Развитие ситуации на Балканах может получить новое направление в контексте обнародованной в феврале текущего года стратегии Еврокомиссии в отношении региона Западных Балкан. Обозначенный в стратегии прогресс, достигнутый на пути интеграции в Европейский союз Сербией, очевидно, по-разному понимается в Брюсселе и Белграде. Руководство Еврокомиссии, согласно имеющимся данным, на закрытых встречах с представителями Сербии потребовало от них для обеспечения дальнейшего продвижения еврозаявки признать независимость Косово. В ответ сербский министр иностранных дел Ивица Дачич заявил, что его страна не намерена идти на подобный шаг, который он сравнил с «харакири», и призвал Еврокомиссию вместо выдвижения неприемлемых требований содействовать реализации уже достигнутых договоренностей между Белградом и Приштиной.
Поводом для нового обострения отношений послужили возобновившиеся в Брюсселе 26 февраля переговоры между официальными делегациями Белграда и Приштины под эгидой ЕС. Их повестка предусматривает реализацию конкретных мер по социально-экономическому и политическому взаимодействию сторон, а также обеспечение интересов косовских сербов в развитие комплекса брюссельских соглашений 2013-2015 годов. Главным их пунктом было создание на севере Косово Сообщества сербских муниципалитетов, располагающего автономными полномочиями в финансовой, социально-культурной, судебной, гуманитарной областях, а также в сфере обеспечения правопорядка.
Вплоть до настоящего времени брюссельские соглашения в целом играют стабилизирующую роль в Косово, несмотря на попытки радикальных сил в Белграде и Приштине понять градус противостояния. Однако обнародованная Еврокомиссией стратегия в отношении Западных Балкан способна «разморозить» сохраняющийся конфликт в силу отсутствия ответов на два главных вопроса, интересующих сербов и албанцев: потребует ли руководство ЕС в ультимативном порядке от Сербии признать самопровозглашенную независимость Косово в качестве условия вступления в Евросоюз – и как поведет себя в этом случае правящая сербская коалиция во главе с президентом Александаром Вучичем, ранее провозгласившая приоритет евроинтеграции в своей внешней политике?
Формально в тексте стратегии Еврокомиссии по Западным Балканам пункт о признании Сербией независимости Косово отсутствует. Речь идет о том, что Сербия (как и Черногория) будет считаться готовой для вступления в Евросоюз «при сильной политической воле, при условии реализации реформ и урегулировании остающихся спорных вопросов с соседями». Конкретно в случае с Сербией речь идет о подписании «юридически обязывающего соглашения» о нормализации отношений между Сербией и самопровозглашенной Республикой Косово. Кроме того, в стратегии подчеркивается, что «вступление в ЕС - это нечто большее, чем технический процесс. Это выбор поколения, основанный на фундаментальных ценностях, которые каждая страна должна воспринимать еще более активно: начиная от внешнеполитического курса, заканчивая обучением школьников». (ec.europa.eu)
Вопрос о смысле вышеуказанного «юридически обязывающего соглашения», очевидно, станет на ближайшие годы не только ключевым пунктом взаимоотношений в треугольнике Белград-Приштина-Брюссель, но и отправным моментом в более широком плане функционирования внешнеполитических приоритетов Сербии – в том числе в той их части, которые напрямую затрагивают интересы России. Как неофициально признают представители сербских политических кругов, закрытие перед Белградом дверей Евросоюза не только способно радикально изменить внутриполитический ландшафт страны, но и поставить вопрос о коренном изменении внешнеполитической ориентации с западного на восточное направление (включающее в себя не только Россию, но и Китай, Турцию и страны Персидского залива) и одновременно спровоцировать дестабилизацию обстановки в Косово, боснийской Республике Сербской, Черногории, Македонии, а также в южносербской Прешевской долине и других районах Балкан со смешанным сербо-албанским населением.
Пока из лидеров стран-членов ЕС однозначно о необходимости для Сербии признать независимость Косово высказался министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль. «Если Сербия хочет продвигаться к Евросоюзу, создание верховенства закона является основным условием, но, естественно, также включая признание независимости Косово», - заявил он в Приштине на совместной пресс-конференции с косовским премьер-министром Рамушем Харадинаем. «Это центральное условие, чтобы продвинуться в Европе», - подчеркнул германский политик. (vestifinance.ru)
То, что руководство Евросоюза намерено использовать вопрос реализации собственной стратегии в отношении Западных Балкан в качестве обоснования для ужесточения давления на Белград по косовской проблеме, фактически подтверждает и интервью, которое сербский министр иностранных дел и первый заместитель председателя правительства Ивица Дачич дал белградской газете Vecernje Novosti. В нем он подчеркнул, что его страна не намерена отказываться от Косово ради вступления в Евросоюз.
«Не существует европейской морковки, ради которой Сербия добровольно согласилась бы отказаться от Косово и Метохии. Лицемерием является тот факт, что отдельные круги в Брюсселе от нас ожидают исторического харакири, но сами они внутри ЕС не имеют общей позиции, когда речь идет о Косово», - подчеркнул Ивица Дачич, имея в виду тот факт, что пять государств-членов Евросоюза (Греция, Кипр, Испания, Румыния и Словакия) по-прежнему не признают независимость Косово, провозглашенную сербским краем в одностороннем порядке в 2008 году. «Я бы спросил всех в ЕС, как получается, что изменяемы только границы Сербии, а все остальные высечены в камне? Сначала оторвали Косово от Сербии, а сейчас говорят нам, что тут больше не о чем говорить. Как это не о чем? Если это законченная история, то почему нас призывают к диалогу?» - добавил глава сербского внешнеполитического ведомства.
При этом он подчеркнул, что Сербия остается приверженной выполнению комплекса брюссельских соглашений с Приштиной, - в том числе в той их части, в которой прописано функционирование Сообщества сербских муниципалитетов (на упразднении данного института самоуправления косовских сербов настаивают власти Приштины, апеллируя с этим требованием не столько к ЕС, сколько к США). «Если ЕС согласится на что-то подобное, а я верю, что не согласится, то обрушивается весь процесс диалога, и для нас здесь больше не будет места», - предупредил в данной связи Ивица Дачич. (novosti.rs)
О том, что правительство Сербии не намерено признавать Косово в качестве средства и условия продвижения заявки на вступление в Евросоюз, ранее заявил и сербский президент Александар Вучич. Но при этом он оставил определенное пространство для дальнейшего обсуждения данного вопроса с ЕС, отметив, что вопрос о Косово должен решать «сербский народ». В ходе переговоров с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, посетившим Сербию во второй половине февраля, президент Вучич поблагодарил Москву за поддержку сербской позиции по Косово и передал личное письмо Владимиру Путину. В нем он выразил своему российскому коллеге «благодарность» за то, что сделано для развития отношений с Сербией, выразив надежду, что в будущем «будет сделано еще больше».
Одновременно Александар Вучич подчеркнул, что, несмотря на то, что Сербия находится на «европейском пути», она продолжит улучшать отношения с Россией. По словам президента Сербии, республика является независимой и принимает свои решения самостоятельно – в том числе в плане развития сербо-российских отношений. «Я предполагаю различные проявления «пожеланий» и давления, направленные на то, чтобы эти отношения развивались в другом направлении, но Сербия будет придерживаться прежней линии, уважая традиционные связи и развивая самые лучшие отношения с Российской Федерацией», - заявил на встрече с Сергеем Лавровым Александар Вучич. [novosti.rs]
Со своей стороны, российский министр иностранных дел подчеркнул наличие у Москвы и Белграда «общей позиции» в том, что «резолюция 1244 Совета Безопасности ООН является единственной легитимной основой всех действий, которые могут предприниматься» на косовском направлении. «У нас общая позиция, которая заключается в том, что нельзя ставить страны региона перед ложным выбором - либо с Западом, либо с Россией», - добавил Сергей Лавров. (mid.ru)
Между тем, развитие событий вокруг Сербии неизбежно потребует от России более активно включиться в происходящие на Балканах процессы в целях не только обеспечения собственных политических и экономических интересов, но и противодействия антироссийской пропаганде, которая будет нарастать со стороны определенных кругов в Брюсселе и Вашингтоне. Представление об аргументах данной пропаганды дает информация о состоявшихся на днях в Вашингтоне переговорах главы Пентагона Джеймса Мэттиса с министром обороны Черногории Предрагом Бошковичем. Руководитель американского оборонного ведомства, поздравив черногорского коллегу со вступлением его страны в НАТО, обвинил Россию в стремлении с помощью силы «перекроить международные границы» и противодействовать усилиям Североатлантического альянса и Евросоюза по обеспечению безопасности на Балканах и в Европе в целом. (defense.gov)
Одной из перспективных моделей выстраивания отношений с Сербией в нынешних условиях становится ее более активное вовлечение в интеграционные проекты, не «завязанные» на Евросоюзе, в том числе в формате ЕАЭС, - тем более, что соответствующие проекты пользуются поддержкой в сербском общественном мнении и бизнес-сообществе. «С ЕАЭС Сербии выгодней и комфортней», - указывает в этой связи сербское издание «Видовдан» и продолжает: «Договор о свободной торговле с ЕАЭС предлагает Сербии новые возможности и новые рынки. А вот вступление в ЕС свяжет ее, заставит втянуться в сложную систему зависимости и отказаться от национальных интересов. Оно дорого ей обойдется и в экономическом, и в политическом плане. Да и сами члены ЕС, того и гляди, начнут искать более гибкого альтернативного международного сотрудничества». «Учитывая, что ЕАЭС ведет переговоры с другими странами, такими как Индия, Сингапур, Израиль и Иран, сотрудничество Белграда с евразийским блоком потенциально может укрепить позицию и улучшить репутацию сербских товаров и компаний на быстрорастущих рынках АСЕАН и других азиатских стран. Кроме того, договор, который когда-нибудь будет подписан с ЕАЭС, даст сербским компаниям возможность создавать совместные предприятия с фирмами из ЕАЭС так же, как это уже делают вьетнамские компании», - указывает издание.
Оно приводит данные социологических исследований, свидетельствующие о снижении в Сербии в последние годы поддержки европейской интеграции при одновременном росте поддержки сотрудничества с Россией и государствами Азии. Процент тех, кто выступает за членство в Евросоюзе, сократился с 76% в 2009 году до 49% в 2015 году. При этом доля тех, кто не поддерживает евроинтеграционный процесс, возросла с 19% в 2009 году до 44% в 2015 году. Одновременно 94% респондентов высказали мнение о том, что лучше всего для Сербии поддерживать тесные связи с Россией. Китай оказался на втором месте (89%), а Германия - на третьем (80%). Если бы пришлось выбирать только одну страну, то 63% опрошенных выбрали бы в качестве главного партнера Сербии Россию. (vidovdan.org)
При этом следует иметь в виду, что успешное завершение переговоров о вступлении Сербии в Евросоюз автоматически приведет к денонсации Белградом всех соглашений о свободной торговле, действующих у него в настоящее время, за исключением договора с ЕС (соглашение о Центральноевропейской ассоциации свободной торговли, а также двусторонние документы с Россией, Турцией, Белоруссией и Казахстаном). Подобное развитие событий, в свою очередь, способно оказать негативное влияние на реализацию совместных российско-сербских проектов и «закрыть» Сербию для российских инвестиций и энергетических и инфраструктурных разработок. Это имело бы особенно отрицательное значение, учитывая стратегически важное положение страны в центре Балканского полуострова на пересечении ключевых транспортных и энергетических потоков.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs