В последний день августа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении Митрополита Иллариона, возглавляющего Отдел внешних церковных связей, посетили Фенер – маленький район Стамбула. Взгляды всего православного мира сейчас прикованы именно к этому маленькому району, вернее – к одному из его жителей – патриарху Вселенскому Варфоломею, чья резиденция находится среди улочек Фенера.
Именно в его руках сейчас сосредоточены не только мирная жизнь миллионов православных украинцев, но и без преувеличения сказать – судьба всего мирового Православия. Напомним: Украина, в лице своего президента Петра Порошенко в очередной раз подняла тему дарования автокефалии перед Вселенским Патриархом Варфоломеем. С той или иной степенью настойчивости этот вопрос поднимался на протяжении 20-ти лет разными президентами Украины, однако нынешним президентом со всей своей правительственной машиной теме автокефалии был придан новый ракурс. Требование автокефалии и настойчивость в достижении результата была тесно переплетена с «политической целесообразностью» - необходимостью «избавиться от промосковского влияния» в лице существующей единственно канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Иными словами: с помощью раскольнической УПЦ КП (Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата), ставшую идеологической платформой государственной националистически ориентированной власти, украинские правящие и карательные органы обрекают законную во всех качествах УПЦ МП на положение изгоя, а Её прихожан на роль живых мишеней в прицелах бойцов нацбатов.
При этом не только Московская Патриархия, но и Иерархи и представители многих других Православных Церквей высказывали свои опасения и высказывались против осуществления данного «проекта».
Последнее высказывание сделал 30 августа Патриарх Сербский Ириней, как раз накануне Синаксиса[1] Вселенской Патриархии, где решение вопроса об украинской автокефалии стояло основным в повестке дня. На 15-ти страницах личного письма Патриарх Ириней приложил максимум знаний, усилий и своего пастырского красноречия, пытаясь убедить Вселенского Патриарха в том, что положительное принятие решения об украинской автокефалии послужит отнюдь не благому делу мирового Православия[2]. По мнению Сербского Патриарха, «вмешательство Вселенского патриархата в вопрос о предоставлении автокефалии Украинской Церкви» принесет пагубность для Церкви, а «ересь энтофилитизма»[3] – главнейшее зло современного православия. Сербский Патриарх особо обратил внимание на то, что современные светские государства используют церковь для «служения власти». Ситуацию на Украине он сравнил с положением Македонии и Черногории, прямо заявив, что такие действия Вселенского Патриарха демонстрируют «небратскую позицию по отношению к Русской Церкви».
При этом в сложной ситуации оказалась в данном вопросе Московская Патриархия. Видимо понимая, насколько угрожающим становится ситуация с вопросом предоставления автокефалии и ее последствиях, и будучи крайне обеспокоенным судьбой канонической Церкви на Украине, Патриарх Московский и всея Руси предпринял свой визит в Стамбул для личной встречи со Вселенским Патриархом накануне архиерейского Синаксиса.
В ходе самих переговоров в резиденции Вселенской Патриархии, видимо, будучи в очередной раз предупрежден о губительных для Церкви и кровавых для верующих последствиях предоставления УПЦ (КП) автокефалии, на этот раз от Московского собрата лично, Патриарх Варфоломей отреагировал весьма резко: «Мы не угрожаем и нам угрожать не надо», - сообщает агентство «Rоmfea»[4]. Более предметно об этом факте переговоров заявил позднее секретарь Синода Константинопольского патриархата Митрополит Галльский Эммануил: «Вселенский Патриарх разъяснил российской делегации, что решение принято и процесс предоставления автокефалии запущен. Мы не хотим создавать еще один раскол, мы хотим объединить Церкви»[5].
Естественно, что после таких заявлений продолжать разговор было не о чем. О крайней неудовлетворенности итогами визита Русской делегации в Стамбул, свидетельствовал хотя бы тот факт, что делегация Московской Патриархии не осталась на запланированный программой визита обед, поторопившись в аэропорт. Нужно отдать должное дипломатической сдержанности Святейшего Патриарха в том положении, когда его братские увещевания не оказались услышанными. Уже в аэропорту, по сообщению РИА «Новости»[6] Святейший Патриарх Кирилл заявил, что "…это была братская беседа, и я без согласования с его святейшеством (патриархом Варфоломеем) не хотел бы посвящать вас в детали. Хотя ничего секретного там не было. И ничего такого, что произвело бы какой-то взрыв в сознании,… ничего этого не было. Разговор был очень правильный", — сказал патриарх, отвечая на вопрос, обсуждалась ли на встрече тема "украинской автокефалии".
Таким образом, мы видим, что, несмотря на все старания здравомыслящих сил, Вселенская Патриархия все же запустила часовой механизм взрывоопасной для Православия и мира на Украине ситуации.
На сайте Украинской Православной Церкви в Америке (Константинопольского Патриархата) была опубликована речь Патриарха Варфоломея перед архиереями Синаксиса, показавшая истинное лицо «братской Матери-Церкви»[7].
Оказывается, что уже с XIV века Киевская Митрополия предпринимает «…неустанные усилия… за независимость от церковного контроля со стороны московского центра». Оказывается, что Москва совершает «…неканонические вмешательства время от времени в дела Киева…». И именно поэтому «Вселенский Патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Священными Канонами, и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от почетного украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы «Патриарха» Киевского Филарета об апелляционном рассмотрении его дела», заявив таким образом об исключительном праве Вселенского патриархата предоставлять автокефалии и решать прочие общецерковные вопросы!
Безусловно, беспрецедентное признание украинских раскольников и, как следствие, дарование автокефалии по государственно-географическому принципу со стороны Вселенского патриархата вызовет крайнее возмущение не только у Русской церкви, но и у большинства поместных православных церквей мира. К тому же, мы уже обращали внимание на тот факт, что имплементация «украинской автокефалии» может повлечь за собой крайне опасную цепную реакцию негативных процессов для самой Вселенской Патриархии и в первую очередь со стороны её американских епархий[8].
Тут необходимо сделать маленькое отступление.
Ни для кого не является секретом тот факт, что главным и по сути дела единственным игроком на киевской политической площадке является Государственный Департамент США. А поскольку церковные вопросы теперь тоже входят в сферу интересов государственных структур нынешней украинской власти, то это должно было непременно стать и сферой деятельности Госдепа. И, похоже, это случилось.
Так накануне Синаксиса и визита Патриарха Кирилла в Стамбул, 29-го августа в Киеве в резиденции канонически непризнанного главы УПЦ КП Филарета (Денисенко) состоялась встреча последнего с послом США в Украине Мари Йованович[9], в ходе которой «стороны обсудили перспективы развития межцерковного и государственно-церковного взаимодействия, которое будет способствовать утверждению демократических ценностей в Украине».
В этой связи, вполне логично предположить, что «патриарху» Филарету накануне Синаксиса были предоставлены определенные соображения о путях решения «украинского вопроса», а Патриарху Варфоломею, в свою очередь, были предоставлены действенные заверения о полномасштабной помощи американского правительства в усмирении «бунта» его американских епархий.
*** *** ***
По сообщению того же агентства «Romfea», один высокопоставленный человек из УПЦ МП заявил: «Вселенский Патриарх не имеет полной картины ситуации, сложившейся в Украине. Разве что он оказался в ловушке того, что говорят ему его сподвижники, преподнося удобное ему видение ситуации? Как можно говорить, что в Украине мы будем лечить и не разделять, когда после такого решения у нас будет кровопролитие?»[10].
Таким образом, Вселенская Патриархия и лично Патриарх Варфоломей стоят перед историческим выбором: совершить действительно миротворческую миссию, под любым предлогом устранившись от неканонического вмешательства в украинский религиозный конфликт, или стать реальным катализатором витка очередного гражданского противостояния на Украине и раскола мирового Православия.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Собрание епископата
[3] Тенденция в поместных православных Церквах, вследствие которой приносятся общецерковные интересы в жертву национально-политическим. Осуждён как ересь на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года. «Мы отвергаем и осуждаем… народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Совершающих такое деление по племенам (национальностям) и дерзающих основывать на нём небывалые доселе племенные сборища (национальные незаконные церкви), мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Православной и Апостольской Церкви и настоящими раскольниками»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs