ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ставка на 60 миллиардов

12:09 27.03.2018 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Подписанный президентом США Дональдом Трампом 22 марта меморандум «О борьбе с экономической агрессией Китая» фактически дал старт американо-китайской торговой войне. «У нас есть одна конкретная проблема. Я отношусь к ним как к друзьям… У нас прекрасные отношения, они помогают много нам с КНДР, и это - Китай. Но у нас торговый дефицит», - так прокомментировал свое решение глава Белого дома.

«Наш торговый дефицит с Китаем, по разным оценкам, составляет от 375 млрд долларов до 504 млрд долларов», - заявил Дональд Трамп перед подписанием меморандума. По данным американского Министерства торговли, рекордный дефицит страны в торговле товарами с Китаем – даже если принять его за 375,7 млрд долларов - в 2017 году составил 46% совокупного торгового дефицита США (811 млрд долларов). (bea.gov)

Кроме того, по словам президента США, «мы имеем ситуацию с колоссальной кражей интеллектуальной собственности, соответствующей сотням миллиардов долларов». (rbc.ru)

«Некоторые говорят, что это на самом деле 375 млрд долларов. Есть много вариантов того, как смотреть на это. Но как ни смотри, это самый большой дефицит для любой страны в мире», - подчеркнул президент Трамп. По его словам, введение антикитайских ограничений базируется на разделе 301 Закона США о торговле от 1974 года, который позволяет применять подобные меры в случае нечестной торговой политики или нарушения условий сделок.

На основании подписанного меморандума Дональд Трамп поручил американскому представителю на торговых переговорах Роберту Лайтхайзеру в течение двух недель подготовить и обнародовать список из 1300 китайских товаров, на которые будут введены пошлины (преимущественно речь идет о высокотехнологичных товарах). Одновременно он должен инициировать расследование в рамках Всемирной торговой организации по вопросу нарушения Китаем правил международной торговли. Отдельное поручение дано министру финансов США Стивену Мнучину: в течение 60 дней подготовить предложения по ограничению инвестиций Китая в американские компании. (whitehouse.gov)

Таким образом, вслед за введением заградительных пошлин на импорт стали и алюминия президент США Дональд Трамп перешел к конкретным ограничительным мерам, адресованным непосредственно Китаю. Президент США ставит в вину китайской стороне стремление использовать внерыночные административные механизмы с тем, чтобы обеспечить китайским компаниям конкурентные преимущества перед американскими в таких сферах, как создание полупроводников, разработка технологий искусственного интеллекта и развитие робототехники. Согласно позиции администрации Трампа, ссылающейся на доклад национального министерства торговли, правительство Китая субсидирует компании, стремящиеся «поглотить» своих американских конкурентов в вышеперечисленных сферах, предоставляя им необходимые финансовые средства в нарушение норм ВТО. Кроме того, Пекин требует от иностранных компаний, заинтересованных в выходе на китайский рынок, в качестве условия отрывать в Китае совместные предприятия и передавать китайской стороне «критические» технологии. Фигурирует в перечне американских обвинений и прямая «кража интеллектуальной собственности» компаниями Китая. В результате всех вышеперечисленных мер американские компании ежегодно несут убытки не менее чем в 30 млрд долларов, - подсчитали ранее в администрации США.

Первоначально предполагалось, что совокупная эффективность ответных мер должна составить аналогичные 30 млрд долларов в год. Однако затем американская сторона решила «поднять ставки» и подготовила расширенный список импортируемых из Китая товаров, - пошлины на которые должны будут принести китайским компаниям совокупный ущерб до 60 млрд долларов в год.

Список подготовленных при активном участии Дональда Трампа антикитайских мер весьма внушителен и включает в себя введение дополнительных тарифов на импорт товаров из Китая, значительное ужесточение условий допуска китайских компаний и инвестиций на американский рынок, а также усложнение процедуры приобретения американских технологий. При этом, согласно источникам американской газеты The Wall Street Journal, администрация Трампа изначально решила сделать процедуру введения антикитайских санкций максимально гибкой. В частности, заградительные пошлины не будут вводиться немедленно и единовременно, а право выбора перечня товаров, на которые они должны распространиться, передается самим компаниям из США. И уже они на основании анализа проблем и перспектив собственного бизнеса в Китае, выскажутся за конкретные «санкционные» решения.

Однако даже в таком «гибком» и «отложенном» варианте введение американских пошлин неизбежно вызовет ответные действия со стороны Китая, - свидетельствует комиссар Гонконга по торговым и экономическим вопросам в США Клемент Люн: Пекин не может продемонстрировать слабость, как председатель КНР Си Цзиньпин в отсутствие преемника «только что был утвержден на второй срок» в своей должности. (vedomosti.ru)

Первой конкретной реакцией Пекина на действия Дональда Трампа стало заявление, обнародованное национальным министерством торговли. В нем Китай предупредил США о намерении приостановить прежние условия торговли с этой страной «в целях эффективной защиты интересов» и о возможном введении пошлин на ввоз 128 американских товаров. (mofcom.gov.cn)

В список вошли, в частности, свежие фрукты (бананы, инжир, ананасы, гуава, авокадо, манго, хурма, вишня, груши, яблоки, киви), ягоды (свежий виноград, арбуз, дыня, замороженная малина, ежевика, шелковица, смородина и крыжовник), сухофрукты (курага, чернослив, сушеные яблоки), а также несколько видов орехов (бразильские орехи, фундук, грецкие орехи, фисташки), вина и свинина. Кроме того, в перечне оказались изделия из стали (трубы) и алюминиевый лом, - что стало реакцией на предшествующее введение американской администрацией импортных пошлин на сталь и алюминий.

Сам перечень состоит из двух частей. В первую вошла сельскохозяйственная продукция (за исключением свинины и продуктов из нее), а также металлоизделия. Их продажа Китаю принесла США в 2017 году 977 млн долларов прибыли, и теперь пошлины на них будут увеличены китайской стороной на 15%. Во второй части – продукция американского свиноводства. На ее продаже в Китай США заработали в 2017 году, по данным китайской стороны, 1,992 млрд долларов, и, соответственно, пошлины на нее будут увеличены на 25%. Как пояснили в китайском министерстве торговли, если Китаю и США не удастся достичь соглашения, то «КНР введет пошлины на продукты из первой части, а вторую часть может обложить налогом после дальнейшей оценки влияния действий США». «Практика США, ограничивающая импорт товаров на основе «национальной безопасности», серьезно подрывает многостороннюю торговую систему ВТО и ощутимо препятствует нормальному порядку международной торговли», - подчеркнули в Пекине. Протекционистские меры США «фактически представляют собой серьезное ущемление интересов Китая», - заявили в Поднебесной и предупредили, что ответные китайские пошлины могут, в свою очередь, выйти за пределы требований ВТО: но это будет сделано «в целях эффективной защиты интересов» страны. Окончательное решение по данному вопросу Китай примет после 31 марта. Министерство торговли предложило представителям «соответствующих китайских национальных департаментов, местным органам власти, а также бизнес-ассоциациям» к этому сроку «поделиться мнением о контрмерах». (rbc.ru)

О том, что руководство Китая заранее подготовило предварительный перечень ответных мер против США, говорят и источники газеты The Wall Street Journal. По их словам, речь идет о введении заградительных пошлин на импорт сельскохозяйственной продукции из тех американских штатах, которые принесли на президентских выборах победу Дональду Трампу. Так, соя выращивается в штатах Среднего Запада, которые поддержали Трампа на выборах. По словам гендиректора Американской ассоциации соевых бобов Райана Финдли, контрмеры Китая будут иметь долгосрочные последствия, поскольку место США на рынке КНР могут занять конкуренты. (rbc.ru)

Кроме того, в Пекине рассматривают возможность и более жестких мер. Среди них аннулирование крупных заказов на американские самолеты и инициирование антимонопольного расследования в отношении работающих в Китае американских компаний.

«Правительство будет практически обязано ответить в вызывающей манере», - прогнозирует действия китайской стороны бывший заместитель министра торговли США Фрэнк Лавин.

Вместе с тем, Китай явно стремится сохранить пространство для маневров и выстраивания более гибких отношений с США. Согласно имеющейся информации, разрабатывая контрмеры, в Пекине одновременно не исключают возможности пойти на определенные уступки Вашингтоне – в частности, смягчить ограничения на иностранные инвестиции в компании, действующие в финансовом секторе. «Китайцы участвовать в торговой войне с США не будут», - даже прогнозирует руководитель консалтинговой фирмы Asia-Pacific Management Consulting Куанг-Хуа Линь, По его мнению, в настоящее время у КНР попросту недостаточно сил для экономического столкновения с американцами. «Правительство знает, что они не могут этого себе позволить, торговая война в настоящее время всерьез в Пекине не рассматривается», - полагает Куанг-Хуа Линь. (regnum.ru)

Существует также иметь в виду вероятность выхода американо-китайских торгово-экономических споров на более высокий международный уровень, учитывая намерение администрации США подать жалобу на Пекин в ВТО, а также подключить к противодействию Китаю Европейский союз и Японию. Однако ситуация для президента Трампа осложняется уже объявленными им импортными пошлинам на сталь и алюминий, затронувшими интересы как европейцев, так и японцев. Как показал прошедший в начале текущей недели в Буэнос-Айресе саммит «большой двадцатки», ЕС, Япония и другие влиятельные мировые торгово-экономические игроки пока не спешат занимать позиции по американскую сторону баррикад, рассчитывая прежде добиться от Дональда Трампа уступок в объявленной им «стальной войне».

Следует также иметь в виду, что именно Китай является главным держателем казначейских облигаций США (следом идет Япония). Поэтому эскалация напряженности в американо-китайских торгово-экономических отношениях неизбежно приведет к потрясениям на мировых рынках. Не случайно ведущие американские биржевые индексы на фоне новостей о возможной торговой войне США с Китаем сразу же продемонстрировали существенное снижение. Индекс Dow Jones за одну торговую сессию упал на Нью-Йоркской фондовой бирже на 724,42 пункта (2,93%), достигнув уровня в 23,957 тысяч пунктов.  Индекс NASDAQ снизился на 2,43%, потеряв к закрытию торгов 178,61 пункта и опустившись до 7,166 пунктов. Индекс S&P 500 упал на 2,52% (68,24 пунктов), снизившись до 2,643 пункта.

Сложившаяся ситуация и, главное, слабо поддающаяся прогнозу дальнейшая динамика отношений США и Китая требуют особого внимания со стороны России. Эскалация напряженности между Вашингтоном и Пекином и возможное подключение к «торговой войне» Евросоюза неизбежно приведут к переформатированию глобальных торговых потоков – как в сфере металлургии, так и в области сельскохозяйственного производства, неминуемо затронув также и энергетику. Подобное переформатирование может объективно оказаться выгодным для российских компаний и производителей, позволив им укрепить имеющиеся позиции и завоевать новые на европейских, азиатских и, возможно, даже американских рынках.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати