Минобороны Японии запросило у правительства страны рекордный бюджет на новый финансовый год, и основная причина роста предполагаемых расходов - установка американских наземных ракетных противовоздушных систем Aegis Ashore, которые должны защищать Японию от предполагаемой атаки из-за рубежа, в первую очередь со стороны Северной Кореи.
Решение о закупке и размещении Aegis Ashore было принято правительством Японии в середине декабря 2017 года. И уже тогда последовала российская реакция. Отметив, что Япония давно втянута в создание азиатского сегмента глобальной системы ПРО США, заместитель министра иностранных дел России С. Рябков заявил, что «технически и функционально развертываемые на японской территории комплексы идентичны американским. Причем именно тем, которые способны запускать как ракеты-перехватчики, так и ударные крылатые ракеты среднего и меньшего радиуса действия... Тот факт, что аналогичные комплексы могут теперь появиться и на восточных рубежах России, создает для нас новую ситуацию, которую мы, разумеется, не можем не учитывать в нашем военном планировании»[i].
Проект Aegis Ashore подвергся жесткой критике со стороны не только Москвы, но и Пекина: он, как и другие противоракетные системы Соединенных Штатов, был назван средством изменения стратегического баланса. Развертывая комплексы ПРО в непосредственной близости от российских или китайских границ, Вашингтон показывает свое желание получить преимущества в гипотетическом конфликте с обменом ракетно-ядерными ударами.
Кроме того, Россия и Китай выступают против размещения в Японии Aegis Ashore, поскольку в перспективе эти комплексы могут запускать не только противоракеты, но и ударные крылатые ракеты, которые Договор о РСМД запрещает размещать на суше.
Кстати, производитель Aegis Ashore - американская компания Lokheed Martin – поднял цену на свою систему на 400 миллионов из-за новых радаров, которыми решено оснастить установки. Речь идет о сверхчувствительных радарах дальнего действия SPY-6, разработанных американской компанией Ratheon. Эти системы в 30 раз более чувствительны, чем SPY-1D, которыми оснащены комплексы Aegis сейчас.
И здесь возникает прямая аналогия с недавним размещением на территории Южной Кореи американской системы ПРО THAAD, на которое резко негативно отреагировал Китай, расценив это как потенциальную угрозу своим силам стратегического сдерживания. Максимальная дальность действия радиолокационных станций (РЛС) как части этой системы составляет 1 тыс. км, а в режиме наведения – до 600 км. Эти РЛС имеют преимущества перед системами космического наблюдения и, в частности, теми из них, которые входят в систему предупреждения ракетного нападения. Они могут наблюдать ракеты в атмосфере на высотах до 100 км, чего не может делать спутник, и при старте ракеты с территории Китая, зафиксируют его раньше и точнее, чем прочие средства слежения и перехвата. Поэтому озабоченность китайской стороны вполне понятна.
Москва и Пекин восприняли размещение американской системы ПРО THAAD в Южной Корее как признак изменения сложившегося стратегического баланса сил в регионе. Обострились не только американо-китайские отношения, но и отношения КНР и Республики Корея, которые ранее продвигались по пути стратегического партнерства. При этом американский военно-промышленный комплекс получил выгодный подряд.
Россия и Китай не могли не отреагировать на подобный шаг Вашингтона. Во время визита Президента России В. Путина в Китай, состоявшегося в конце июня 2016 г., стороны подписали Декларацию об укреплении международной стратегической стабильности. В этом документе есть специальный параграф с негативной оценкой размещения системы ПРО THAAD.
В планах размещения системы ПРО THAAD и Aegis Ashore также просматривается прямая аналогия с ЕвроПРО: создается новый район прикрытия, и что там будет размещено – никто не знает. Москва воспринимает этот акт как позиционный элемент новой антироссийской противоракетной системы в Восточной Азии вплоть до Аляски. Ведь эти системы рассчитаны на то, что будут прикрывать американские объекты. Значит, там могут быть размещены и другие средства сдерживания, прикрытием которых выступает американская система ПРО.
Основной вызов для России заключается в том, что, если маховик наращивания вооружений в регионе будет запущен, проигнорировать эту новую военно-политическую проблему Москва не сможет. Ей придется размещать в Приморье дополнительные войска и, как минимум, обеспечивать противовоздушную оборону этой территории. Скорее всего, размещение американских систем ПРО в Северо-Восточной Азии приведет также к активизации не только политического, но и военно-технического сотрудничества Москвы и Пекина, включая закупку Китаем зенитных ракетных систем С-400.
После того как в декабре 2015 г. США, Южная Корея и Япония в ходе учений, проведенных на Гавайских островах, осуществили первый успешный перехват баллистической ракеты при помощи системы Aegis, российские и китайские военные провели компьютерные командно-штабные учения по противоракетной обороне. Экспертами также обсуждаются вопросы, связанные с перспективами создания объединенной системы ПРО в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Постепенно создаваемая США глобальная система ПРО несет угрозу нарушения стратегической стабильности в разных регионах мира. Об этом вновь напомнил 22 августа с. г. Владимир Путин, заявив на встрече с президентом Финляндии: «Мы должны реагировать на то, что у наших границ, в непосредственной близости, появляются элементы американской системы противоракетной обороны. Обращаю ваше внимание на то, что это не просто противоракетные системы. Это такие системы, которые могут использоваться и для пусков ракет средней дальности». [ii]
Пока еще не поздно купировать угрозу региональной безопасности, связанной с размещением американских систем ПРО, политико-дипломатическими средствами. В частности, российская дипломатия (при поддержке китайской) могла бы поставить вопрос о многосторонних мерах транспарентности и военного доверия при размещении таких систем в рамках диалога по вопросам безопасности на Азиатском региональном форуме (АРФ) и в формате Восточноазиатского саммита (ВАС), а также предложить включить такие системы ПРО в Реестр мер доверия Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
[i] «Комментарий заместителя Министра иностранных дел России С.А. Рябкова в связи с развертыванием в Японии системы ПРО», 30 декабря 2017г., URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3013131
[ii] «Совместная пресс-конференция с Президентом Финляндии Саули Ниинистё», 22 августа 2018 г., http://www.kremlin.ru/events/president/news/58347
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs