ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Зачем они в Россию едут: в поисках опоры или корысти?

16:43 28.05.2018 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Владимир Путин принимает иностранных гостей в Царском Селе.
Фото пресс-службы Президента России

Начну этот комментарий с простого перечисления высоких иностранных гостей, которые посетили Россию только за май месяц нынешнего, 2018-го года. Заметно, что в условиях санкционного давления на Москву, в разгар регулярных провокаций против нас – то Скрипали, то сбитый над Украиной «Боинг», то «вмешательство» русских хакеров во все подряд выборы и проч. и проч. – к Владимиру Путину не уменьшается очередь из знаковых международных фигур. И об этом очень интересно поговорить. Итак, список высоких гостей.

В период 9-25 мая Владимир Путин провёл серию встреч с главами иностранных государств – президентами и премьерами, а также принял заместителя председателя КНР и главу Международного валютного фонда (МВФ), которые приехали на XXII «Петербургский экономический форум – 2018».

Это  список гостей:

9 мая – президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

14 мая – президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, президент Молдовы Игорь Додон, премьер-министр Армении Никол Пашинян.

16 мая – президент Сирии Башар Асад.

18 мая – канцлер Германии Ангела Меркель.

21 мая – премьер-министр Индии Нарендра Моди.

22 мая – президент Болгарии Румен Радев.

23 мая – президент Центральноафриканской Республики Фостен-Аршанж Туадера.

25 мая – президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, заместитель Председателя КНР Ван Цишань, глава МВФ Кристин Лагард.

Состав высокопоставленных гостей столь впечатляющий и говорит сам за себя, что даже трудно это комментировать. Однако несколько замечаний сделать уместно. Например, отметить неожиданно прозвучавшее заявление знаменитого экс-сотрудника ЦРУ и АНБ Эдварда Сноудена, который на весь мир заявил: «There’s no one Trump loves more than Vladimir Putin»[i] - «Никого Трамп не любит больше, чем Путина». С чего бы такое признание? Или сам Трамп, остающийся вне контактов с Москвой, подает соответствующий сигнал? Он дает о себе знать таким экзотическим способом – через Сноудена, чтобы о нем не забыли? Кто знает,  в этом мире некоторые вещи проходят на уровне полутонов…

Итак, что же мы увидели в мае 2018 года?

Первое. Уже всему миру ясно, что цель изолировать Россию - не достигнута. Нет её – изоляции, «все флаги в гости к нам». Процитируем того, кто вел пленарное заседание ПМЭФ-2018. Это британский журналист, главный редактор «Bloomberg News» Джон Миклетвейт, который не удержался и высказался так: «Это потрясающее собрание лидеров! Здесь примерно треть мирового ВВП, примерно четвёртая часть населения, а с учётом присутствия госпожи Лагард, мы могли бы сказать, что и сто процентов у нас есть. Я тщетно пытался найти такую группу экспертов, которая бы могла включать столько же мировых лидеров. Даже если посмотреть с азиатской точки зрения, очень редко можно найти подобных лидеров ‒ лидеров из Японии, КНР, России в одном зале. Это собрание, на мой взгляд, ‒ это дань уважения к энергии Владимира Путина, его силе убеждения».[ii] В устах британца такие слова дорогого стоят.

Второе. Даже русофобы из Прибалтики, видя такой поток гостей к Путину, уже начали подавать знаки, что тоже хотят в Москву – вон, президент Эстонии Керсти Кальюлайд об этом оповестила. Только в посольстве России в Таллинне отреагировали на её слова так: визит возможен только после ратификации договора о границе, текст которого после подписания в 2005 году был изменен эстонской стороной в одностороннем порядке.[iii] Но сам факт заявления эстонского президента о намерениях посетить Первопрестольную весьма показателен. Москву сегодня игнорировать стало не престижно.

Третье. На ПМЭФ-2018 произошел просто бенефис антиамериканских выступлений – иностранные гости не стеснялись упрекать Трампа и его политику. И выбрали они для этого именно российскую площадку.

Четвертое. Вдруг проснулись в НАТО. Сколько лет уже был заморожен прямой диалог Россия-НАТО, но сейчас мы видим разворот – «Совет НАТО – Россия» проведет заседание 31 мая, сообщил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг немецкому еженедельнику «Der Spiegel».[iv] То нос четыре года воротили, а здесь выкатывают целую программу для обсуждений: «Украина, прозрачность в военной сфере, снижение рисков и военные учения». При этом в НАТО готовятся к своему очередному саммиту в Брюсселе 11-12 июля, и прощупать российскую позицию им стало просто необходимо. Другими словами, Россия начинает влиять на повестку дня НАТО. Интересный вывод. И в этом признался в Санкт-Петербурге президент Франции: «Думаю, что ошибка, совершавшаяся последние 20 лет, я скажу об этом открыто, состояла в том, что через НАТО мы не полностью выполнили обязательства, которые были приняты в определенный момент», – заявил Эммануэль Макрон, выступая на ПМЭФ-2018.[v]

Пятое. Есть такие оценки, что на стратегов НАТО произвело очень сильное впечатление появление в Калининградской области мощного оборонного потенциала России. «Худший кошмар НАТО — это вооруженный до зубов Калининград», пишет американский журнал «National Interest». Как отмечает издание, российские ракеты и флот, расположенные в регионе, значительно снижают зону действия американских и европейских войск.[vi] Причем самая большая угроза исходит от ракетных комплексов «Искандер-М», которые смогут нанести точные удары по военно-морским объектам в Польше и Прибалтике. Журнал добавляет, что НАТО на данный момент не обладает достаточными возможностями, чтобы противостоять российским войскам. Сегодня Европа оказывается под контролем «Искандеров», и в НАТО не могут этого не видеть. То есть «добрым словом и “Искандером”» в отношениях с Западом Россия добилась большего, чем просто «добрыми словами» о сотрудничестве.

Шестое. В Европе, потеряв десятки миллиардов от антироссийских санкций и трезво оценивая свой личный материальный ущерб, все более склоняются к решению о начале процесса отмены этих санкций. Видно же, что искомого результата они не принесли, а убытки измеряются очень круглыми суммами, что для прижимистых европейцев совсем уж не комильфо. Да, с другого берега Атлантики на ЕС давят американцы, но при нынешнем обострении отношений Брюсселя и Вашингтона первый может избрать «разворот на Восток», что и доказала Ангела Меркель, отправившись на днях из России прямиком в Китай. И Москва, видя, в какой ситуации оказались европейцы, просто открытым текстом намекнула им о возможной перспективе. Обратите внимание, на слоган нынешнего ПМЭФ-2018 – «Создание экономики доверия». Так это просто приглашение России к Европе: «Давайте сотрудничать в обстановке доверия!» И Европа, наверняка это услышала. Посмотрим, каковы будут её реальные шаги.

Седьмое. Во Франции, например, уже подсчитывают выгоду от сотрудничества с Россией. На ПМЭФ-2018 Пьер Гаттаз, президент мощной ассоциации работодателей во Франции «Движение предприятий Франции» сообщил: «Франция является первым иностранным работодателем в России. Сейчас мы знаем, что в этих мероприятиях участвует 170 тысяч человек. Половина из них – французские предприятия, это средние и малые предприятия. Мы сейчас работаем над установлением доверительного диалога между нашими предприятиями, между российскими предприятиями. Мы устанавливаем прочные связи, поскольку мы понимаем, что эти инвестиции и наши коммерческие отношения являются обязательным условием для того, чтобы наши страны, наши народы сближались. Невозможно это делать, если мир раздроблен».[vii] И это – не частное мнение, а коллективная оценка «Движения предприятий Франции». Неудивительно, что французы обращают внимание на Россию в условиях, когда на улицах Парижа и других крупных городов разворачиваются настоящие сражения между протестующими демонстрантами – до 250 тысяч в столице – и силами порядка. Люди требуют работы и поддержания уровня жизни. А именно это могут открыть для французов рынки России и стран Азии. И их руководство начинает думать: «С кем мы – с США или с Россией и Китаем?». Да, дилемма… Но такова сегодняшняя реальность: с американцами Европу ждут убытки, а на Востоке – прибыль.

Восьмое. Не отстают от французов в деле экономического сотрудничества с Россией и другие. Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев отметил на ПМЭФ-2018, что «РФПИ и партнёры уже проинвестировали 1,2 триллиона рублей в более чем 50 проектов в России. На каждый рубль мы привлекаем девять рублей от наших партнёров. В ближайшие два года мы планируем проинвестировать ещё 1,5 триллиона рублей с присутствующими здесь партнёрами».[viii]

Впечатляющие цифры были озвучены по итогам ПМЭФ-2018: в форуме приняли участие 17 тысяч человек из 143 стран. И где здесь «изоляция России»? Более того, в ходе Форума было подписано рекордное количество соглашений – 550 на сумму 2,365 трлн рублей.

Девятое. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард прокомментировала уровень российской экономики так: «От имени МВФ я выразила поддержку экономическому курсу России... Россия в непростых условиях смогла сократить дефицит. Вы проводите очень устойчивую монетарную политику, которая поддерживает комплексное развитие, и это радует».[ix] Это вызвало беспокойство у ряда наших комментаторов, которые уверены, если МВФ, как детище крупного мирового капитала, нас хвалит, значит, финансовая политика России его устраивает, а назвать МВФ нашим «доброжелательным партнером» невозможно. Ну что ж, и такие оценки полезны, чтобы не возникла эйфория.

Десятое. На ПМЭФ-2018 от имени России прозвучали такие интересные мысли и предложения, что иностранная пресса пока ещё их «переваривает». Ещё бы! Москва хочет выступить инициатором очень важных тенденций на мировых рынках. Например, первый вице-премьер, глава Минфина России Антон Силуанов предложил европейским партнерам… «дедолларизацию отношений»! Он сказал о готовности Москвы использовать евро вместо доллара для расчетов с Евросоюзом: «Мы видим выход в том, чтобы задействовать европейскую расчетную единицу, европейские инфраструктурные организации для проведения финансовых расчетов, для расчетов за товары, услуги, которые сегодня зачастую попадают под различного рода ограничения».[x] Вот как это было оценено экспертами: «Если называть вещи своими именами, то, по большому счету, Евросоюзу предложена вполне реализуемая схема по созданию «нефтеевро», который легко может потеснить нефтедоллар на мировом рынке, или, по крайней мере, в восточном полушарии. Геополитические последствия такого развития событий трудно переоценить».[xi] И это сенсационное предложение – ещё не всё, что выдвинула на Форуме Россия.

Владимир Путин, пожалуй, потряс слушателей, когда в ответ на выступление Макрона о суверенитете Франции и недопустимости американских санкций, высказал, что называется, фразу дня: «Эммануэль сказал, что у Европы и США есть взаимные обязательства: Европа зависит от Соединенных Штатов в сфере безопасности. Но на этот счет не надо переживать — мы поможем. Мы обеспечим безопасность. И, во всяком случае, все, что от нас зависит, мы сделаем для того, чтобы не было никаких новых угроз».[xii] Не на эти ли слова срочно отреагировали в НАТО, предложив созвать «Совет Россия – НАТО»?

Впрочем, есть и такая версия, что гости привезли в Россию некие западные предложения относительно условий нормализации отношений. И условия, весьма конкретные, по Украине, якобы, привёз Макрон. А японцы, со своей стороны, опять требуют Курилы. С точки зрения формальной логики, западники, естественно, хотят «разменов», чтобы отыграть свои интересы в отношениях с Москвой, поэтому не будем отмахиваться от таких «утечек»…

Вот такая сегодня она – «изоляция» России на Западе. Очередь в Кремль не уменьшается. Партнеров и желающих сотрудничать, даже с Запада - всё больше. Причем, кто-то приезжает в поисках реализации своих интересов, то есть корысти. А кто-то уже хочет найти новую точку опоры. Интересы у них – разные, а дорога в Россию для всех – одна.

С другой стороны, нарастает и давление по периметру наших границ со стороны откровенных противников. Но это же и создает новую ситуацию, когда в западном стане начинают проявляться трещины между откровенными противниками и новыми партнерами Москвы. Былого единства под руководством США не наблюдается, а некоторые противники даже переходят в разряд «бывших».

Переформатирование международных отношений – налицо. И тенденция разворота к многополярности обретает реальные очертания. Во всяком случае, Россия уже самим фактом постоянного приема самых высоких иностранных гостей выглядит на мировом уровне тем самым полюсом, который притягивает – и последовательностью свое политики, и широкими торгово-экономическими возможностями, и спокойной мощью российской обороны. И всё это производит соответствующее впечатление на политиков разных стран, которые ищут ориентиры на своем пути в закрутившихся вихрях мировой турбулентности.

 



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати