ГЛАВНАЯ > Парламентская дипломатия

Санкции как «несчастный случай»

17:24 16.03.2018 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Фото: council.gov.ru

Черногория – кандидат на вступление в Евросоюз и самый молодой член НАТО. В прошлом году 5 июня балканская страна официально присоединилась к альянсу. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев встретился с послом Черногории в РФ Рамизом Башичем. В ходе беседы он подчеркнул, что отношения России и Черногории не отвечают ожиданиям, общественному запросу и симпатиям, которые есть на уровне гражданских обществ.

«8 миллионов долларов товарооборота (между Черногорией и Россией) – это практически ноль» (Константин Косачев)

Событий во взаимоотношениях двух стран, как утверждает сенатор, не так много, а те, что происходят, «со знаком минус». Речь идет, во-первых, об антироссийских санкциях, которые Черногория приняла вслед за Европейским союзом в 2014 году. Россия ответила на них контрсанкциями в 2015 году. Константин Косачев обратил внимание на то, что Черногория, еще не являясь членом Евросоюза, активно и последовательно присоединилась к его санкционной политике против России. «Далеко не все государства, в том числе страны-кандидаты, идут этим путем, но Черногория оказалась очень усердным сторонником этой линии ЕС», – заметил парламентарий. По его мнению, ситуация в двусторонних отношениях и «скромный» товарооборот – это прямое следствие позиции черногорских властей.

Вторым событием «со знаком минус» стало обвинение российских граждан и спецслужб в попытке государственного переворота 16 октября 2016 года. По заявлению спецпрокурора Черногории Миливое Катнича, они собирались убить премьер-министра Мило Джукановича, чтобы сорвать вступление Черногории в НАТО. Константин Косачев отверг эти обвинения и заверил, что Россия не вмешивается во внутренние дела других государств: «Насколько я понимаю с тех пор никаких доказательств вмешательства России, именно как государства, так и не появилось – все это было достаточно голословно».

Кроме того, сенатор отметил: «По опросам общественного мнения (в Черногории), далеко не все общество объединено вокруг этой идеи (вступления в НАТО)». Он привел предложение Вальфганга Ишингера, председателя Мюнхенской международной конференции по безопасности, согласно которому для вступления в НАТО необходимо три консенсуса:

  1. Консенсус внутри НАТО (вступление кандидата отвечает интересам альянса);

  2. Консенсус внутри страны-кандидата;

  3. Широкий консенсус, чтобы вступление отвечало общим интересам безопасности в Европе (не создавало новых угроз).

«У меня такое ощущение, что, если эту формулу принимать, то в случае со вступлением Черногории в НАТО, она была соблюдена далеко не полностью», – считает Константин Косачев.

«Организация референдума (о вступлении в НАТО) была бы вредна безопасности и миру в Черногории» (Рамиз Башич)

Рамиз Башич заверил, что вступление Черногории в НАТО не было направлено против России, решение было продиктовано исключительно соображениями региональной безопасности. Черногорские власти не проводили референдум по вопросу членства в альянсе. Посол объяснил это тем, что правительство не хотело провоцировать конфронтацию в обществе: «Все республики бывшей Югославии не консолидировались политически, у нас еще существует очень острое разделение между сторонниками независимой Черногории и теми, кто хочет остаться вместе с Сербией».  Тем не менее, он уверен, что большинство населения поддерживает вступление в НАТО. Рамиз Башич напомнил также, что из 29 стран альянса референдум проводили только 3.

«Со многими решениями нашего правительства я бы не согласился» (Рамиз Башич)

Введение санкций против России Рамиз Башич назвал «несчастным случаем». «Можно было этого избежать, но они (правительство) не хотели рисковать, потому что было огромное давление, – полагает посол. – Черногория – маленькая страна, и было деликатное время, когда решался вопрос членства Черногории в НАТО». На его взгляд, санкции не пошли на пользу Черногории (и не только в экономическом плане). Рамиз Башич напомнил о долгой традиции взаимоотношений с Россией и выразил надежду на ее восстановление. В 2011 году две страны отметили 300-летие дипломатических отношений. Посол пригласил Константина Косачева посетить Черногорию с официальным визитом: «Межпарламентское сотрудничество – лучший способ начать диалог России и Черногории». Константин Косачев принял приглашение, но при этом заметил: «Не хотелось бы, чтобы такой визит воспринимался как индульгенция».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати