Панорама Циндао. Фото: chinamodern.ru.
9-10 июня 2018 года в китайском городе Циндао состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества, на котором главы стран-участниц объединения озвучат общую позицию по ключевым вопросам международных отношений и определят перспективы интеграции на Азиатском континенте. По итогам предстоящего форума ожидается принятие 17 документов и подписание 8 соглашений. Как ожидается, одной из центральных тем для дискуссии станет проблема согласования национальных законодательств стран-участниц ШОС в области криптовалют, включая возможность совместного использования новых финансовых инструментов на мировом рынке.
В преддверии саммита в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялся круглый стол, на котором известные востоковеды, политологи и экономисты поделились своими прогнозами, касающимися дальнейшего развития ШОС.
Тон дискуссии задал известный востоковед, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН) Юрий Тавровский. Он напомнил, что практически одновременно пройдут два важных международных форума: ШОС в Китае и «Большой семерки» в Канаде. По мнению эксперта, в настоящее время западные интеграционные структуры переживают период кризиса. Об этом, в частности, свидетельствуют такие события как выход США из Транстихоокеанского партнерства и из Парижского соглашения по климату, стремление Великобритании покинуть Евросоюз. В то же время ШОС, основанная 17 лет назад, напротив, проявляет тенденции к росту и развитию, а некоторые из ее участников предлагают альтернативную модель глобализации. Эксперт подчеркнул, что на XIX съезде Коммунистической партии Китая была принята новая доктрина «мирового сообщества с единой судьбой». Растет представительство в ШОС и ядерных держав. Помимо России и Китая, речь идет о недавно принятых в организацию Индии и Пакистане, а также о Северной Корее, встреча с представителями которой не исключена на полях саммита.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что одной из наиболее актуальных проблем, которые необходимо решить ШОС, является поиск путей консолидации по важнейшим политическим вопросам. Достаточно вспомнить ситуацию, сложившуюся вокруг «дела Скрипалей». Как только одна из стран-участниц «Большой семерки» указала пальцем на Россию, все остальные ее безоговорочно поддержали. В то же время участники ШОС предпочли промолчать.
По мнению В.Жарихина, для того, чтобы ШОС могла действительно рассматриваться как альтернатива Западу, ей требуется общая политическая философия, возможной основой для которой могла бы стать идея «позитивного развития», исключающего или минимизирующего ущерб для других участников мировых процессов. Этим ШОС будет отличаться от «семерки», где прогресс мировых лидеров идет бок о бок с нанесением вреда для других участников международных отношений.
Заместитель председателя Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко отметил, что саммит ШОС в Циндао рассмотрит и гуманитарные вопросы. Среди них – развитие межкультурного диалога, работа с подрастающим поколением, профилактика экстремизма. Среди готовящихся к подписанию документов особое внимание привлекает Меморандум о сотрудничестве с ЮНЕСКО.
Директор Делового клуба ШОС Денис Тюрин напомнил, что на саммите этой организации в Уфе в 2015 году была принята Стратегия развития до 2025 года – важный документ, который, однако, отчасти устарел и требует новых уточнений и дополнений. Изменения должны касаться не только вопроса сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс – один путь», но и предстоящего через месяц саммита стран БРИКС в Йоханнесбурге.
По словам Д.Тюрина, важнейшей платформой для объединения стран в рамках ШОС остается неприятие мирового порядка, основанного на доминирующей роли, созданных США и их союзниками, финансовых институтов, политики «выкручивания рук» другим государствам. В то же время между участниками «Большой семерки» существуют многочисленные противоречия, но пока США в состоянии обеспечить собственное лидерство, они не выходят на поверхность. Напротив, ШОС предоставляет своим участникам широкие возможности для взаимодействия и согласования интересов.
Эксперт считает, что на самом саммите ШОС не ожидается никаких революционных прорывов. По итогам форума будет принята Циндаоская декларация, в которой найдет свое отражение позиция стран-участниц объединения по важнейшим международным проблемам, включая ситуацию на Ближнем Востоке. Д.Тюрин не исключил, возможности создания международного фонда для возрождения сирийской экономики, где Москва, наряду с Дамаском, могла бы выступить как посредник.
В то же время перспективы создания Банка развития ШОС по аналогии с БРИКС в настоящее время дискуссионны, хотя этот опыт и обладает определенной привлекательностью. «В настоящее время функционирует Межбанковское объединение ШОС, в которое входят крупнейшие государственные финансовые структуры стран-участниц организации», - отметил Д. Тюрин.
Директор программы «Блокчейн для юристов» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Игорь Судец рассказал о современных технологиях, которые предоставляют новые возможности для стран ШОС. Среди них – выпуск криптовалюты, которая не имеет единого эмиссионного центра. «В этой ситуации существуют майнеры, но нет деструктивной силы, которая могла бы сорвать эмиссию», - заметил он. Однако пока каждое государство вырабатывает собственную стратегию в отношении цифровых денег. Поэтому создание единой региональной криптовалюты – это работа на длительную перспективу.
В ходе круглого стола его участники коснулись и вопроса торговой войны между США и Китаем. В частности, Юрий Тавровский напомнил, что серьезные разногласия между Вашингтоном и Пекином стали очевидны еще в начале XXI века. «Сначала никто не был готов идти на обострение ситуации, но теперь процесс перешел в горячую фазу», - подчеркнул он.
Ю.Тавровский полагает, что китайцы стремятся избежать прямого столкновения с мировым гегемоном, предпочитая тянуть время и уклоняться от конфронтации. Это необходимо им для того, чтобы завершить переориентацию своей экономики с внешнего на внутренний рынок. К 2021 году Пекин стремится 400 млн. своих сограждан довести до уровня потребления «среднего класса». В 2035 году эта цифра должна достичь 700 млн. человек. Если к этому времени КНР завершит модернизацию вооруженных сил, то у нее появится пространство для маневра и возможность для более решительного разговора с США.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs