ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

С-400 как символ многополярного мира

14:14 16.07.2018 • Андрей Исаев, журналист-международник

Из очередного доклада Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) следует, что продажи оружия с 2013 по 2017 годы выросли в мире на 10%. При этом уже к 2016 году они достигли максимума после «холодной войны». На пять крупнейших экспортеров военной продукции – это США, Россию, Францию, Германию и Китай приходится 74% мирового объема торговли оружием в 2013-2017 годах. (segodnya.ua) Плюс появляются новые «звездочки», вроде Южной Кореи и Турции. Россия, сдавшая было позиции в последние годы, похоже, сумела переломить тенденцию, и в 2017 году объем российского оружейного экспорта составил 15.3 млрд. долл. США. (rosbalt.ru)

На мировом оружейном рынке есть свои «бестселлеры», и в их числе, несмотря на жесткое противодействие стратегических конкурентов России, более того, - благодаря ему - закрепился ПРК С-400 «Триумф». Желающих, точнее, декларирующих желание купить его много. Но все далеко не просто.

В декабре 2017 года Москва и Анкара подписали кредитное соглашение на поставку двух батарей С-400 и договорились поставить в Турцию в общей сложности четыре дивизиона «Триумфов». Уплату аванса подтвердил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, подчеркнув, что Турция сама решает свою судьбу и руководствуется собственными интересами в сфере закупок вооружений. Напомним, что чуть было не приведший к роковым последствиям Карибский кризис начался с размещения на территории этой страны американских ракет средней дальности «Юпитер», что тогда с восторгом приняла официальная Анкара.

А теперь американцы дали Турции понять: ей придется столкнуться с санкциями, если сделка с Россией состоится. Впрочем, одновременно предложили и альтернативу, сообщив, что Анкара может получить другие зенитные ракетные комплексы, которые будут отвечать стандартам Североатлантического альянса, то есть «Пэтриоты». Турки не были бы турками, если бы упустили возможность поторговаться. Как заявил глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу перед очередным раундом переговоров с госсекретарем США Майком Помпео в марте 2018 года, если Соединенные Штаты готовы продать Турции свои системы ПВО, Анкара готова рассмотреть возможность их приобретения.

Индия, расширяет связи с США, но дает понять, что на положение «младшего брата» она не согласна: Совет по оборонным закупкам страны «окончательно» одобрил соглашение о приобретении российских С-400. Об этом сообщила газета The Times of India со ссылкой на свои источники. Пока, по информации газеты, подписан меморандум о намерениях. Издание отметило, что единственной проблемой для заключения сделки остается риск попадания Индии под американские санкции из-за федерального закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Источник газеты сообщил, что Нью-Дели тем временем пытается договориться с США по этому вопросу. (newsru.com)

Глава комитета палаты представителей США по вооруженным силам Уильям Торнберри в этой связи хоть и заявил, что Вашингтон разочарован решением индийского правительства купить С-400, но введение санкций «на данном этапе» маловероятно. Конечно, Индия слишком важна для Вашингтона, чтобы с ней ссориться: она традиционно имеет натянутые отношения с главным стратегическим конкурентом США - Китаем, входит в ШОС и, наконец, остается крупнейшим в мире импортером оружия, при этом все больше диверсифицируя географию оружейного импорта. Впрочем, уже поступает информация о попытках США торпедировать поставки «Триумфов» Нью-Дели. (ria.ru)

Отставать от большого соседа «не имеет права» балансирующий между США и Китаем Пакистан. Комментируя ситуацию, Times of Islamabad откровенно призналась: «Пакистан должен получить российские С-400, так как Индия ускоряет процесс получения этих противоракетных систем от Москвы». (timesofislamabad.com) А в феврале этого года неназванный пакистанский военный чиновник сообщил РИА Новости, что Исламабад может рассмотреть вопрос о приобретении С-400, «если позволит бюджет» страны. (ria.ru)

Скандал по поводу «Триумфов» вышел не только с Турцией, но и с Катаром. В октябре 2017 года, впервые в истории, министр обороны РФ посетил Катар и заключил договор о военно-техническом сотрудничестве. А в январе этого года стало известно о заинтересованности Дохи в покупке С-400. На что резко отреагировал Эр-Рияд: в июне король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд направил президенту Франции Эммануэлю Макрону письмо, в котором заявил о готовности своей страны начать военную операцию против Катара, если тот закупит комплексы С-400, и в этой связи попросил французского лидера предотвратить сделку (Макрон собирался тогда на встречу с Владимиром Путиным – А.И.). (lemonde.fr) Трудно усомниться в том, что позиция Эр-Рияда в этом вопросе не согласована с Вашингтоном – американское предупреждение непокорному Катару, скорее всего, было просто артикулировано посредником. МИД Катара решительно воспротивился угрозам, но решил подстраховаться, изъявив желание… стать членом НАТО.   

В результате совсем недавно одна из бахрейнских газет со ссылкой на доклад «американского исследовательского центра» сообщила, что Катар решил отменить сделку на покупку российских ПРК после получения предупреждения от США:       «… Вашингтон пригрозил Дохе из-за желания приобрести российское передовое вооружение, которое она хотела интегрировать в военную сеть на Аравийском полуострове, где в основном присутствует американское вооружение… Доха не может пойти против Вашингтона, который является основным гарантом его безопасности на данный момент», - говорится в докладе. (inosmi.ru)

Между тем и Саудовское королевство решило продемонстрировать, что его статус в мире не сводится к малопривлекательному положению «бензоколонки США» и в прошлом году договорилось с Москвой о поставках четырех дивизионов С-400. По поводу этой возможной сделки помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин заявил: «Не могу сказать, что там все у нас гладко: переговоры продолжаются, в первую очередь потому, что партнеры настаивают сразу на резком рывке, подразумевающем и поставки, и передачу технологий. Мы же, обладая достаточно большим опытом, уважая и оценивая потенциал партнера, предлагаем все-таки двигаться step by step». (kommersant.ru) В целом вся ситуация выглядит несколько странно. Саудовской Аравии и прочим союзникам Соединенных Штатов не следует покупать российское военное оборудование, в том числе зенитные ракетные системы С-400, - заявил, выступая в Конгрессе, кандидат на пост помощника госсекретаря Дэвид Шенкер. Но при этом никаких запугиваний из-за океана пока не слышно, чему в экспертной среде выдвигаются разные объяснения – от нежелания американцев рисковать отношениями с исправно работающим «нефтяным» партнером до плана через саудовцев заполучить российский ПРК для внимательного изучения.

Список потенциальных покупателей можно продолжить: командующий королевской гвардией Бахрейна Насер бен Хамад Аль Халифа подтвердил, что его страна ведет переговоры о покупке С-400; глава Комитета по обороне и безопасности иракского парламента Хаким аз-Замили признался, что Ирак хочет иметь эти системы. Есть информация, что интерес в этом плане проявляет Марокко…

Скорее всего, купят С-400 не все перечисленные страны - у кого-то не хватит денег, кого-то (как Катар, если информация подтвердится) отговорят западные «партнеры» России.

Важнее другое – декларирование намерений приобрести современное российское оружие. Более того – конкретный противоракетный комплекс, который теперь уже символизирует стремление к самостоятельной внешней политике, отказ от американской военно-политической «опеки», пересмотр отношений с заокеанским «старшим братом».* А еще – свидетельствует о превращении России в альтернативный Западу центр силы и полюс политического притяжения.

Раздражение, которое вызывает у американского истеблишмента этот, если не «парад суверенитетов», то вал «деклараций» о таких намерениях, вызвано не только нежеланием терять рынки оружия, но и озабоченностью «непослушанием» стран, которые в Вашингтоне (не на словах, конечно, а на деле) причислены к «филиалам» USА Ltd бизнесмена Трампа, привыкшего командовать всем и всеми в рамках строгой корпоративной дисциплины. И, как показали последние саммиты G7 в Ля Мальбе и НАТО в Брюсселе, не желающего или не способного изменить свой modus vivendi даже в отношении ближайших союзников.

Во второй половине прошлого века АК-47 стал самым узнаваемым символом сопротивления западному империализму со стороны политических движений и целых народов «стран третьего мира», по тогдашней советской терминологии. И в этом качестве даже перекочевал на государственные гербы Зимбабве, Восточного Тимора, Буркина-Фасо (до 1997 года), Мозамбика (он красуется еще и на флаге этой страны). Какая судьба в истории уготована «Триумфу», мы не знаем. Но шансы стать «калашниковым XXI века» у него уже есть.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


*Мы не говорим здесь об уже купившем «Триумфы» Китае, которому давно уже никому ничего доказывать и демонстрировать не нужно. А нужно просто усилить свою ПВО высококлассным оружием.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати