Фото: council.gov.ru
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов встретился с Мари-Энн Конинскс, послом по особым поручениям ЕС по Арктике. Основными направлениями сотрудничества России и Евросоюза были названы экологические вызовы, связанные с изменением климата, и Северный морской путь.
Российский взгляд на освоение арктического региона заключен в Стратегии развития России в Арктике, подписанной президентом Владимиром Путиным в 2013 году. Арктика важна по трем причинам. Во-первых, этот регион очень богат полезными ископаемыми. После истощения запасов традиционных месторождений именно здесь будут сосредоточены основные запасы углеводородов.
Во-вторых, Северный морской путь благодаря перспективам расширения транзита и интересу других стран стал локомотивом освоения региона. Для функционирования транспортного маршрута строятся атомные ледоколы, морские порты и причалы, создается новое оборудование. Прорабатывается вопрос создания отдельной государственной структуры, которая будет заниматься Северным морским путем. Подготовлен проект закона о развитии Арктической зоны РФ. На первом этапе в документе предлагается сформировать опорные зоны по маршруту следования Северного морского пути. «Сегодня объемы перевозок увеличиваются, растет интерес к транзиту грузов у других стран», – отмечает Александр Акимов. По его словам, заинтересованы как европейские страны, так и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Причина в том, что Северный морской путь в 2 раза короче, чем расстояние по суше (согласно данным сенатора). Сейчас по этому маршруту провозят 0,1% объема товаров, проходящих по Суэцкому каналу. Все потому, что Северный морской путь открыт только 5 месяцев в году (с июля по ноябрь), а остальное время покрыт льдом. В связи с изменением климата ситуация меняется, период активного судоходства может увеличиться. Северный морской путь короче не только сухопутного, но и морского маршрута через Суэцкий канал из Шанхая в Роттердам (на 4444 км).
Наконец, экологические вызовы, которые объединяют Россию и европейские страны. С 1996 года РФ активно работает со странами Арктического совета. В него кроме России входят 7 приарктических стран: Дания, Финляндия, Швеция, Исландия, Норвегия, США и Канада. В рамках форума проводятся совместные научные исследования, рассматриваются вопросы экологии и изменения климата. Главный принцип, сформулированный в Стратегии глобальной безопасности ЕС в отношении Арктики, заключается в том, что этот регион должен оставаться местом с минимальной напряженностью, где царит мир и конструктивное сотрудничество (по словам Мари-Энн Конинскс). Посол привел также три положения, на которых основана европейская стратегия в Арктике 2016 года («Интегрированная политика Европейского союза в Арктике»):
-
Бороться с изменением климата и сохранять окружающую среду;
-
Обеспечивать устойчивое развитие для местного населения;
-
Развивать международное сотрудничество на региональном уровне и в рамках Арктического совета.
Успехами в отношениях между Россией и ЕС Мари-Энн Конинскс назвала трансграничное сотрудничество, программу по утилизации ядерных отходов в бухте Андреева, а также совместное строительство водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге и Калининграде. Евросоюз заинтересован в дальнейшем взаимодействии в экологической сфере и с оптимизмом смотрит на перспективы развития Северного морского пути. Главное препятствие сотрудничеству, по наблюдению обеих сторон, это санкции. «Нам очень жаль, что наш статус постоянного наблюдателя блокируется в Арктическом совете РФ», – сетует посол. Александр Акимов считает, что санкционная политика не должна распространяться на Арктику, так как отсутствие технологий мешает бороться с экологическими вызовами (что важно для всей планеты). Мари-Энн Конинскс ответила, что решение проблемы санкций в руках России. «Несмотря на это, даже при текущем состоянии дел остается существенный простор для сотрудничества», – добавила посол.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs