На днях арабская газета Al-Arabi al-Jadid, издающаяся в Лондоне катарской компанией Fadaat Media, выступила с сенсационной новостью. Со ссылкой на неназванный египетский дипломатический источник газета сообщила, что в ходе трехдневного визита наследника саудовского престола принца Мухаммеда бин Салмана в Египет была достигнута договоренность между Каиром и Эр-Риядом по вопросу общеарабской сделки с Израилем по разрешению палестинского вопроса.
«Сделка века», как называют этот проект СМИ, должна привести к нормализации отношений между Израилем и палестинцами — и, в конечном счете, между Израилем и арабским миром в целом.
Как можно понять из материалов СМИ, предварительные основы этого плана примирения израильтян и палестинцев были сформированы американцами при консультациях с Израилем, Египтом и Саудовской Аравией. Подробности плана администрацией Трампа ещё не обнародованы. Но постоянный представитель США в ООН Никки Хейли загадочно заявила, что «этот план не понравится ни одной из сторон, но ни одна из сторон не будет его ненавидеть».
Застрельщиком этого проекта стал Мухаммед бин Салман. Он лично встречался с представителями высшего руководства Израиля, обсудил и договорился по вопросам будущего политического устройства израильско-палестинского региона. Так, предполагаемое соглашение предусматривает согласие Израиля на создание Палестинского государства, границы которого не будут привязаны к «границам 1967 года», передачу палестинцам 90% Западного берега реки Иордан. Столицей палестинского государства должны стать арабские районы Восточного Иерусалима. При этом палестинцы смогут не признавать Израиль исключительно еврейским государством, однако им придется отказаться от права беженцев на возвращение.
В обмен на урегулирование Израиль может быть подключен к строительству «города будущего» на островах Саудовской Аравии. Кроме того, сам принц Мухаммед бин Салман чрезвычайно заинтересован в израильском участии в гигантском экономическом проекте развития огромных территорий на побережье Красного моря, создании зоны свободной торговли между побережьем восточного Египта, Иордании и Саудовской Аравии.
В настоящее время наследный принц Салман и египетский президент Абдель Фаттах Сиси усиленно работают над тем, чтобы принудить к принятию условий сделки лидера Палестины Махмуда Аббаса.
Одновременно Каир оказывает давление на ХАМАС с тем, чтобы тот принял условия сделки. Сообщается, что именно об этом говорил глава египетской разведки Аббас Камель с шестью высокопоставленными сановниками ХАМАСа во время их недавнего визита в Каир.
Возможная сделка обсуждается и среди лидеров других арабских стран. Так, в январе на состоявшейся в кулуарах Давосского экономического форума встрече короля Иордании Абдаллы Второго с премьер-министром Ливана Саадом аль-Харири иорданский монарх ознакомил своего собеседника с планом палестино-израильского урегулирования.
Однако не всё так просто. Глава Палестины Махмуд Аббас уже назвал готовящееся соглашение «пощечиной века». Палестинские политики выражают беспокойство тем, что Саудовская Аравия, Египет, Иордания и некоторые страны Персидского залива находятся в сговоре с администрацией Трампа, чтобы навязать палестинцам мирный план, который, по их мнению, основан на позициях Израиля.
Палестинцы сопротивляются давлению большинства арабских стран и требуют от них отказа от этого «проекта века». Но инициаторы этой сделки неумолимы. В целом создается впечатление, что арабы за 70 лет устали от палестинского вопроса. У каждой из арабских стран в последнее время возникли и обострились собственные внутренние и внешние проблемы, которые требуют пристального внимания, сил и постоянного напряжения. Это, по всей вероятности, вытеснило из списка главных приоритетов арабских стран палестинский вопрос. Конечно, в арабских столицах продолжат пропагандистские заявления о поддержке борьбы палестинцев за их права и риторику об обещаниях различной помощи, но арабская реальная политика базируется и будет базироваться на обеспечении собственных интересов. Не в последнюю очередь эти интересы, прежде всего Саудовской Аравии, Египта и некоторых других арабских стран, концентрируются на сближении с Израилем и на противостоянии с «главным другом и защитником палестинского народа – Ираном».
По информации египетской газеты «Аш-Шурук», неназванный палестинский чиновник заявил, что потепление израильско-саудовских отношений негативно сказывается на положении Палестинской автономии, так как Саудовская Аравия больше не рассматривает Израиль как своего главного врага в регионе.
Давление на палестинцев усиливается. Появилась информация о том, что несколько арабских стран посоветовали Махмуду Аббасу принять этот план, «чтобы не пожалеть об этом позднее». У палестинцев есть все основания полагать, что арабские страны готовы поддержать план Трампа по урегулированию израильско-палестинской проблемы, даже с израильскими оттенками, чтобы, наконец, избавить себя от хронической «головной боли», этиология которой – палестинская проблема.
Сближение Эр-Рияда и Тель-Авива и в целом начало процесса возможного решения израильско-палестинской проблемы при поддержке и участии большинства арабских стран не может радовать Иран, у которого очень сложные отношения с арабо-суннитским миром, не говоря уж об Израиле.
В кулуарах научного семинара, проходившего недавно в Дохе – столице Катара в личной беседе с автором один из арабских политологов высказал мысль, что подлинного военно-политического союза между Израилем и Саудовской Аравии быть не может. Но ситуационный альянс, направленный, в первую очередь, против Ирана и его политики на Ближнем Востоке возможен. Конечно, арабские страны не могут формально одобрять подобный «неестественный» альянс. Но, если абстрагироваться от «неестественности» альянса и сконцентрироваться на его главной цели – ограничение возможностей ИРИ в регионе, то, в целом, это на руку арабам.
А какие последствия несет возможное разрешение израильско-палестинской проблемы по лекалам Вашингтона, Эр-Рияда, Каира, Тель-Авива? Если это произойдет даже в нескором будущем, если будет идти долгий процесс оформления этой сделки, то это, по сути, разрушение главной государственной идеологемы ИРИ – это подрыв одного из краеугольных камней внешнеполитической и идеологической доктрины ИРИ, коим является антиизраильская политика.
Более того, осуществление плана заметно снизит политические, идеологические и пропагандистские возможности Исламской Республики Иран в ближневосточном регионе, где в соответствии с планом произойдет разрядка напряженности между Израилем и арабами. Это создаст новые декорации, новые условия, новые ситуации на Ближнем Востоке, что явно затруднит действия Тегерана.
Конечно, до полного осуществления плана (если он будет вообще выполняться) много воды утечет. Как отметил наследный принц Мухаммед бин Салман, осуществление этой сделки «займет не год-два, а лет тридцать». Но даже будучи оптимистом, сейчас в это очень трудно поверить.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs