это - воздушный компонент израильской ядерной триады.

Морской компонент – это пять дизель-электрических подводных лодок типа Dolphin германского производства, которые могут нести крылатые ракеты Gabriel, оснащённые ядерными боеголовками.

Как вывод, можно констатировать, что ныне Израиль обладает широким набором  нестратегических средств доставки ядерного оружия и солидным по региональным меркам ядерным арсеналом. В наращивании ядерного потенциала акцент сделан на развитии морского компонента ядерных сил, который обладает наиболее высокой живучестью. Это считается крайне важным для Израиля, поскольку он весьма уязвим к нападению с применением оружия массового уничтожения (сказывается малый размер территории страны).

Другое дело Иран, который также ведет историю своих ядерных исследований, начиная с 50-х годов ХХ века. За эти годы в стране создана мощная ядерная инфраструктура.

https://www.kommersant.ru/doc/1243621

Однако ядерного  оружия создано не было. Хотя стремление к этому было. Уже после исламской революции в ИРИ в середине 80-х годов была принята секретная директива о ядерном оружии, как стратегической гарантии сохранения исламского режима и разработан соответствующий план «Амад», целью которого являлось создание ядерной боеголовки для баллистической ракеты. Кстати, именно МАГАТЭ стало основным источником сведений о проекте «Амад», опубликовав в конце 2011 г. подробный двенадцатистраничный документ «Возможные военные аспекты» иранской ядерной программы.

По данным МАГАТЭ, проект «Амад» был внезапно прекращен в конце 2003 года — после получения соответствующего приказа от высокопоставленных иранских должностных лиц. При этом первоначально сотрудники, занятые в различных связанных с «Амад» работах, предположительно, остались на своих рабочих местах, чтобы провести регистрацию и отчитаться о достигнутых к тому моменту результатах. После этого — в период с конца 2003 года по начало 2004 года — как оборудование, так и рабочие места сотрудников, участвовавших в проекте, были уничтожены — с целью оставить как можно меньше следов, которые могли бы указывать на «щекотливый» характер проделанной работы. То есть, после 2004 г. в ИРИ нет военной ядерной программы. (Удивительное совпадение: Иерусалим также в 2004 г. «заморозил» производство ядерных боеприпасов).

Израиль настаивает, что военное направление в иранской ядерной программе продолжает существовать. Однако МАГАТЭ в своих последних докладах отрицает этот факт. Но не израильский премьер Нетаньяху.

Выступая в ООН, он заявил, что Иран разрабатывает ядерное оружие на двух секретных объектах в Тегеране. Премьер Израиля также напомнил, что в апреле он представил несколько тонн документов, которые, по его утверждению, были обнаружены израильской разведкой в Иране.

«С тех пор, как мы захватили их ядерный архив, иранцы заняты тем, что зачищают свой ядерный склад, пытаясь скрыть доказательства, только в прошлом месяце они изъяли 15 кг ядерных материалов, и знаете, что они сделали с ними? Они забрали их оттуда и разбросали по Тегерану — с тем, чтобы скрыть улики», — сказал израильский премьер.

Он также продемонстрировал с трибуны ООН несколько фотографий из картографического приложения и назвал адрес в Тегеране, где, по его версии, находится склад с ядерными материалами.

«То, что Иран прячет, Израиль находит», - указал Нетаньяху и добавил, обращаясь, по его словам, к «тиранам из Тегерана»: «Израиль знает, что вы делаете, и Израиль знает, где вы это делаете».

При этом израильский премьер заявил: «Израиль не позволит иранскому режиму, который призывает к уничтожению Израиля, получить ядерное оружие - ни сейчас, ни через 10 лет, никогда… . Мы продолжим действовать в Сирии, Ливане, Ираке, в любых других местах, в любое время для защиты нашей страны и наших граждан».

Напомним, что Иерусалим всегда был ярым противником Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по Ирану, принятым международными посредниками в 2015 г., утверждая, что это не остановит Иран на его пути к ядерному оружию. Вместе с тем Нетаньяху отметил положительное последствие документа. «У ядерной сделки с Ираном есть одно» - по его мнению- «позитивное последствие: она сблизила Израиль и арабские страны», - сказал он.

Таким образом, недавние очередные обоюдные обвинения в ядерных претензиях остаются  информационными битвами, элементами ирано-израильской холодной войны, которая идет уже долгие годы. Обостряется военно-политическая обстановка вокруг ИРИ, - усиливается пропагандистская перепалка между Тегераном и Иерусалимом.

Несомненно, антииранская ядерная риторика израильских политиков направлена на полное разрушение СВПД.

Сейчас сделка находится в подвешенном состоянии. США из нее вышли, другие участники делают всё возможное, чтобы сохранить её в том или ином формате. Если СВПД развалится, то Иран, вне сомнений, возобновит военную составляющую свое ядерной программы, что плохо скажется на ситуации на Ближнем Востоке и во всём мире. Тогда уже контролировать действия Ирана не сможет ни одна из международных организаций, включая МАГАТЭ.

Похоже, этого и добиваются в Иерусалиме, чтобы доказать ядерную воинственность Тегерана и правоту своей антииранской политики.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



[1] О проведении Израилем испытаний ядерного оружия достоверно ничего не известно. Однако 22.09.1979 г. года в Южной Атлантике, вблизи островов Принс-Эдуард, над пустынным океаном американским спутником «Vela» 6911 была зафиксирована серия световых всплесков, характерных для ядерного взрыва заряда мощностью 2—3 килотонны. Широко распространено мнение о том, что это было израильское ядерное испытание, возможно, проведённое совместно с ЮАР.

[2] Иоав Лимор «ОМП Израиля». 05.09.2011.  https://raigap.livejournal.com/66571.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати