Накануне межкорейского саммита в Пхеньяне на Восточном экономическом форуме во Владивостоке прозвучало заявление премьер-министра Южной Кореи о желании развивать диалог Севера и Юга «несмотря ни на что». Весьма призрачный намек на жесткую позицию администрации Д. Трампа на американо-северокорейских переговорах по денуклеаризации, которая грозит эти переговоры сорвать.
В таких условиях многое зависит от «внешних» игроков межкорейского урегулирования, включая Россию и Китай, которые, в рамках своей консолидированной позиции по корейскому вопросу, отстаивают возможность разумного компромисса, как в рамках этих двусторонних переговоров, так и в рамках Совета Безопасности ООН, который вводил санкции против Пхеньяна.
На ВЭФ-2018 замглавы МИД РФ Игорь Моргулов специально подчеркнул: «По мере продвижения по этапам нашей дорожной карты, по мере того, как это будет развиваться, и по мере принятия КНДР необратимых действий в части денуклеаризации, Совет безопасности вправе и должен рассматривать вопрос о необратимой отмене тех или иных санкций, то есть послаблении санкционного режима».[i]
Такая позиция натолкнулась на недовольство США, которые сейчас заняли временное председательство в Совбезе ООН. Сначала из уст Никки Хейли прозвучало замечание о том, что «Москва создает нам проблемы». А затем и Госсекретарь США М. Помпео заявил, что внесением соответствующих поправок в доклад группы экспертов «Комитета 1718» об ужесточении санкций против КНДР Москва пытается подорвать резолюции Совета Безопасности ООН.
Поэтому особенно важно также прозвучавшее на ВЭФ заявление о том, что Москва предлагает не дожидаться окончания процесса денуклеаризации Корейского полуострова и как можно скорее приступить к реализации трехсторонних проектов с Пхеньяном и Сеулом.
Россия активизирует свою роль в деле содействия межкорейской нормализации, последовательно (и уже не первый год) продвигая крупные трехсторонние инфраструктурные проекты с участием России, Севера и Юга Кореи. В их числе - международный железнодорожный коридор Европа - Корея, строительство газопровода Россия - КНДР - Республика Корея, создание в Северо-Восточной Азии единой энергетической системы, включающей регионы Восточной Сибири и российского Дальнего Востока.
В данном контексте нельзя не обратить внимания на усилия, которые предпринимает Россия для завершения реконструкции транс-корейской железнодорожной магистрали и ее последующего соединения с Транссибом. Еще в 2014 г. Государственная дума приняла закон о ратификации соглашения между РФ и КНДР об урегулировании задолженности по советским кредитам. В соответствии с ним, из $11 млрд. северокорейского долга Россия спишет $10 млрд, а возвращаемый остаток в $1 млрд будет погашаться 20 лет и реинвестироваться в проекты на территории КНДР в сфере энергетики, здравоохранения и образования. Такой подход - "долг в обмен на развитие" - позволит вовлечь КНДР в международные проекты РЖД и "Газпрома".
В 2013 году ОАО РЖД завершило свой крупный северокорейский проект - реконструкцию железной дороги Хасан - Раджин (является частью плана по созданию транспортного коридора, соединяющего север и юг Корейского полуострова, с выходом на Транссибирскую магистраль). Похожий проект о строительстве газопровода и транспортировке газа через КНДР давно прорабатывает и "Газпром". КНДР готова обсуждать возможность оплаты землеотводов, необходимых при строительстве газопровода и железной дороги через территорию северокорейской республики в Южную Корею, за счет перечислений по долгу.
Идею прокладки газопровода из России в Республику Корея через КНДР начали рассматривать ещё в 2011 году, однако из-за осложнившихся отношений Сеула и Пхеньяна обсуждение было заморожено. Общая протяжённость газопровода должна составить 1,1 тыс. км, причём 700 км трубы предполагается проложить через северокорейские земли.
Проект соединения железных дорог Севера и Юга весьма перспективен и потому, что он явно перекликается с южнокорейской «Евразийской инициативой» прежнего президента Пак Кын Хе, отправленной в отставку по импичменту. Сеул, в рамках этой инициативы, которая отнюдь не перечеркнута, а просто подвергнута «ребрендингу», заинтересован в том, чтобы получить сухопутный выход на материк. Пхеньяну же нужны инфраструктура, получение транзитных платежей, развитие районов, где будет проходить железная дорога.
Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин также поддержал российскую идею объединения энергосистем России, Монголии, Китая, Японии, КНДР и Южной Кореи (проект «Супер-грид»). Создание большого энергетического кольца в Северо-Восточной Азии Соединение электросетей - проект не столь капиталоёмкий и быстро окупаемый с учётом относительной дешевизны российской электроэнергии, производимой дальневосточными ГЭС и ГРЭС, особенно в период пиковых нагрузок.
С учетом многообещающих перспектив трехстороннего интеграционного диалога РК-Япония-Китай (к которому Россия хотела бы подключиться), реализация предложенных нашей страной инфраструктурных проектов будет способствовать формированию экономического партнерства Северо-Восточной Азии, участниками которого, наряду с нашей страной, могут стать Китай, Япония, Южная Корея и Монголия, а через какое-то время и Северная Корея. В таком партнерстве, нацеленном на решение проблем энергетической безопасности, устойчивого развития, охраны окружающей среды, создания единого таможенного пространства и пр., Россия выполняла бы роль энергической базы региональной интеграции, модернизационного партнера и связующего звена между Северо-Восточной Азией и Европой.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[i] «Москва выступает за начало реализации проектов с Пхеньяном и Сеулом», https://rg.ru/2018/09/11/moskva-vystupaet-za-nachalo-realizacii-proektov-s-phenianom-i-seulom.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs