ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Россия и Саудовская Аравия готовят нефтяную «сделку века»?

17:31 03.04.2018 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Действующее с 2017 года соглашение об ограничении добычи нефти с участием стран-членов ОПЕК и ряда государств, не входящих в картель (в том числе России), оказалось намного более важным и долгосрочным фактором развития мирового нефтяного рынка, чем это изначально представлялось его инициаторам.  Первоначально рассчитанные на один год договоренности в рамках формата  ОПЕК+   неоднократно продлевались, а сегодня существует вероятность их сохранения на весь 2019-й год. Более того, согласно имеющейся информации, Россия и Саудовская Аравия и Россия приступили к работе над долгосрочным «нефтяным пактом», который может на 10-20 лет продлить контроль над мировыми поставками нефти со стороны крупных  экспортеров.

Соответствующую информацию озвучил в интервью агентству Reuters саудовский наследный принц Мухаммед бин Салман. По его словам, Эр-Рияд и Москва рассматривают продление соглашения по ограничению производства нефти, которое вступило в действие в январе 2017 года на фоне резкого падения мировых цен на нефть. «Мы работаем над тем, чтобы перейти от годового соглашения к соглашению на 10–20 лет. Такая договоренность есть, мы пока прорабатываем этот вопрос», - заявил Мухаммед бин Салман. По его словам, стороны уже пришли к «широкому соглашению», однако его конкретные параметры еще нуждаются в проработке. В том случае, если подобное соглашение между ОПЕК и Россией будет достигнуто, это станет беспрецедентным  фактом в истории взаимоотношений Москвы и нефтяного картеля.

В настоящее время соглашение о сокращении добычи действует до конца 2018 года. ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран заключили соглашение о сокращении добычи нефти суммарно на 1,8 млн. баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, при этом на долю России приходится квота сокращения на 300 тысяч баррелей в сутки. Последний раз соглашение ОПЕК+ было продлено в ноябре 2017 года.

Министр энергетики России Александр Новак, со своей стороны, полагает, что о будущем текущих договоренностей с ОПЕК говорить пока рано: «Когда мы достигнем цели - пока трудно сказать, нужно смотреть, мониторить, прогнозировать». (rbc.ru)

«Речь идет о том, является ли краткосрочное соглашение целесообразным для решения этого конкретного кризиса на нефтяном рынке или отражает изменение на мировом нефтяном рынке», - заявил в этой связи вице-председатель консалтинговой компании IHS Markit Даниэль Йергин. По его словам, «страны ОПЕК хотят найти способ институционализировать эти отношения, а не иметь дело с единовременным соглашением». (vestifinance.ru)

Информация о подготовке Саудовской Аравией и Россией долгосрочного соглашения о принципах контроля над нефтяными ценами появилась на фоне сообщений о готовности ряда стран-членов ОПЕК продлить действующее соглашение об ограничении добычи нефти, по крайней мере, на 2019 год, - опять же «в привязке» к позиции Саудовской Аравии. Министр энергетики этой страны Халид аль-Фалих предложил участникам соглашения ОПЕК с нефтедобывающими странами, не входящими в картель, координировать ограничение добычи ради сокращения запасов сырья и в 2019 году. «Нам еще нужно время, чтобы снизить запасы до уровня, который мы считаем приемлемым, – беспокоился министр аль-Фалих. – Говорить об этом более конкретно мы будем в середине года, когда соберемся в Вене». Халид аль-Фалих надеется, что к концу года участники соглашения смогут договориться о порядке взаимодействия. По мнению Эр-Рияда и его единомышленников в картеле, соглашение дает плоды: по данным Агентства энергетической информации (EIA) при министерстве энергетики США, американские запасы нефти сократились за последние 12 месяцев на 20,7% после достижения ими исторического максимума в 533,9 млн.  баррелей в марте 2017 года. Согласно оценке EIA, только за неделю, завершившуюся 16 марта, запасы нефти в США неожиданно снизились на 2,62 млн. баррелей до 428,31 млн. баррелей. И это при том, что местные эксперты, напротив, ожидали их роста на 2,56 млн. баррелей.

По словам Халида аль-Фалиха, участники сделки ОПЕК+ намерены и дальше использовать налаженный механизм сотрудничества. Что же касается конкретных деталей, то они будут обсуждаться на очередной встрече ОПЕК в Вене в середине 2018 года. О том, чтов июне 2018 года участники соглашения ОПЕК+  намерены обсудить возможные сценарии дальнейшего развития событий, подтвердил и министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазури.

Желание Саудовской Аравии продлить соглашение об ограничении добычи во многом связано с проведением первичного публичного размещения акций (IPO) компанией Saudi Aramco (оно перенесено на конец 2018 – начало 2019 годов), - считает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. По его словам, «саудовцам нужно поддержать высокими ценами на нефть стоимость Saudi Aramco перед размещением».

«Механизм эффективен и при необходимости может применяться и в будущем», - так прокомментировали действие соглашения ОПЕК+ в министерстве энергетики России. В ведомстве ожидают, что благодаря соглашению нефтяной рынок сбалансируется во второй половине текущего года. Министр энергетики Александр Новак подчеркивает, что благодаря вышеуказанному соглашению, российский бюджет получил в 2017 году значительные дополнительные доходы: «С учетом того что отмечались более высокие цены, мы считаем, что в 2017 году бюджет получил дополнительно 1,2 трлн. рублей. Где-то 500 млрд. рублей составили доходы компаний». (vedomosti.ru)

В феврале текущего года, по данным ОПЕК, мировой уровень добычи нефти составлял 91,7 млн. баррелей в сутки, а прогноз суточного потребления на 2018 год составляет 98,63 млн. баррелей.

При этом, по данным EIA, среднесуточная добыча нефти в США в 2017 году достигла 9,3 млн. баррелей, что на 13% больше, чем в 2016 году. Если в октябре 2016 года среднесуточная добыча в США составляла 8,79 млн. баррелей нефти, то в декабре 2017-го - 9,95 млн. баррелей. В ноябре США установили исторический рекорд добычи нефти: 10,1 млн. баррелей в сутки. Среднесуточный уровень добычи в США, согласно прогнозу МЭА, в 2018 году может достичь 10,4 млн. баррелей благодаря росту числа активных буровых установок. По данным компании Baker & Hughes, к 16 марта 2018 года их количество (800) на 25% превышало показатели годичной давности (631). (rbc.ru)

Таким образом,  рост американской добычи почти на 1,2 млн баррелей нефти в сутки  во многом нивелировал усилия стран ОПЕК, которые за период между четвертым кварталом 2016 года и четвертым кварталом 2017-го, по оценке МЭА, сократили суточную добычу на 1,1 млн. баррелей - с 33,4 млн в сутки до 32,3 млн. баррелей. Кроме того, Россия в декабре 2017 года добывала 10,99 млн. баррелей нефти в сутки по сравнению с 11,23 млн. баррелей в октябре 2016 года. В целом по совокупности общемировая среднесуточная добыча нефти (с учетом как участников соглашения ОПЕК+, так и не присоединившихся к нему государств, в том числе США), согласно расчетам МЭА, снизилась с 98,2 млн. баррелей в четвертом квартале 2016 года до 98,1 млн. баррелей в четвертом квартале 2017 года.

Странам-участницам соглашения ОПЕК+ удалось решить еще одну ключевую задачу: снизить коммерческие запасы нефти в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если в октябре 2016 года, по данным ОПЕК, объем запасов превышал среднее пятилетнее значение на 302 млн. баррелей, то в декабре 2017 года - всего лишь на 109 млн. баррелей. Как следствие - среднемесячная цена барреля нефти марки Brent за аналогичный период возросла, согласно подсчетам Всемирного банка, с 49,7 доллара до 64,2 доллара. Более того, в январе 2018 года цена нефти впервые с 2014 года преодолела рубеж в 70 долларов за баррель. (rbc.ru)

Согласно расчетам самой ОПЕК, в 2018 году мировой спрос на нефть вырастет на 1,5-1,6 млн. баррелей в сутки. По словам генерального секретаря картеля Мохаммеда Баркиндо, нефтяной рынок «идет путем восстановления баланса», - чего не наблюдалось с осени 2014 года. Ребалансировка рынка возможна благодаря «беспрецедентному уровню» соблюдения договоренностей ОПЕК+ по ограничению добычи нефти, - убежден Мохаммед Баркиндо. Согласно оценке ОПЕК, в 2017 году мировой спрос на нефть достиг 97,1 млн. баррелей в сутки, а в 2018 году должен составить 98,6 млн. баррелей в сутки. (rbc.ru)

Спрос на нефть достигнет своего пика в перспективе 20–30 лет – дают еще более долгосрочный прогноз эксперты Международного энергетического агентства. (rbc.ru)

Беспрецедентный рост спроса на нефтяные фьючерсы демонстрируют хедж-фонды. В сумме по шести основным фьючерсным контрактам на нефть и нефтепродукты хедж-фонды увеличили длинные позиции в январе до рекордных 1,6 млн. баррелей в сутки, что на 80% больше, чем в июне 2017 года. Такой всплеск активности не наблюдался даже в период «надувания» «финансовых пузырей» в 2007–2008 годах – накануне мирового кризисного обвала. (rbc.ru)

С другой стороны, рост производства нефти в США уже привел к существенным подвижкам в структуре мирового производства нефти – которые не могут не беспокоить ОПЕК и Россию. Российская доля на мировом рынке уменьшилась на 0,5% - до 11,2%, а доля нефтяного картеля сократилась на 0,8% - до 33,4%. При этом доля США увеличилась на 3,2% и составила 9,6%.

Судьба соглашения ОПЕК+  зависит от масштабов нефтедобычи в США, - считает вице-президент российской компании «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун: «Если они прекратят расти, можно будет выйти из соглашения в 2019 году.  Если они продолжат, нужно будет выходить в 2020 году».

Обнародованный в марте текущего года очередной доклад МЭА вселил дополнительный оптимизм в сторонников соглашения ОПЕК+.  Эксперты агентства констатировали беспрецедентно высокий уровень выполнения соглашения по ограничению нефтедобычи. По их расчетам, он составил 147% к ранее установленным нормам сокращения добычи. Сложившаяся ситуация позволяет прогнозировать возможность возникновения дефицита нефти на мировом рынке уже во втором квартале 2018 года – когда сокращение предложения «наложится» на увеличение спроса.

«Вероятно, во втором полугодии мы действительно увидим баланс на рынке, но его продолжительность будет зависеть от активности добывающих компаний в США», - полагает, со своей стороны, руководитель аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев.

Схожего мнения придерживается директор департамента торговых операций и инвестиций компании GL Finance Александр Соколов, предостерегающий от недооценки потенциала американской сланцевой индустрии. Согласно его расчетам, на текущий момент американские сланцевые компании более быстрыми темпами наращивают добычу нефти, нежели прогнозировали в ОПЕК+. В частности, с начала 2018 года добыча в США выросла на 14,0%, и в настоящее время вышла на уровень 10,381 млн. баррелей в сутки. Не исключено, что баланс на рынке нефти можно будет увидеть уже в третьем - четвертом кварталах 2018 года, однако его наступление не приведет к завершению сделки ОПЕК+. Скорее всего, сначала рынку будут предложены новые механизмы урегулирования и контроля за уровнем добычи стран, участвующих в соглашении ОПЕК+, и уже после этого возможно постепенное сворачивание сделки, - прогнозирует Александр Соколов. (vestifinance.ru)

Существенным фактором является также общая экономическая ситуация как в США, так и на «развивающихся рынках», - к числу которых относятся в том числе многие нефтедобывающие государства. В данном отношении показательным являются данные, характеризующие устойчивость энергетических компаний в условиях неблагоприятных внешних факторов. В частности, согласно оценке эксперта компании Aberdeen Standard Investments Макса Уолмана, во время обвала мировых цен на нефть в 2014-2015 годах в США дефолт допустили около 25% энергетических компаний, а в «развивающихся странах» (к числу которых международные инвесторы относят такие государства, как Россия, Бразилия, Мексика и Индонезия) – только 3%. (vedomosti.ru)

Наконец, не следует недооценивать и геополитические факторы, влияющие на динамику мировых цен на нефть. В настоящее время наиболее важным представляется возможное резкое обострение ситуации вокруг Ирана в случае выхода США из международного ядерного соглашения с Тегераном и последующего возобновления антииранских санкций. Подобный шаг администрации Дональда Трампа отвечал бы интересам Саудовской Аравии в силу двух обстоятельств: традиционного соперничества Эр-Рияда и Тегерана и возможного вслед за этим значительного роста нефтяных котировок на волне ухудшения политической и тем более военной ситуации в регионе Персидского залива – в дополнение к нынешнему внутреннему кризису в рядах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива по линии саудовско-катарского противостояния. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов возможные последствия для мирового спроса на нефть разворачивающейся «торговой войны» между США и Китаем при возможном участии в ней Европейского союза.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати