Завершившийся 18 сентября в Бухаресте третий за последние три года саммит стран Троеморья с участием министра энергетики США Рика Перри имел продолжением подписание соглашения о стратегическом партнёрстве между Вашингтоном и Варшавой. При этом первый удалённо управляет проектом Троеморья, вторая - выполняет роль проводника американских интересов внутри этого антироссийского проекта.
Взаимодействие Польши и Соединённых Штатов является становым хребтом Троеморья, цель которого - свести к минимуму энергетическое сотрудничество России и ЕС, сузить инфраструктурные возможности российско-европейского экономического партнёрства, создать у западных границ Евразийского Союза от Балтики до Чёрного моря «забор» из государств с прозападными антироссийскими режимами, запечатать такой расклад сил «усилением восточного фланга НАТО» и создать в треугольнике Адриатика - Балтика - Чёрное море пространство, зачищенное от российского экономического и политического присутствия.
Польская дипломатия в Европе видит своей задачей вплести этот проект в контекст ЕС и НАТО, как коллективных систем европейской солидарности. Вице-министру иностранных дел Польши Бартошу Чихоцкому принадлежит определение Троеморья как «экономико-инфраструктурного НАТО для США». Особое внимание уделяется Центральной Европе, которую Польша понимает как сердцевину европейского континента, к которому причисляет и себя.
«Центральноевропейскость» Троеморья продиктована стремлением Польши лишить сердцевину Европы монопольного германского присутствия. Ранее под Центральной Европой подразумевалось её немецкое ядро – Германия, Австрия и Швейцария. Позже в стратегических целях германскими геополитиками туда же зачислялась Чехия, а иногда и Словения. Опасаясь остаться вне теоретико-геополитического определения Центральной Европы, Польша причислила себя к ней сама, уравновесив при поддержке США германское влияние.
Этим обусловлено присоединение к проекту Германии в качестве страны-наблюдателя. Берлин хочет быть ближе к источнику принятия политических и экономических решений в Европе, которые потенциально могут угрожать его авторитету.
На саммите в Бухаресте президент Польши Анджей Дуда назвал ЕС и НАТО столпами Троеморья, сотрудничество с США в рамках проекта – ключевым пунктом. Становится очевидным, что Варшава стремится к тому, чтобы отношения США – ЕС осуществлялись через Троеморье, в котором Польше принадлежит ведущая роль (2).
В связи с кризисом в американо-турецких отношениях и грядущим выходом Великобритании из ЕС (Brexit) Варшава хочет заменить для США Турцию и повысить собственный геополитический вес, став ключевым и чуть ли не единственным стратегическим союзником Вашингтона на восточном фланге НАТО, а также компенсировать своими действиями отсутствие в ЕС Лондона, как основного союзника США (3).
Бухарестский саммит был последней сверкой часов и переходом от теоретических планов к их практической реализации. Участники договорились учредить инвестиционный фонд Троеморья объёмом €5 млрд., обозначили 40 приоритетных проектов в сфере транспорта, энергетики и электронно-цифровой отрасли.
Каждая страна-участница Троеморья находит в этом проекте свою выгоду. В большинстве случаев, она касается а) диверсификации поставок энергоресурсов; б) модернизации инфраструктурных артерий (авто и железных дорог, грузовых терминалов, логистических центров, газотранспортной системы) в треугольнике Балтика – Адриатика – Чёрное море.
Необходимо отметить, что это не отменяет расхождений во взглядах участников. Венгрия ориентирована на углубление отношений с Россией. Болгария не готова присоединиться к политическим антироссийским инициативам в рамках проекта. Хорватия и Чехия не считают своё присутствие в Троеморье препятствием для диалога с Москвой.
В абсолютных цифрах Троеморье – это 22% населения ЕС и 28% его территории, но при этом всего 10% европейского ВВП. Одной из целей проекта названа формирование Европы одинаковых экономических скоростей, но эта цель вряд ли будет достигнута.
Считаем также, что вряд ли в полном объёме оправдаются надежды Польши на региональное лидерство. Польская политика, язык и культура не являются доминирующими константами европейской политики. Добиться от партнёров по Троеморью идеологического однообразия Варшаве не удастся.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs