ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Монголия и КНР – общие вызовы и интересы в региональном контексте

11:46 11.09.2018 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Современные монгольско-китайские отношения характеризуются стабильностью и предсказуемостью. Это подтвердила прошедшая встреча премьер-министра Монголии У. Хурэлсуха с госсекретарём и министром иностранных дел КНР Ван И.

В ходе встречи монгольская сторона подтвердила курс на всеобъемлющее партнёрство с Пекином и приверженность политике одного Китая, подчеркнув, что считает Тайвань и Тибет китайской территорией (1).

Ван И, в свою очередь, указал на признание Пекином суверенитета и территориальной целостности Монголии, и выразил заинтересованность в развитии двусторонних отношений в рамках инфраструктурного проекта «Пояс и путь».

Таким образом, стороны засвидетельствовали взаимное отсутствие территориальных претензий несмотря на нахождение в составе Китая автономного округа Внутренняя Монголия, традиционно населённого этническими монголами.

Монгольская дипломатия верна принципу «третьего соседа» - внешнеполитической доктрине постсоциалистической Монголии, согласно которой Улан-Батор, во избежание зависимости от России и КНР, ищет партнёров «на дальних горизонтах» при одновременном укреплении монгольско-российских и монгольско-китайских отношений, что не является противоречием.

«Третьим соседом» Монголии в этом смысле являются, тоже одновременно, США, ЕС, Южная Корея, Индия, Иран, Турция, Япония, ОАЭ и др. При этом ключевым условием внешней политики является неучастие Монголии в блоках и союзах, направленных против двух главных соседей – России и Китая.

Данная геополитическая конструкция позволяет Улан-Батору минимизировать риски возникновения конфликтных ситуаций в регионе и выступать в качестве стабилизирующего звена в Северо-Восточной Азии.

Для Пекина такая роль Монголии особенно важна, учитывая соперничество Китая с Индией за азиатское «геополитическое наследие» на фоне перехода к многополярной системе мироустройства со смещением политического и экономического центра тяжести в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

Но индийско-монгольские отношения тоже на подъёме. Подписаны соглашения о сотрудничестве между МИД и Советами национальной безопасности двух стран, о сотрудничестве в области культуры, кибер-безопасности  и о воздушном сообщении.

На идейно-религиозном уровне Монголия для Индии северная оконечность  буддийской дуги, разъединенной территорией Китая. Монгольская дипломатия не оставляет без внимания даже такую маленькую страну как Бутан – дополнительное буддийское звено между Индией и Монголией. Бутано-монгольские отношения развиваются достаточно динамично, концентрируясь на экономических вопросах.

В геополитическом плане Монголию и Бутан объединяет схожая внешнеполитическая модель поведения: оба государства балансируют между двумя более мощными соседями. В случае с Бутаном это Китай и Индия.  

Первостепенная задача Монголии – встроиться в формирующуюся геоэкономическую модель мироустройства с выходом на рынки стран АТР для экспорта сырья, как ключевой статьи монгольского бюджета.

В отношениях с Соединёнными Штатами, претендующими на звание единственного «третьего соседа» Монголии, заметен перекос. Американские инвесторы не спешат в Монголию, присутствие Вашингтона в стране выражается в проектах идеологической, а не экономической направленности (2,3).

Европа, в силу географического фактора, экономически не может заменить Улан-Батору двух главных соседей. Остальные «третьи соседи» являются весомым экономическим фактором только взятые вместе. Их экономическое присутствие по отдельности также малозаметно по сравнению с китайским и российским присутствием.

Экономические сотрудничество Пекина и Москвы предоставляет Монголии дополнительные возможности. Китайскую инициативу «Пояс и путь» Улан-Батор воспринимает как крупнейший проект XXI в., участие в котором даст Монголии долгожданный выход на удалённые внешние рынки и будет способствовать диверсификации монгольского экспорта с постепенным уменьшением в его структуре минерального сырья.

Общим вызовом для Монголии и Китая остаётся отсутствие утвердившейся системы региональной безопасности, избавленной от перекосов в стиле биполярного мира. Обе страны работают над созданием такой системы безопасности, о чем свидетельствует взаимное признание территориальной целостности.

Монголию и Китай сближает следование мягкой адаптивной модели экономического развития, чуждой демонстративных политических конфликтов, чем и объясняется их готовность к сотрудничеству в рамках проекта «Пояс и путь».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1)    http://asiarussia.ru/news/20351/

2)    http://www.mfa.gov.mn/?p=47233&lang=en

3)    http://www.mfa.gov.mn/?p=47206&lang=en

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати