ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Стальная война» Дональда Трампа

12:10 06.03.2018 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Спустя год после вступления в должность 45-го президента США Дональда Трампа Америка и Европа оказались на пороге полномасштабной «торговой войны». Заявление американского лидера о введении тарифов на импорт стали и алюминия встретило жесткую реакцию со стороны Еврокомиссии и вставшей на сторону Европейского союза и Всемирной торговой организации. Главным бенефициаром эскалации напряженности в торгово-экономических отношениях США и ЕС может стать Китай. Перспективные «окна возможностей» для экономического маневрирования открываются и перед Россией.

Поводом к новому витку напряженности в торговых отношениях США и Европы послужило прозвучавшее 1 марта заявление Дональда Трампа о намерении применить импортные тарифы на сталь и алюминий. На следующий день он развил данную тему в своих публикациях в соцсети Twitter, заявив, что «когда страна теряет много миллиардов долларов в торговле практически со всеми странами, с которыми она ведет бизнес, торговые войны хороши и в них легко побеждать».

(Twitter@realDonaldTrump)

Согласно оценке американского президента, импортные тарифы на сталь и алюминий защитят рабочие места внутри США. По его словам, речь идет о введении дополнительных импортных пошлин на поставки стали и алюминия из ЕС в США, которые в итоге составят 25% для стали и 10% для алюминия. Аналогичные ограничения будут также налагаться на продукцию поставщиков из других стран. По словам президента США, новые пошлины рассчитаны на «длительный период». Вводимые ограничения стали итогом расследования, которое министерство торговли США проводило с апреля 2017 года по январь 2018 года. По его результатам на стол президента Трампа лег отчет, в котором указывается, что импорт стали и алюминия по существующим тарифным нормам «угрожает национальной безопасности США», и содержатся рекомендации ввести соответствующие торговые ограничения.

В ходе состоявшейся 1 марта встречи в Белом доме с руководителями ведущих американских металлургических компаний Дональд Трамп пообещал им: «У вас будет защита впервые за долгое время». Он объяснил введение тарифов тем фактом, что импорт металлов по ценам ниже рыночных наносит ущерб американским производителям.

(http://www.vestifinance.ru/articles/98473)

Ответным шагом в разворачивающей «тарифной войне» стало заявление Еврокомиссии, обнародованное 2 марта. В нем высший исполнительный орган ЕС пообещал американской экономике «большие потери» в том случае, если планы президента Трампа будут реализованы на практике. «По сути, эти меры в первую очередь предназначены для защиты отечественной промышленности США от конкуренции с импортом. Любое оправдание национальной безопасности представляется очень слабым», констатировала Еврокомиссия.

Одновременно ее председатель Жан-Клод Юнкер предупредил США о подготовке к «торговой войне» и заявил, что «в ближайшее время» его ведомство представит собственные «контрмеры» в отношении США, соответствующие нормам ВТО и призванные «перебалансировать ситуацию». «Мы крайне сожалеем о таком решении, которое представляет собой явное вмешательство для защиты отечественной промышленности в США и не основывается на оправдании национальной безопасности. Протекционизм не может быть ответом на нашу общую проблему в сталелитейном секторе... В течение десятилетий ЕС был близким союзником по безопасности США. Мы не будем сидеть сложа руки, в то время как наша отрасль сталкивается с несправедливыми мерами, которые ставят под угрозу тысячи европейских рабочих мест. Заявляю, что ЕС будет реагировать адекватно, и это мы будем делать. ЕС будет действовать решительно и соразмерно для защиты наших интересов», – подчеркнул Жан-Клод Юнкер.

С отдельным заявлением от имени Еврокомиссии выступила также комиссар ЕС по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем: «Обычно мы в Европе с крайней осторожностью обращаемся с термином «торговая война» и не говорим открыто об ответных мерах. Но в случае с введением пошлин на сталь со стороны США, это будет один из тех примеров, когда наша реакция будет очень серьезной и сильной». «Эти меры США окажут негативное влияние на трансатлантические отношения и на мировые рынки. Кроме того, они повысят издержки и уменьшат выбор для американских потребителей стали и алюминия, включая отрасли, которые импортируют эти товары», – пообещала еврокомиссар.

(http://www.vestifinance.ru/articles/98464)

Дональд Трамп оперативно ответил европейским оппонентам на своей страничке в Twitter. Он заявил, что введением пошлин на импорт в США стали и алюминия намерен положить конец «очень глупым торговым сделкам и соглашениям» с ЕС, которые были заключены прежними американскими президентами. «Больше этого не будет!» – пообещал 45-й хозяин Белого дома. Дональд Трамп отметил, что ежегодный торговый дефицит США составляет 800 млрд. долларов (импорт в 2016 году составил 2,2 трлн. долларов, экспорт – 1,4 трлн. долларов): «Наши рабочие места и деньги были отданы другим странам, которые извлекали выгоду за наш счет. Они смеялись над тем, какими дураками были наши лидеры».

Говоря об анонсированных Евросоюзом «контрмерах», американский президент пообещал, что если ЕС хочет ужесточить «и без того гигантские тарифы и барьеры для американских компаний», то США «просто введут налоги на их автомобили, которые без каких-либо преград попадают в США». Европейцы «делают невозможным попадание наших автомобилей (и другой продукции) на европейский рынок. Огромный торговый дисбаланс!» – так Дональд Трамп охарактеризовал нынешнее состояние торговых отношений между его страной и Европой.

Однако есть серьезные основания ожидать, что разворачивающееся торгово-экономическое противостояние США и ЕС вовлечет в свою орбиту другие государства и континенты. Об этом свидетельствует оперативная и жесткая реакция на заявления Дональда Трампа даже тех стран, которые традиционно являются ключевыми американскими союзниками. В частности, министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко заявил, что «импорт стали и алюминия из Японии, которая является союзником, никак не влияет на национальную безопасность США». Он пообещал «донести это до США, когда будет возможность».

«Неприемлемым» назвали введение американских тарифов в Канаде, являющейся крупнейшим иностранным поставщиком стали в США. А министр торговли Австралии Стивен Чиобо расценил шаг Дональда Трампа как «разочаровывающий» и уже заявил, что его страна намерена получить освобождение от уплаты пошлин.

О намечающейся «торговой войне» между США и ЕС предупреждает и генеральный директор Всемирной торговой организации Роберто Азеведо. По его словам, импортные тарифы на сталь и алюминий со стороны США вызовут «ответную эскалацию» и «торговую войну, которая никому не нужна». «ВТО обеспокоено планами США. Как мы видели по первой ответной реакции со стороны ряда стран, вероятность эскалации в данной ситуации вполне реальна. Торговая война не отвечает ничьим интересам», – подчеркнул глава данной организации.

(http://www.vestifinance.ru/articles/98482)

Однако наиболее важным вопросом в сложившейся ситуации выступает реакция Пекина, который является третьим игроком в торговом треугольнике «США – ЕС – Китай». По имеющейся информации, именно Китай, наряду с Евросоюзом, выступил в качестве ключевого фигуранта вышеупомянутого отчета министерства торговли США для президента Дональда Трампа как страна, «отступающая от рыночных принципов» и «подрывающая мировую торговлю».

Пока официальная реакция китайской стороны подчеркнуто сдержанная. Пекин выразил «серьезную озабоченность» по поводу отчета американского министерства торговли, но воздержался от немедленной критики запланированного повышения импортных тарифов на сталь и алюминий. Пресс-секретарь министерства иностранных дел Китая Хуа Чунинг отметила лишь, что «если бы все страны последовали примеру США, это, несомненно, оказало бы серьезное влияние на международную торговлю».

Наиболее эмоциональной в Китае оказалась реакция заместителя председателя Китайской ассоциации металлургической и сталелитейной промышленности Ли Синьчуана, который назвал намерение Дональда Трампа ввести пошлины «глупым».

Китайцы участвовать в торговой войне с США не будут, прогнозирует руководитель консалтинговой фирмы Asia-Pacific Management Consulting Куанг-Хуа Линь. По его мнению, в настоящее время у КНР попросту недостаточно сил для экономического столкновения с американцами. «Правительство знает, что они не могут этого себе позволить, торговая война в настоящее время всерьез в Пекине не рассматривается», – полагает Куанг-Хуа Линь.

(https://regnum.ru/news/economy/2386842.html)

Однако если самостоятельные антиамериканские действия Китая в торговой сфере действительно маловероятны – по крайней мере, на нынешней стадии развития конфликта, – то укрепление позиций китайской стороны в отношениях с Евросоюзом более чем реально. «Пекин будет пытаться найти союзников, особенно в Европе. Он активизирует свои усилия по заключению соглашения о свободной торговле с Европейским союзом и будет работать над тем, чтобы изолировать США, пока руководство находится в руках Дональда Трампа», – считает Куанг-Хуа Линь.

«Введение президентом США дополнительных торговых пошлин на ввоз в страну алюминия и стали было направлено главным образом против Китая, а не ЕС, уверяют в Вашингтоне. На это в Пекине на данный момент отреагировали очень спокойно. Китай развязывать торговую войну с США не стремится, однако союзников уже подыскивает, и прежде всего в Европе», – подтверждает германский еженедельник Der Spiegel.

В России намерение Дональда Трампа предпринять односторонние шаги в сфере мировой торговли также были встречены с озабоченностью. «Эта ситуация заслуживает самого пристального внимания», – заявил пресс-секретарь российского президента Владимира Путина Дмитрий Песков: «Мы знаем, что во многих европейских столицах уже была высказана крайняя обеспокоенность в связи с подобными решениями. Мы разделяем эту обеспокоенность и тщательно анализируем ситуацию, которая складывается в торговых отношениях после этого заявления. Это мера, которая направлена против многих стран».

Однако дальнейшее развитие событий объективно может принести России определенные выгоды и открыть перед ее производителями в сфере металлургии новые экспортные возможности. Это определяется двумя ключевыми обстоятельствами.

Во-первых, и американский, и европейский рынки стали и алюминия являются «дефицитными». В 2016 году потребление стали в США составило 102,6 млн. тонн при собственном объеме производства 78,5 млн. тонн. По данным национальной Торговой администрации, в 2017 году страна импортировала стали больше всех в мире – 26,9 млн. тонн. В Европейском союзе ситуация аналогичная. World Steel Association приводит следующие данные за 2016 год по ЕС: потребление – 172,1 млн. тонн, производство – 162 млн. тонн. При этом во всем мире ситуация в сталелитейной индустрии прямо противоположная: производство превышает потребление на 2,1 млн. тонн (по данным за 2016 год). Почти половину мирового производства и потребления стали обеспечивает Китай (около 800 млн. тонн в год).

Во-вторых, введение ввозных пошлин на сталь и в США, и в странах Евросоюза приведет к тому, что оба этих рынка фактически закроются для сторонних производителей – что, в свою очередь,  приведет к перераспределению глобальных экспортно-импортных потоков в указанной сфере. Причина заключается в том, что ранее США уже неоднократно применяли антидемпинговые пошлины к китайским производителя стали, и в результате в настоящее время цены на внутреннем американском рынке уже превышают европейские (940 долларов за тонну холоднокатаной стали против 800 долларов).

Для российских производителей данное обстоятельство создает стимулы и условия для проведения более активной политики на таких быстрорастущих рынках стали, как Турция, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Ситуация на мировом алюминиевом рынке аналогичная. В 2016 году США импортировали 3,5 млн. тонн алюминия, ЕС – 6,1 млн. тонн. Рынок же России по данному виду металлургической продукции профицитный: годовое производство превышает уровень потребления на 2,9 млн. тонн.

В российской компании UC Rusal уже прогнозируют, что введение в США пошлин на импорт алюминия приведет к росту цен на этот продукт на внутреннем рынке, который будут оплачивать местные потребители, а импорт из России будет продолжен. В 2017 году на продажи алюминия в США приходилось около 10% выручки компании UC Rusal (1,4 млрд. долларов), в Европе – 29% (2,9 млрд. долларов).

(https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/05/752699-ssha-poshlini-metalli?utm_campaign)

Аналогичная ситуация может сложиться и в Европе в случае введения Евросоюзом ответных пошлин на алюминий.

Ужесточение торгового противостояния США и Евросоюза и потенциальное введение со стороны ЕС ответных протекционистских мер способны также стать важным фактором в пользу более конструктивного отношения европейских политических и бизнес-элит к России и российским проектам. Это может повлиять на улучшение торгово-экономических отношений как между Москвой и Брюсселем, так и по линии межгосударственного взаимодействия – в том числе в треугольнике Россия-Германия-Франция. Кроме того, кризис в трансатлантических торговых отношениях повышает в глазах европейцев привлекательность других международных интеграционных механизмов и проектов – от ЕАЭС и группы БРИКС до продвигаемого Китаем проекта «Нового «Шелкового пути».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати