Фото: worldcrisis.ru.
Россия, Европа и США неизбежно должны искать точки соприкосновения на международной арене, однако азиатское направление внешней политики в настоящее время становится для Москвы более перспективным. Об этом заявил Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов на площадке Государственного музея современной истории России. Здесь в рамках цикла лекций Российского совета по международным делам (РСМД) «Контуры нового миропорядка» состоялось его выступление на тему «Есть ли будущее у России и Запада?»
Эксперт отметил, что само содержание понятия «Запад» неоднозначно и зависит от используемого контекста. Определение «Запада» как международной экономической системы во многом устарело и представляет собой скорее наследие эпохи холодной войны. В результате глобализации оно полностью утратило свою актуальность. Разумеется, предпринимаются попытки создания исламской экономики, но пока она не является серьезной альтернативой институтам, сложившимся в период глобализации.
Нередко под «Западом» подразумевают особую цивилизацию, выстроенную на христианском фундаменте. Однако, если использовать подобный подход, то Россия оказывается в него полностью вписанной, хотя бы потому, что православие, при всей его специфике, все же ближе католицизму и протестантизму, чем буддизму и конфуцианству.
Наконец, под Западом понимают совокупность политических институтов, оформившихся в Североатлантическом регионе и под патронажем США.
По признанию Андрея Кортунова, опыт его общения с европейскими и американскими политологами, показывает: многие из них твердо убеждены, что Россия совершила на Украине и в Крыму ошибку, которую она должна исправить для того, чтобы вернуться в семью цивилизованных народов. «С этими тезисами трудно согласиться. Проблемы во взаимоотношениях между Россией и Западом начались задолго до 2014 года. Их корни кроются в принципиально разном представлении о будущем международных отношений после окончания холодной войны», - заметил эксперт.
Генеральный директор РСМД напомнил, что после окончания холодной войны в Москве посчитали, что многие евроатлантические институты, вроде блока НАТО, должны быть упразднены или ослаблены. В 1990 году была подписана Парижская хартия, согласно которой предполагалось, что новая система безопасности в Европе будет строиться на основе ОБСЕ.
Совершенно по-иному воспринималась ситуация на Западе. Там посчитали, что распад биполярной системы очень благоприятен для осуществления географической экспансии существующих западных институтов. В свою очередь, Россия поначалу рассматривалась как государство, которое после длительного периода адаптации к новым политическим реалиям может вступить в НАТО или стать полупериферийной страной, не имеющей существенного влияния на мировые процессы. В 2002 году была подписана Римская декларация, в соответствии с которой начал свою работу Совет Россия-НАТО. Однако на практике последний остался скорее формальным органом. Его основная задача которого заключалась в декларативном смягчении для России последствий расширения Североатлантического альянса на восток.
Именно самоуверенность, с которой Европейский союз рассматривал Россию как объект своего воздействия, а не равноправного партнера в международных делах, способствовала углублению противоречий во взаимоотношениях между Москвой и Брюсселем.
Нередко западные коллеги утверждают, что Россия в силу ряда внутренних дефектов политической системы не смогла встроиться в западные институты и последовательно провести рыночные реформы. Именно этим объясняется рост антизападных настроений в нашей стране. Однако, по словам А.Кортунова, эта логика рассыпается под воздействием фактов. В этом смысле очень интересен и показателен пример Польши, которая пережила свой период радикальных экономических реформ, однако по их итогам достигла значительно больших успехов, чем все ее соседи в Центральной и Восточной Европе, интегрировавшись в Европейский союз и НАТО. Тем не менее, сейчас у власти в этой стране находятся националисты и евроскептики. По словам А.Кортунова, главная беда Брюсселя и Вашингтона в том, что там не желают понять, что культурная и историческая специфика играет более важную и фундаментальную роль в политике, чем любые социальные и политические институты.
После того, как распалась биполярная политическая система и восторжествовала модель глобализации под эгидой Вашингтона и Брюсселя, выяснилось, что помимо определенных достоинств, связанных с возросшей свободой перемещения и скоростью обмена информацией, у нее есть и свои темные стороны, связанные с усилением неравенства и угрозой национальной идентичности. Настоящей катастрофой, обернувшейся распадом сложившейся системы региональных связей, обернулись попытки демократизации Ближнего Востока. Нельзя сказать, что западные страны не видят этой проблемы. Однако попытка ответить на возникшие внешние и внутренние вызовы в прежней парадигме, лишь усиливает кризисные тенденции. Более того, на самом Западе у рядовых граждан растет беспокойство и неуверенность за собственное будущее. Таким образом, критика изъянов глобализации в России представляет собой частное проявление более масштабного процесса, связанного с кризисом архитектуры глобального управления.
А.Кортунов выразил надежду на то, что у будущего России и Запада есть перспективы, в настоящее время неясно, когда удастся разрядить атмосферу между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном. «Если считать частью Запада США, то это наименее перспективное для нас направление, - подчеркнул эксперт. – Для России значительно выгоднее искать точки соприкосновения с Европой».
В настоящее время Россия, столкнувшись с противодействием западных стран, предпринимает попытки интеграции в Азию. В отличие от Брюсселя и Вашингтона, азиатские страны видят в России не столько угрозу и источник собственных фобий, сколько возможности для сотрудничества. Кроме того, местные структуры отличаются гибкостью в отличие от ЕС, во многом подвергшегося бюрократизации и окостенению. Это хорошо видно по итогам двух важнейших экономических форумов, состоявшихся в 2018 году – Петербургского и Восточного во Владивостоке. В Северную Пальмиру из крупных политиков Запада приехал только президент Франции Эммануэль Макрон, который, к тому же, пытался объяснять российскому лидеру нормы поведения в мировой политике. Во Владивосток приехал весь цвет политики Восточной Азии – от Китая и Японии до Южной Кореи и Монголии. «У России при проведении грамотной политической линии есть возможность вернуться в Европу «на плечах» своих азиатских партнеров. Благодаря участию в совместных проектах и международных форматах, это уже происходит», - отметил генеральный директор РСМД.
В то же время Андрей Кортунов подчеркнул, что смена вектора внешней политики не означает, что Россия должна отказаться от структурных реформ собственной экономики. Чем более предсказуемым и надежным партнером окажется Москва для своих азиатских коллег, тем больших результатов удастся ей достичь на этом направлении.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs