Об этом заместитель Генерального секретаря ООН по глобальным коммуникациям Алисон Смейл заявила в интервью главному редакотру журнала «Международная жизнь» Армену Оганесяну.
«Международная жизнь»: В Москве вы принимали участие в работе семинара, темой которого, в том числе, является информационная война вокруг арабо-израильского конфликта. Однако более масштабные информационные войны и кампании ведутся по всему миру. Какую роль в прекращении подобного рода действий может сыграть ООН? И что может Организация противопоставить этой практике?
Алисон Смейл: Возможно из-за того, что я 40 лет работала в сфере журналистики, прежде, чем оказаться в ООН, я бы сказала, что решить данную проблему может только хорошая журналистика. К этому необходимо стремиться и за этим нужно постоянно наблюдать. Но я бы хотела поговорить вот о чем, мне очень не нравится термин «информационные войны». По моему мнению, что это не война. Считаю крайне важным и сложным делом точно использовать язык, чтобы описывать события максимально объективно.
«Международная жизнь»: Как бы вы определили тот процесс, который происходит в информационном поле?
Алисон Смейл: Это борьба, в которую мы вовлечены, но не война.
«Международная жизнь»: Что может сделать ООН, чтобы снизить эту ожесточенную конфронтацию или борьбу?
Алисон Смейл: К примеру, данный семинар. Такого рода мероприятия мы проводим ежегодно. Я считаю, что это хороший пример широких возможностей ООН провести дискуссию, которая в ином случае не могла бы состояться. И я уверена, что, как и прошедшие сессии, будущие будут очень живыми и полными новой информации, которая улучшит наше понимание невероятно сложной ситуации на Ближнем Востоке.
«Международная жизнь»: Может вы и правы, что термин «информационные войны» слишком сильный и следует говорить о данном процессе другими словами. Мне хочется вспомнить о европейских экспертах в Страсбурге, которые разработали некоторые нормы позволяющие избегать агрессивной риторики в ходе урегулирования конфликта в Косово. Может этот прецедент стать примером для ООН и конкретно использоваться в арабо-израильской ситуации?
Алисон Смейл: Я заинтересована в том, чтобы узнать об этом больше и была бы благодарна за дополнительную информацию. Осветив многие войны на Балканах, я представляю насколько сложной была эта задача. Конфликты происходят во всем мире, как вербальные, так и невербальные, и как я уже сказала лучшим противоядием является точная информация и хорошая журналистика. И как мы знаем, хорошая журналистика стоит денег, это не только про идеалы. Страны должны решить финансируют ли они СМИ, или оставляют на откуп рынку. И у каждой страны свой ответ.
«Международная жизнь»: С появлением в журналистике соцсетей, хотелось бы узнать, что вы подразумеваете, говоря о хорошей журналистике? Это только объективность?
Алисон Смейл: Прежде всего, это объективность. К тому же, многое зависит от выбранного тона, можно затеять спор или разумную аргументированную дискуссию, и результат будет разный.
«Международная жизнь»: Год назад, когда вы только заняли должность заместителя Генерального секретаря ООН, вы заявили, что одной из важнейших задач на этом посту является изменение имиджа ООН. С чем была связана ваша убежденность в необходимости таких шагов? Вам удалось продвинуться на этом пути?
Алисон Смейл: Мне хочется думать, что мы добиваемся результатов. Чем я была шокирована, когда мне предложили присоединиться к ООН, так это тем, что подходы к информационной работе там были несколько устаревшим, как в плане технологий, так и освещения событий. Для этого существует много причин. В ООН медиа функционирует не как обычные СМИ. Наполовину это связь с общественностью и остальная часть — это работа с новостями.
Для меня очень важно, чтобы мир понимал, что делает ООН. Без ООН не будет миротворчества, без ООН не будет крупномасштабной гуманитарной помощи, только ООН способна проводить большие дискуссии по вопросу равенства полов, только на полях ООН может проходить осмысленная дискуссия по вопросу глобального потепления. Эти четыре аспекта требуют вовлечения молодежи в дела Организации. Нам необходимо показывать крайнюю важность ООН. Когда люди спрашивают меня, и я начинаю это объяснять, они осознают, что миллионы человеческих жизней сохраняются ежегодно благодаря нам. Разве это не хорошая новость, которую мы хотим распространять, а не говорить о провалах ООН, к примеру, таких как тупиковая ситуация в Совете безопасности.
«Международная жизнь»: Вы говорите очень интересные вещи, которые доказывают значимость и нужность ООН.
Алисон Смейл: И то что она современна. Конечно у нас есть традиционные функции, такие как миротворчество. Но сегодня мы выполняем и новые задачи, которые позволяют формировать о нас представление, как о весомой переговорной площадке 21 века. Честно говоря, на моем опыте, не было не единой темы, которую бы ООН изучила досконально и не представила бы детальные отчеты.
«Международная жизнь»: Как вы работаете над образом ООН, используете соцсети?
Алисон Смейл: Да, используем соцсети. К примеру, мы сделали несколько видеороликов, которые в современном ключе показывают наши традиционные миссии. К примеру, один из них отправляет вас в Конго, где вы летите над джунглями и принимаете участие в миссии вместе с голубыми касками. Мы пытаемся быть современными насколько это возможно, в довольно сжатых рамках, как все знают финансирование довольно ограничено, существует много статей расходов, которые определяют страны-члены ООН, и они распределяют бюджет в угоду своим интересам. Обычно это очень сложный процесс переговоров. Но если мы не будем энергично отстаивать нашу точку зрения, то никогда не добьемся намеченного.
«Международная жизнь»: Насколько ООН сейчас является прозрачной структурой в смысле информационной открытости и что для этого делается?
Алисон Смейл: Важно то, что многие из тех, кто вовлечен в процесс информирование мира об ООН, являются бывшими журналистами, и мы понимаем, что хорошая, точная информация, представленная в спокойной манере, является лучшим средством для достижения прозрачности. Всегда есть аспекты деятельности Организации, которые освещаются в большей степени. Мы не пытаемся представить ООН как организацию, которая не делает ошибок или же в ней нет людей, которые ведут себя не так как бы им следовало. Конечно же так бывает. Но вместе с тем, я хотела бы думать, что ответственность с которой относится наша структура к странам-членам, и наши встречи, которые часто транслируются в прямом эфире говорят о нашей информационной открытости и честности.
«Международная жизнь»: Используете ли вы в своей работе социальные сети как средство получения информации и как способ информирования о деятельности ООН?
Алисон Смейл: Однозначно. Генеральный секретарь, например, показал миру как он проводит свое редкое свободное время в Нью-Йорке, посещая художественную галерею. Он пошел на Таймс Сквер, чтобы посмотреть очень современную цифровую выставку. Там были показаны последствия изменения климата, в результате которых на Таймс Сквер может оказаться свалка лодок, как следствие поднятия уровня воды на Манхэттене.
«Международная жизнь»: Вы используете твиттер, фэйсбук?
Алисон Смейл: Мы используем фэйсбук, твиттер, инстаграм, снэпчат. Мы пытаемся расширить свое присутствие в Китае используя Ви Чат.
«Международная жизнь»: Вы доверяете соцсетям как источникам информации?
Алисон Смейл: Журналист всегда должен осознавать ценность источников информации, происхождение этих источников. Это относится и к соцсетям. Нам следует всегда помнить, что соцсети сами по себе ничего не делают, они лишь имеют усиливающий эффект, они не отвечают за формирование политики. Они могут быть распространителем политики. Если одержимо не гнаться за просмотрами, можно понять, какое количество человек вероятно посмотрело вашу новость. И это хорошо потому, что дает понимание, что не стоит тратить деньги на то, что не просматривают или что вы собираете свою аудиторию из тех людей, чье внимание вы не хотите привлекать. К тому же, мы можем более прицельно работать с аудиторией и точнее измерять наше влияние на нее. Сложность в том, что, происходит слишком сильная концентрация на цифрах, а не на других способах измерения влияния.
«Международная жизнь»: Насколько часто вам приходится сталкиваться с фейковыми новостями в своей работе? Существуют ли решения этой проблемы? Может ли ООН регулировать или содействовать в выработке некоего всеобщего документа на этот счет?
Алисон Смейл: Я думаю, что фейковые новости являются частью старой дискуссии о том, правда ли то, что вы читаете или смотрите, можно ли это подтвердить и надежный ли источник информации? Я считаю, что очень важно быть осведомленным. Как я уже сказала ООН может провести любое число интересных дискуссий, и конечно же тема СМИ будет в числе самых интересных. Я считаю, что будет недальновидно поднимать вопрос о том, что мы должны контролировать издания, но мы можем развить дискуссию о том какой, контроль должен осуществляться.
Мы думаем о заключении договора со СМИ относительно освещения темы «Цели устойчивого развития». Речь идет о 17 целях, которые должны быть достигнуты к 2030 году. Это наше видение мира, и не только наше. 193 страны-члена ООН проголосовали за реализацию данной программы. И это дает право всем в мире спросить свои правительства, что они делают на любом уровне для претворения в жизнь этих целей. И они по-настоящему важны, поскольку, скорее всего, смогут смягчить изменение климата. Значительная часть нашей деятельности включена в эти 17 пунктов, «Цели устойчивого развития» для нас является приоритетными.
«Международная жизнь»: Какие перспективы в ООН видят для взаимодействия с гражданским обществом, в частности с молодежью и молодежными НПО?
Алисон Смейл: Молодежь определенно является частью нашей деятельности. У нас есть департамент общественной информации, который будет переименован в департамент глобальных связей, и Посланник Генерального Секретаря ООН по делам молодежи находится у нас. Она крайне активно путешествует по миру и агитирует детей принять участие в реализации целей устойчивого развития. Гражданское общество, неправительственные организации также играют важную роль в нашей деятельности.
«Международная жизнь»: Вы долго жили в СССР/России. Не считаете ли Вы, что в условиях, когда обычная дипломатия буксует, а градус конфронтации зашкаливает, взаимоотношения людей, человеческие чувства, семейные узы могут сыграть свою роль?
Алисон Смейл: Я думаю, что семейные узы и дружеские отношения, знание страны, конечно же, играет большую роль. Предрассудки не должны мешать, если вы нацеливаетесь на объективную журналистику. Это не является тайной, что я была в России, я знаю Россию более, чем 30 лет, и я замужем за русским пианистом и композитором Сергеем Дрезниным.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs