Визит Госсекретаря США Рекса Тиллерсона на Ближний Восток пришелся на период обострения отношений между внутренними и внешними игроками, которые в меру сил и желания внесли вклад в разгром ИГ. Специальный представитель Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура 15 февраля признался даже, что ситуация в Сирии «хуже, чем четыре года назад».
На сегодня сформировались три основные силы: Дамаск, который поддерживают Москва и Тегеран; международная коалиция во главе с США, «на земле» опирающаяся на преимущественно курдские Сирийские демократические силы (СДС); формально входящая в «американскую» коалицию, но действующая самостоятельно Анкара с подконтрольными ей группами в Идлибе и оккупированном ранее районе Эль-Баба, формально объединенными в т.н. Сводобную сирийскую армию.
Появляются сообщения о боестолкновениях между сирийской армией и СДС в районе Дейр эз-Зор, в частности, 7 февраля вблизи городка аль-Исба американские ВВС разгромили колонну «проасадовских» сил, демонстрируя решимость защищать территории, которые они «застолбили» за собой (нефтеносные районы, кстати); в эти же дни сирийцы сбивают обстрелявший их территорию израильский самолет, и в ответ Израиль бомбит сирийские и иранские военные объекты; турки медленно, но настойчиво расширяют зону оккупации на севере Сирии под предлогом ликвидации террористической угрозы у своих границ. Что, кстати, вызывает недовольство Тегерана – партнера Анкары по антитеррористической «тройственной коалиции». Президент ИРИ Хасан Рухани, комментируя турецкую военную операцию в Африне, заявил, что «присутствие любой внешней силы на территории Сирии без согласия законных властей неприемлемо». А турецкая сторона, как мы знаем, такого согласия не получала.
Американо-турецкие отношения по признанию обеих сторон, еще никогда не находились на столь низком уровне – здесь и подозрения в том, что американцы приложили руку к подготовке переворота 2016 года, и американская помощь сирийским курдам, которых Анкара считает террористами. Так что неудивительно, что турне главы американской дипломатии «венчал» визит в Анкару. Все выглядело так, что предварительные встречи Тиллерсона выглядели прелюдией к этому визиту: в Каире он призвал партнеров по коалиции сосредоточиться на борьбе с ИГ (меседж Турции, «отвлекающейся» на курдов), в Эль-Кувейте уверял союзников в том, что битва против ИГ далека от завершения (то же); в Аммане заявил, что Турция является важным союзником и партнером Соединенных Штатов, и обе страны стремятся «к одним и тем же результатам в Сирии».
Сосредоточиться на борьбе с ИГ накануне визита Р.Тиллерсона призвал своего турецкого коллегу на саммите НАТО и министр обороны США Джеймс Мэттис.
Однако Турция упорно продолжает решать свои задачи. После начала операции «Оливковая ветвь» президент страны Реджеп Таййип Эрдоган пообещал, «разобравшись» с Африном, таким же образом «разобраться» с Идлибом, «чтобы наши братья-беженцы вернулись в свои дома» (а «братьев-беженцев» в Турции только по официальным данным три с половиной миллиона, и им надо или предоставить работу, или содержать их и дальше). И анонсировал продолжение зачисток приграничной сирийской территории до тех пор «пока не устраним угрозу из Ирака» - т.е. речь идет о возможной операции и на севере этой страны. Следующим пунктом после Идлиба значится Менбидж, из которого американцы в 2016 году обещали туркам вывести курдских боевиков, да так и не вывели. Демонстрируя серьезность намерений, турецкий вице-премьер Бекир Боздаг недавно заявил, что турецкие ВС будут готовы (ни больше ни меньше) ликвидировать солдат США, коль скоро они будут одеты в форму курдских «Отрядов народной самообороны».
Заочно отвечая турецкому политику, командующий силами коалиции в Ираке и Сирии американский генерал Пол Фанк сообщил, что его командование не намерено покидать северо-восток провинции Алеппо (читай: Менбидж). Его слова позже подтвердил глава Центрального командования ВС США генерал Джозеф Вотел. Что неудивительно: американцы патронируют СДС, рассматривая их как структуру, которую можно использовать и против террористов, и против иранского влияния в Сирии, и против Дамаска. А более чем решительный ответ ВВС США на «неспровоцированную атаку» проасадовских сил 7 февраля «на командный пункт СДС» (по американской версии) возможно, помимо прочего, должен был продемонстрировать Анкаре исход гипотетического наступления на курдское ополчение на левом берегу Евфрата.
Развитие событий в последнее время позволило послу России в Сирии Александру Кинщаку заключить, что США пытаются сколотить «новую сирийскую армию». Куда, кстати, по словам посла, набираются «и бывшие игиловцы, нусровцы и прочие террористы».
По мере приближения визита Тиллерсона в Анкару градус алармистских настроений в Турции стал повышаться. Министр иностранных дел страны Мевлют Чавушоглу пригрозил, что отношения с США «испортятся совсем», если Тиллерсон не сделает шагов к их исправлению; глава кабинета министров Бинали Йылдырым и вовсе заявил, что пришло время Америке «одуматься». А за два дня до прибытия высого американского гостя сам Р.Т. Эрдоган, выступая перед депутатами правящей Партии справедливости и развития, не воздержался от угроз: «Вы говорите, что боретесь против ИГ… Ни у кого нет права использовать ИГ как повод. Пришло время закончить этот театр с ИГ, пора снять маски… Нам говорят (американцы – А.И.): «Если по нам ударят, мы жестко ответим». Те, кто так говорит, никогда в жизни не пробовал османского кулака». CNN даже предупредила Тиллерсона, что в Турции его могут «побить». Ну а в довершение всего мэрия Анкары приняла решение переименовать проспект, на котором расположено посольство США, в «Проспект Оливковой ветви».
Впрочем, наличествуют и объективные моменты, способствующие сближению двух поссорившихся союзников по НАТО. Несколько дней назад появилась информация о том, что «Курдская автономная администрация региона Африн» (сепаратисты с точки зрения сирийского режима) призвала сирийское правительство «обеспечить защиту границы с Турцией», со стороны которой нарастает угроза территориальной целостности страны. И Дамаск, якобы, начал пропускать через подконтрольную ему территорию в Африн курдских боевиков из восточных районов Сирийского Курдистана и христианских ополченцев из западных районов Сирии. Более того: совсем недавно телеканал Al-Mayadeen сообщил о существовании неких планов введения сирийских войск на территорию Африна для «отражения агрессии Турции».
Перед началом переговоров в президентской резиденции Эрдоган хранил довольно мрачный вид, а Тиллерсон заметно волновался. Впрочем, представитель госдепартамента США заявил позже, что встреча прошла «продуктивно». На следующий день, по окончании переговоров госсерктаря с его турецким коллегой, на совместной пресс-конференции Мевлют Чавушоглу сообщил о принятом решении нормализовать отношения, для чего планируется создать специальный «механизм», так как «США нам неоднократно давали обещания, которые не выполняли». Первая двусторонняя встреча в рамках этого механизма намечена на март. Помимо прочего, по словам турецкого министра, Анкара ожидает от Вашингтона гарантий по отводу курдских отрядов из Менбиджа на левый берег Евфрата. Предполагается, что после этого город будут совместно контролировать американские и турецкие военные.
По информации турецкой прессы, Р.Тиллерсон, со своей стороны, заверил, что поставки американского оружия СДС и впредь будут «ограниченными и направленными на конкретные цели», а Турция и США, «покончив с террористами, совместно решат, кто будет контролировать районы» (очищенные от террористических групп – А.И.).
Подводя предварительный итог переговоров, отметим, что атакующая тактика во внешней политике (от силовых операций до информационной поддержки в СМИ) приносит успех Анкаре. Вопрос в том, насколько Турция Эрдогана дорожит военно-политическим союзом с Западом и удалось ли госсекретарю США в ходе визита, играя на геополитических амбициях Анкары, дискредитировать российско-турецко-иранскую коалицию. Впрочем, американские обещания чаще остаются обещаниями, не более того. Можно предположить, что и на этот раз все будет также. Тем более, что по словам Сергея Лаврова, «В Сирии, очень похоже, американцы взяли курс на раздел страны». (ng.ru)
Добавим: присоединив к подконтрольным СДС (и Вашингтону) районам нефтяные месторождения на территориях, которые к историческому Курдистану отношения не имеют.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs