Очередной раунд обострения венгерско-украинских отношений в связи с учреждением в Венгрии должности уполномоченного министра, ответственного за сотрудничество с Закарпатьем и реализацию программы развития дошкольных учреждений в Карпатском бассейне, укладывается в общую канву политического конфликта между Будапештом и Киевом (1).
Словосочетание «Карпатский бассейн» говорит о том, что поддержка и развитие венгроязычного образования не является частным случаем украинско-венгерских отношений. Это комплексная программа, ориентированная, кроме Украины, на расположенные в даном регионе Словакию, Румынию, Сербию.
Будапешт считает Карпатский бассейн «местобытием» венгерского народа, а своё влияние в регионе – обусловленным самой историей. Без Карпатского бассейна история венгров будет неполной и обрезанной, поэтому украинско-венгерские противоречия носят более глубокий характер, чем дипломатическая перебранка двух государств. Поскольку Закарпатская область Украины территориально находится в Карпатском бассейне, она является объектом приложения внешнеполитических усилий Будапешта по упрочению своего культурного и политического влияния.
Активизация Будапешта на украинском направлении обусловлена нескольким факторами. Во-первых, Венгрии удалось в значительной степени притормозить процесс сближения Киева с НАТО. Заседания комиссии Украина – НАТО заблокированы. Будапешту удалось сорвать процесс политического сближения между Украиной и ЕС, расширив для себя поле внешнеполитического манёвра. Без поддержки Европы Киев в диалоге с более влиятельным Будапештом загодя оказывается в роли проигравшего.
Во-вторых, Украина, следуя в фарватере политики США, добровольно взяла на себя роль геополитического буфера между Западом и Россией, о чем прямо заявил венгерский премьер-министр Виктор Орбан (2). Буфер не может быть частью интеграционного проекта (в случае с Украиной, это проект евроинтеграции), потому что функциональная роль буфера – разделять проекты, а не сопрягать их. Орбан заявил: шансов на членство в ЕС и НАТО у «буферной» Украины нет. Соответственно, нет и дополнительных механизмов защиты перед венгерским натиском. Наконец, в такой ситуации легче найти союзников для совместного давления на Украину. Чаще всего указывают на Румынию, претендующую на Черновицкую и Одесскую обл. Украины и могущую негласно координировать свои шаги с Венгрией. Диаспоральная активность Будапешта на румынском направлении в последнее время снизилась, и возросла на украинском направлении. Восточный вектор в политике Будапешта будет главенствующим. Обсуждать с Бухарестом проблемы венгерской диаспоры в Румынии, которая является членом НАТО и ЕС и страной, где размещены военные объекты НАТО, гораздо сложнее, чем с Украиной. Киев менее защищён и в таком проигрышном состоянии будет пребывать и далее. Если где и есть у Будапешта перспективы популяризации венгерского вопроса, так это на Украине.
Действиями Киева в ответ на учреждение должности уполномоченного министра по работе с Закарпатьем стала нота протеста и угроза запрета въезда на Украину венгерским политикам. Последний вариант не самый лучший для Венгрии, но не катастрофический. Он несёт с собой другие плюсы – программирует дальнейшее ухудшение отношений Украины с Венгрией, как членом ЕС и НАТО. Нормализация и углубление контактов Киева с ЕС – не самый желательный для Будапешта сценарий. Официальная позиция венгерского МИД – проблемы Украины с евроинтегарцией вызваны самой Украиной (3), что верно в том смысле, что уровень коррупции и деградация экономики не добавляют Украине привлекательности в глазах Брюсселя, являясь главным препятствием к членству в ЕС. Будапешт видит отсутствие у Киева системного понимания закарпатского вопроса и склонность к популистским шагам, рассчитанным на внутриполитический эффект, как то размещение военной базы у границ Венгрии в самом «венгерском» Береговском районе Закарпатья и попытки участия в полемике между Киевом и Будапештом откровенно маргинальных политических сил (4). Очевидно, что общеполитическая атмосфера внутри ЕС исключает вариант силовых действий Венгрии на Закарпатье. Стратегия Будапешта рассчитана на долгосрочный эффект, когда плод дозреет и сам упадёт в руки.
Это не обязательно подразумевает физическое нарушение территориальной целостности украинского государства. Будапешт может ограничиться более гибким вариантом - укреплением трансграничного влияния на венгерскую общину, проживающую на Украине, в Словакии, Сербии, Хорватии, и тем самым, укрепит свое влияние.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.eurointegration.com.ua/news/2018/08/2/7085124/
2) https://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2018/08/3/7085170/
3) https://regnum.ru/news/2458647.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs