Фото предоставлено «Продэкспо»
Тучи санкций и «изоляции» объединенного Запада вокруг России вопреки здравому смыслу продолжают сгущаться. Вашингтон и его союзники по НАТО оказывают постоянное давление на власти государств, которые не желают следовать их антироссийским курсом. Среди «неподчиняющихся» США и К°, к примеру, Китай и Вьетнам, Индия и ЮАР, ряд стран Европы, государства Латинской Америки и Карибского бассейна, многие другие. В этих условиях Россия, опираясь на свой исторический опыт, продолжает внутренне сосредотачиваться и наращивать свою экономическую и военную мощь. Одно из направлений развития – национальное импортозамещение.
Недавно были обнародованы итоги прошедшей в Москве выставки «Продэкспо-2018». Это - крупнейшая в России и Восточной Европе международная ярмарка, форум, самое авторитетное ежегодное событие в сфере продовольствия, которое в течение четверти века определяет вектор развития отечественной пищевой индустрии.
Два года назад было определено четкое направление на импортозамещение и развитие экспортного потенциала. Выставка «Продэкспо» в очередной раз продемонстрировала реальные результаты работы в рамках заявленного курса. Рост российского участия в этом году был отмечен в мясной, молочной промышленности, сыроделии, виноделии, кондитерской отрасли. Выставка показала, что по качественным показателям продовольственная продукция, представленная отечественными компаниями, не уступает, а по многим позициям и превосходит своих зарубежных коллег.
Во время первой выставки «Продэкспо», российских товаров на ней было очень мало: 75 компаний из 450 участников. Со временем экономика страны стабилизировалась, а международные санкции дали ощутимый толчок для развития российских производителей. И в 2018 году уже 2/3 участников выставки – отечественные производители и поставщики (по данным организаторов, в выставке приняли участие 2387 компании из 65 стран мира, из них 1688 - российские), что на 9% больше, чем в 2017 году.
«За прошедшие годы «Продэкспо» стала крупнейшей выставкой в России, традиционно объединяя на своей площадке известные отечественные и зарубежные предприятия в сфере производства продуктов питания, - заявил, подводя итоги, Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. - С каждым годом поднимается статус выставки, участники демонстрируют лучшие образцы продукции, новейшие достижения и технологии».
Выставка, организуемая АО «Экспоцентр», как правило, проходит при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ, под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ.
Руководство аграрной отрасли расценивает выставку «Продэкспо» как мощный стартовый полигон для ускоренного развития производства и экспорта российского продовольствия. Бизнесмены здесь видят на стендах своих коллег технологии, качество, все, что влияет на конкурентоспособность. Выставка стимулирует стремление к стандартам качества, помогает бороться с контрафактом, фальсификатом.
Активное участие в «Продэкспо»-2018 и ее деловой программе приняли отраслевые союзы: Союз независимых сетей России, Национальная конфедерация упаковщиков, Союз мясопереработчиков России, Союз мороженщиков России и другие.
Как отмечают аналитики агропромышленной отрасли, в этом году свою продукцию на выставке представили российские регионы, которые раньше не принимали участие в «Продэкспо» в формате коллективных стендов (в данном формате участвовало 115 компаний из 14 субъектов Российской Федерации). К выставке присоединились Владимирская, Рязанская и Ярославская области, а также Республика Северная Осетия. Очень многие российские участники подготовили к показу уникальную, характерную для своего региона продукцию: Вологодская область – молочную, Костромская область – сыры и замороженные грибы, Томская область – травяные настои, варенье с шишками и кедровые орехи, Северная Осетия – традиционные осетинские пироги и минеральную воду, Ставропольский край – мясные деликатесы, хамон, колбасную продукцию и свежие овощи.
Самой крупной экспозицией на выставке по количеству участников стал салон «Кондитерские изделия. Снеки. Орехи. Сухофрукты. Хлебобулочные изделия». Салон вырос в этом году на 13,4%. Вторым по величине стал салон «Спиртные напитки, вино, пиво». Площадь его увеличилась на 7%, количество его участников - на 8%. Более представительным по сравнению с прошлым годом стал третий по величине салон «Молоко и молочные продукты» – крупнейшая в России экспозиция данной тематики. На 11% выросло количество экспонентов салона «Мясо и мясопродукты. Колбасные изделия. Птица. Яйцо». Российских участников, число которых в этом году стало больше на 14%, представили крупнейшие производители мяса и птицы, агрохолдинги. Коллективную экспозицию производителей продукции «Халяль», дебютировавшую в прошлом году, представили 22 производителя халяльной продукции.
Почти в два раза увеличил свое присутствие на выставке салон «ЭкоБиоСалон. Здоровое питание. Фермерские продукты», который в этом году был представлен в двух залах и собрал около 100 компаний – поставщиков натуральных, экологически чистых продуктов. На выставке широко представлены такие категории, как замороженные продукты, готовые блюда, детское питание, мед и продукты пчеловодства, корм для животных.
Насыщенной была и деловая программа «Продэкспо». Она традиционно включала в себя круглые столы, семинары и конференции, конгрессы и форумы, а также разнообразные конкурсы и дегустации. Организаторы нынешней выставки «Продэкспо» получили массу положительных отзывов участников и посетителей выставки. Был высоко оценен профессиональный уровень организации, удобная атмосфера и насыщенная экспозиция.
Высокий интерес к «Продэкспо-2018» продемонстрировали и зарубежные компании, стремящиеся сохранить свои позиции на российском рынке. Национальные экспозиции представили свыше 30 государств. Среди них - Австрия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Бразилия, Венгрия, Греция, Грузия, Доминиканская Республика, Индия, Иран, Испания, Италия, Китай, Латвия, Литва, Македония, Непал, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Сербия, Турция, Узбекистан, Уругвай, Франция, Финляндия, Шри-Ланка, ЮАР…
Все активнее участвуют страны Латинской Америки. Этот регион традиционно заинтересован в агро-продовольственном взаимодействии с Россией на основе взаимодополняемости. Так, участие Бразилии в «Продэкспо» выросло почти в 5 раз. Масштабно представлены экспозиции Испании, Венгрии, Китая, Австрии, Франции. Впервые в истории «Продэкспо» на национальном уровне участвовали Азербайджан, Грузия, Доминиканская Республика, Непал. Возобновили свое присутствие на выставке после перерыва Вьетнам, Египет, Ливан, Норвегия, Эстония. Новые тематические экспозиции представляют Непал (чай), Грузия (вино)…
Интерес к российскому рынку, поиск направлений для сбыта своей продукции, все-таки сильнее антироссийской санкционной лихорадки, которую деструктивные силы на Западе пытаются навязать остальному миру.
Возвращаясь к политике импортозамещения в России, то его подвижки особенно явно наблюдаются в мясной отрасли, виноделии и других отраслях. Активно развивается российское сыроделие, идет восстановление кондитерской отрасли. Высокие показатели демонстрируют российские производители макаронных изделий и круп. Есть успехи и в других отраслях.
Кстати, уже рассылаются приглашения на следующую, 26-ю международную выставку продуктов питания, напитков и сырья для их производства. Она пройдет в московском «Экспоцентре» 11-15 февраля 2019 года. Будущий форум, несомненно, превзойдет по числу российских производителей все предыдущие.
Россия уверенно держит курс на импортозамещение. Но, вместе с тем, уделяет огромное внимание развитию международного сотрудничества, обмену опытом, совместному производству продовольствия в тех областях, где у нас еще есть проблемы. Эти два курса не исключают, а дополняют друг друга. Они ведут к взаимной выгоде и благополучию народов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs