ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Кризис международного права: причины и пути преодоления

13:32 23.04.2018 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

На фото: Рейн Мюллерсон

На факультете мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» состоялась лекция эксперта международного дискуссионного клуба «Валдай», Президента Института международного права в Женеве, бывшего заместителя министра иностранных дел Эстонии Рейна Мюллерсона. В ходе своего выступления он попытался дать ответ на вопрос: в чем причина нынешнего кризиса между Западом и Россией, и какая система международных отношений наиболее оптимальна для поддержания стабильного мира?

Рейн Мюллерсон хорошо известен в России. В 1988 – 1992 годах он представлял интересы СССР в Комитете ООН по правам человека. После распада СССР он с 1992 по 1994 год работал в Лондонской школе экономики и политических наук в качестве приглашенного профессора, а в 1994-2009 годах заведовал кафедрой международного права в Лондонском Королевском колледже. За эти годы он стал крупнейшим специалистом по странам Центральной Азии (за исключением Туркмении), а в 2004 – 2005 годах был региональным советником ООН по правам человека в этом регионе. В тот период ему приходилось работать с личным посланником председателя ОБСЕ в странах Центральной Азии, бывшим президентом Финляндии Мартти Ахтисаари.

Как признается сам ученый, полученный им богатый опыт изучения стран бывшего советского Востока, в том числе в «полевых» условиях, привел его к мысли о том, что концепция продвижения правозащитной повестки по образу и подобию ведущих западных стран, контрпродуктивна и прямо вредна в Центральной Азии, поскольку не учитывает исторического опыта этого региона. Более того, многие эксперты на Западе, высказываясь по этой теме, не знают толком ни культуры, ни местных языков.

Уход в начале 1990-х годов от биполярной системы международных отношений сопровождался высокими ожиданиями политиков и экспертов, которые грезили о наступлении мира, основанного на верховенстве права. Однако их мечтаниям не суждено было сбыться.

По словам Рейна Мюллерсона, специфику международных отношений определяют три важнейшие составляющие – международное право, геополитика и идеология. Первые системы международных договоров появились еще в древнем мире, однако дипломатия в современном значении этого слова начала оформляться только после Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Вестфальская, и в еще большей мере сменившая ее Венская система были также основаны на трех компонентах: многополярности, балансе сил и «концерте держав», под которыми прежде всего понимались великие империи. Во многом те же принципы были свойственны и Ялтинско-Потсдамской системе, определявшей отношения двух сверхдержав в годы холодной войны. Нормы международного права соблюдались прежде всего потому, что за ними стояла сила, которую невозможно было игнорировать. Именно поэтому на Европейском континенте царил мир, а интересы СССР и США сталкивались в основном в странах периферии.

В 1990-х годах мир стал иным. Он стал «американоцентричным». После развала Советского Союза единственной сверхдержавой, взявшей на себя ответственность за судьбы человечества, стали США. Концепция «конца истории», разработанная известным американским политологом, профессором Университета Джонса Хопкинса Фрэнсисом Фукуямой, хотя и критиковалась некоторыми экспертами в Соединенных Штатах, тем не менее, не подвергалась серьезному пересмотру. В свою очередь, войны в Югославии и сложная ситуация на Африканском континенте (геноцид в Руанде в 1994 году), актуализировали вопрос о праве вмешательства во внутренние дела стран ради защиты прав человека.

Изменилась ситуация и в Москве. Местное руководство, казалось, решило полностью отказаться от собственного суверенитета и максимально интегрироваться в западные политические структуры. В частности, Рейн Мюллерсон напомнил о беседе между экс-президентом США Ричардом Никсоном и министром иностранных дел России Андреем Козыревым, состоявшейся весной 1992 года. Ее содержание довольно подробно зафиксировал в своих воспоминаниях известный американский политолог Дмитрий Саймс.

На вопрос Р. Никсона, как российское правительство определяет национальные приоритеты своей страны, А. Козырев ответил, что его начальство руководствуется универсальными общечеловеческими ценностями, «Возможно, вы, как друг российской демократии, поможете сформулировать эти интересы?» – спросил он. Бывший президент США коротко ответил, что, не берется этого делать, и надеется, что министр сформулирует их самостоятельно. Однако после того, как Никсон покинул здание министерства иностранных дел, он, не удержавшись, заявил Саймсу, что вряд ли такой глава дипломатического ведомства заслужит уважение своих соотечественников.

Главной идеей США после распада биполярной системы стало принятие мер по предотвращению появления каких-либо серьезных конкурентов на международной арене, в особенности в Евразии. Однако в этом стремлении скрывается структурное противоречие: мир слишком сложен и разнообразен для того, чтобы им можно было управлять из одного центра.

По словам Р. Мюллерсона, в настоящее время человечество сталкивается с ситуациями, в которых все реже работает система международного права. Баланс сил на мировой арене нарушен, а без него невозможно говорить о наличии системы международного права, но только о мировом праве, выстраиваемом в интересах страны-гегемона, на роль которого все чаще претендуют Соединенные Штаты. Причиной кризиса, в котором пребывает ныне мировая дипломатия, политолог считает непомерные амбиции США, нашедшие выражение в либеральном интервенционизме демократов и неоконсервативной идеологии республиканцев.

Причина кризиса международного права – в непомерных амбициях США, нашедших выражение в либеральном интервенционизме демократов и неоконсерватизме республиканцев.

Экономический подъем Китая, а также формирование собственных основ внешней политики оправившейся от последствий «шоковой терапии» Россией постепенно создали условия для формирования основ новой многополярности и баланса сил. Проблема в том, что Соединенным Штатам крайне невыгодно признавать эту новую реальность, поскольку уникальное положение, в котором оказался Вашингтон по окончании холодной войны, приносит ему немалые экономические и политические дивиденды. Кроме того, США освоили новые механизмы контроля над активностью собственных партнеров. Например, в основе многих стратегически важных технологий, в которых нуждается Россия, лежат именно американские патенты.

Конечно, для США активизация внешнеполитической деятельности России, начиная со второй половины 2000-х годов, стала во многом неприятным открытием. Если Китай развивался постепенно, до поры до времени не критикуя по спорным вопросам Вашингтон, то позиция Москвы, начиная с Мюнхенской речи Владимира Путина в 2007 году, и в особенности после вхождения Крыма в состав России в 2014-м, стала восприниматься в Белом доме как вызов, направленный на возвращение утраченного влияния в Евразии и в мире в целом.

Можно ли было избежать этого конфликта, приведшего к столкновениям интересов Запада и России на территории Грузии, Украины и Сирии? Некоторые эксперты считают, что вполне. Рейн Мюллерсон привел в качестве доказательства позицию известного британского политолога Ричарда Саквы, который отмечал, что главная проблема Запада в том, что он за многие годы так и не нашел действенных механизмов для интеграции в орбиту собственных ценностей таких стран, как Россия и Китай. Развивая эту мысль, Рейн Мюллерсон отметил, что условия подобного объединения должны были пройти обсуждение на равноправной основе, а не навязываться извне.

Найдется ли в нынешней Европе политик, который будет способен вернуться к сотрудничеству и компромиссам с Москвой, возродив идею де Голля о Европе от Атлантики до Урала? Как отмечает Рейн Мюллерсон, пока такой личности не появилось. Напротив, современные политики в Брюсселе, за исключением некоторых нюансов, скорее заинтересованы в обслуживании интересов Вашингтона.

Таким образом, причину отчуждения, возникшего между Россией и Западом, Рейн Мюллерсон видит в высокомерии так называемых развитых стран, фактически отказывающих ей в существовании национальных приоритетов и собственной сферы интересов.

Развитие отношений России со странами Востока, и прежде всего Китаем, призвано компенсировать те потери, которые понесла Москва из-за конфронтации с Западом. Однако, по мнению ряда экспертов, в Пекине не до конца доверяют нынешней политической элите России. Современные осложнения в ее отношениях с Вашингтоном и Брюсселем здесь иногда считают не более чем фрондой, которая может закончиться, как только западные политики предложат достойную компенсацию. И тогда Российская Федерация перейдет к последовательной антикитайской политике. Рейн Мюллерсон считает, что подобные опасения не лишены резона, однако вряд ли в антироссийском лобби в Конгрессе найдутся настолько тонкие стратеги, чтобы обеспечить подобный раскол.

Сегодня многое зависит от политики Белого дома. Совершенно очевидно, что нынешний президент США Дональд Трамп вызывает крайнее недовольство американского истеблишмента, однако, вопреки своим критикам, его действия не приведут к дезинтеграции страны. Рейн Мюллерсон не исключает, что действия американского президента, плохо вписывающиеся в сложившуюся политическую систему, будут способствовать расчистке площадки, на которой возникнет принципиально новая внешнеполитическая концепция Вашингтона, более адекватная изменившейся действительности.

С каждым годом становится все более понятно, что современный мир нуждается в новых ценностных основаниях для своего развития. При всех известных заслугах либеральной демократии, она может сойти с исторической сцены. Но какие концепции придут ей на смену и будут ли они способствовать выходу человечества из кризиса? Будет ли некая модель меритократии или модный ныне в определенных кругах трансгуманизм? Р.Мюллерсен считает, что на этот вопрос пока рано отвечать определенно. Факт в том, что спустя четверть века после окончания холодной войны между Европой и Россией вновь возникла идеологическая неприязнь. Не последняя причина в ее возникновении кроется в усилиях Вашингтона, направленных на предотвращение возрождения идеи «Европы от Лиссабона до Владивостока». Для того, чтобы положить начало ее преодолению, необходимо признать право России на проведение самостоятельной внешнеполитической линии и активизировать контакты с Москвой в рамках многосторонних интеграционных проектов в Евразии.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати