Руслан Гринберг. Фото:sib-science.info.
Евросоюз пошел на уступки США, чтобы не допустить торговой войны. Как повлияют на американо-европейские отношения достигнутые договоренности? За ответом на этот вопрос обозреватель журнала «Международная жизнь» обратился к доктору экономических наук, научному руководителю Института экономики РАН Руслану Гринбергу.
Руслан Гринберг:
Трамп есть Трамп. Он без особого почтения относится к тому, что сам сказал днём раньше. Но в данном случае, судя по всему, есть определенное здоровое начало в идее переговоров с главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером.
Юнкер – здравомыслящий человек. Думаю, что ему и Трампу удалось достигнуть договоренности не обмениваться ударами, ставя тем самым под вопрос дальнейшие перспективы отношений. Ясно, что по некоторым экспортным и импортным статьям предстоят отдельные переговоры, но, видимо, очередного витка торговой войны между США и Европейским союзом удастся избежать.
Конечно, необходимо отдавать себе отчет в том, что ЕС и США, несмотря на все разногласия, остаются важнейшими экономическими партнерами, товарооборот между которыми уже сейчас, по некоторым данным, составляет больше триллиона долларов.
Трамп поставил перед собой вполне определенную цель. Дело в том, что он хочет сократить, а в идеале полностью отказаться от дефицита торгового баланса, который традиционно есть у Соединенных Штатов. То есть Вашингтон традиционно больше покупает, чем продаёт. Конечно, его усилия можно понять, хотя я никогда не видел, чтобы этот факт воспринимался как проблема. Ни один президент США не ставил так задачу. Впрочем, у действующего хозяина Белого дома есть и еще одно преимущество: пошлины на европейские товары в США ниже, чем на американские - у европейцев. В идеале полный отказ от пошлин и установление нулевых торговых барьеров может сыграть на руку Америке. Но мне не кажется, что так произойдет. Задача, конечно, хорошая, и в ВТО она тоже актуальна. Восходит она еще к тем временам, когда существовало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенное в 1947 году. Его инициаторы и участники ставили своей задачей ввести свободную торговлю, режим которой был разрушен в 1930-е годы.
Разумеется, речь идет только о начале соответствующих переговоров. Если действующая администрация США всерьёз относится к отношениям с Европейским союзом (а американцы должны всерьёз относиться к этому), то, возможно, благодаря достигнутым договоренностям, мы получим чудо взаимного сокращения пошлин. Однако дьявол кроется в деталях: вокруг некоторых статей экспорта и импорта могут идти отдельные бои местного масштаба. Без них, боюсь, не обойдется.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs