ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

США не могут помешать операции в Идлибе военными средствами

12:58 07.09.2018 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Фото: Е. Педанов

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол, посвященный встрече лидеров России, Ирана и Турции, стран-участниц астанинского формата. Главной темой саммита в Тегеране должна стать операция в Идлибе, которую планирует провести сирийская армия при поддержке российских ВКС. Сергей Лавров не раз заявлял, что из этой зоны деэскалации террористы наносят удары по сирийской армии и российской военной базе. США же настойчиво призывают отказаться от боевых действий в Идлибе.

В чем причины недовольства США?

«США теряет статус международного полицейского» (Александр Кузнецов)

Доцент кафедры международной безопасности ФМП МГУ Алексей Фененко считает, что «нервозность» Вашингтона началась с весны 2017 года, когда появился астанинский формат. По его мнению, США, в первую очередь, не нравится, что 3 страны берутся за урегулирование регионального конфликта без участия США. «Это доказательство перехода мира к настоящей многополярности», – подчеркивает замдиректора Института прогноза и политического урегулирования Александр Кузнецов.

Во-вторых, американские власти беспокоит сближение Турции (члена НАТО) с Ираном и Россией. «Они воспринимают это как покушение на Атлантическое единство», – добавляет эксперт.

Третьей причиной Алексей Фененко назвал то, что США считают астанинский формат «дочерним от ШОС». Он пояснил, что Иран уже партнер России по ШОС, Казахстан (где проводятся переговоры в рамках формата) – тоже, а Турция стремится к этому статусу.

Как США могут развалить астанинский формат?

Задача США – сорвать астанинский формат урегулирования. Как утверждает эксперт, то, что Россия не может защитить своего союзника Сирию от американских авиаударов, должно подорвать доверие к российской политике у других потенциальных союзников, в частности у Турции.

Другим способом развалить астанинский формат Алексей Фененко считает попытку США спровоцировать конфликт между Ираном и Израилем. У России сложились партнерские отношения с обеими странами. Но Израиль недоволен усилением позиций Ирана в Сирии. Признание Дональдом Трампом Иерусалима столицей Израиля, по мнению эксперта,  – это знак (прежде всего, для самого Израиля), что США поддержит израильское наступление в Сирии.

Еще одним вызовом для астанинского формата он назвал курдский вопрос. Турция и Иран, по словам Алексея Фененко, против появления курдской автономии. Однако в случае федерализации Сирии невозможно будет обойти интересы курдов, чья армия не без поддержки США остается одной из самых сильных в стране.

Может ли астанинский формат развалиться без участия США?

«Исчезает последний анклав, где Турция имела влияние» (Александр Кузнецов)

Но главная угроза единству «астанинской тройки» - это операция в Идлибе. Турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу на встрече с немецким коллегой заявил, что борьба с террористами – это лишь предлог для атаки на Идлиб. Он назвал операцию катастрофой для безопасности и гуманитарной ситуации и призвал сохранить зону деэскалации, в которой находятся 3,5 миллиона человек.

Сможет ли «астанинская тройка» договориться?

«Россия, Иран и Сирия не откажутся от ликвидации анклава» (Юрий Мавашев)

Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев заметил, что, несмотря на то, что в Идлибе есть ряд протурецких группировок, она не контролирует провинцию. «У Турции не осталось другого варианта, кроме как под давлением России, Сирии и Ирана провести операцию или хотя бы участвовать в ней», – уверен политолог. Потому что, по его мнению, от ее участия в операции будет зависеть решение проблемы беженцев (в Турции их уже 3,5 миллиона, после операции) и курдского вопроса. «Россия пытается согласовать с Турцией ряд вопросов, но при этом российские ВКС осуществляют авиаудары, которые подталкивают Турцию к решению проблемы Идлиба», – отмечает Юрий Мавашев. Он считает, что многочисленные российско-турецкие контакты свидетельствуют о том, что Турция хочет договориться относительно операции в Идлибе.

Осознание Турцией отсутствия контроля над ситуацией в Идлибе и твердая позиция России, Сирии и Ирана в стремлении ликвидировать зону деэскалации – два фактора, которые, по словам Юрия Мавашева, дают надежду, что «до конца осени» вопрос Идлиба будет решен.

В ходе круглого стола на вопрос журнала «Международная жизнь» ответил Александр Кузнецов.

«Международная жизнь»: Могут ли США помешать операции в Идлибе?

Александр Кузнецов: Дело в том, что у США сегодня очень ограниченные военные возможности в Сирии. Американские военнослужащие присутствуют на северо-востоке Сирии (это зоны, которые контролируют сирийские курды, Сирийские демократические силы) и в Эт-Танфе (на границе между Сирией и Ираком). И там, и там очень большое расстояние до Идлиба. При этом в Эт-Танфе очень легко изолировать американский контингент полностью, что, наверно, и произойдет в ближайшее время. Потому что с одной стороны вооруженные формирования в Ираке, с другой – сирийские правительственные войска. В Средиземном море проводятся российские военные учения. Большой военный контингент ВМС России, то есть фактически перекрыто побережье Сирии. Действия с турецкой территории, с базы Инджирлик встретят турецкое противодействие. Для американцев нет никаких военных способов помешать этой операции.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати