ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Гравюры эпохи Эдо выставлены в Москве

13:24 05.09.2018 • Ксения Симак, журналист

В Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылся один из самых ожидаемых проектов сезона - выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Большая часть экспонатов имеет особый государственный статус в Японии и покинула страну впервые.

На два месяца Белый зал музея превратился в своеобразный японский сад. Зигзагообразная деревянная скамья, рассекающая пространство, словно мостик, перекинутый через ручей, тянется параллельно с такими же деревянными японскими террасами, в глубине которых виднеются уникальные живописные ширмы.

Выставка японского искусства в Музее имени Пушкина - кульминационное событие перекрестного Года России и Японии. О том, какое значение ей придают организаторы, видно уже из того, какие экспонаты привезли в Москву. Из 135 произведений - 10 являются в Японии особо ценными объектами культуры, а две работы имеют особый государственный статус «национального сокровища».

«Это пространство превратилось в настоящую Японию, - отмечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России Тоёхиса Кодзуки. – Это уникальный шанс любования настоящим японским искусством. С момента открытия Перекрестного года в мае 2018 года наша цель заключается в максимальном использовании потенциала развития двухсторонних отношений между нашими странами. Данная выставка является одним из центральных событий Перекрестного года. Это самая масштабная выставка японской живописи в истории России: представленные здесь экспонаты являются лучшими образцами живописи и гравюры эпохи Эдо».

Уникальной данную выставку можно считать еще и потому, что организована она была всего за год. По словам директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Марины Лошак, подобные экспозиции требуют как минимум четырехлетней подготовки, поэтому данный проект, демонстрирующий хрестоматийные с точки зрения высокого качества и уровня вещи, беспрецедентен. 

«Когда год назад мы встретились с послом Японии господином Кодзуки, который не просто посол, а большой друг, помощник, партнёр, мы пытались представить себе, как возможно совершить этот шаг в столь короткие сроки, - рассказывает Марина Лошак. – Нам казалось это невозможным, но так как мы привыкли быть мечтателями-перфекционистами, то, чувствуя себя в данном случае самураями, избравшими свою стезю, мы пошли по этому трудному пути».

На выставке представлены очень ценные произведения живописи и гравюры из коллекций Агентства по делам культуры Японии, Музея изобразительных искусств города Тиба, Токийского национального музея, Художественного музея Итабаси (Токио),  а также российских собраний Пушкинского музея и Музея Востока. Первая сотня шедевров будет продемонстрирована в «первой главе», а ровно через месяц - с 3 октября по 28 октября – в музее откроется «вторая глава», состоящая из других ста предметов искусства.

Ввиду того, что японское искусство из шелка и бумаги очень хрупкое, демонстрировать экспонаты можно лишь в полумраке и не более четырех недель. Поэтому происходит полная реэкспозиция выставки.

Одной из наиболее ценных картин является портрет Таками Сэнсэки авторства Кадзана Ватанабэ, который является «национальным сокровищем» Японии.

«Я сам и большинство японцев никогда не имели возможности посмотреть это произведение так близко, - признается глава Агентства по делам культуры Японии Рёхэи Мията. – И думаю, что больше уже такого шанса мне не представиться».

Эпоха Эдо длилась 263 года, начиная с начала XVII века и заканчивая второй половиной XIX века, когда в 1868 году после реставрации Мэйдзи изменился государственный строй. Это был мирный период самоизоляции страны, который дал возможность развиваться самобытной японской культуре. В изобразительном искусстве этой эпохи зародилось множество различных жанров: цветные декоративные работы, работы с ярко выраженной индивидуальностью и чувственным восприятием художников, укиё-э, которые оказывали влияние на искусство Европы и Америки и породили такое явление, как японизм.

«На этой выставке удалось представить почти полную картину живописи эпохи Эдо, - считает директор Токийского национального музея Масами Дзэния. – Думаю, что даже в Японии провести такую масштабную выставку, на которой были бы представлены произведения столь высокого уровня, было бы чрезвычайно сложно».

Кроме того, в рамках выставки будет проходить серьезная образовательная программа. Объем того, что будет происходить на протяжении двух месяцев, очень плотный и беспрецедентный. По словам Марины Лошак, посетителей каждый день будут ждать события, не похожие одно на другое.

 

Фотогалерея

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати