ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Монголия и Россия нуждаются друг в друге

16:27 02.02.2018 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Экономическое сотрудничество Москвы и Улан-Батора демонстрирует положительную динамику. Ключевой сферой взаимодействия двух стран является трансграничная торговля и совместные инфраструктурные проекты, что имеет важное значение и для Монголии, и для России.

Для лишенной выхода к морю Монголии, нуждающейся во внешних рынках, это возможность открыться миру и встроиться в инфраструктурный маршрут Китай – Россия на правах третьего, среднего звена. Этот маршрут не ограничивается прокладкой новых транспортных артерий, но охватывает сразу несколько отраслей экономики.

Речь о возможных поставках в Монголию российской электроэнергии, совместной разведке и добыче полезных ископаемых, создании логистических центров, модернизации Улан-Баторской железной дороги, импорте монгольского мяса (конины, баранины) в Россию и экспорте из России свинины, активизации авиационного сообщения, увеличении турпотока граждан третьих стран из России в Монголию и наоборот. Все эти вопросы обсуждались в ходе визита в Улан-Батор председателя правительства Бурятии Алексея Цыденова 18 января сего года (1).

Для России сотрудничество с монгольской стороной предоставляет возможность активизировать экономическую жизнь отдалённых регионов Сибири (Тува, Бурятия, Иркутская обл., Забайкальский край). Для них Монголия – приоритетный внешнеторговый партнёр. Через Монголию попадают в эти регионы иностранные туристы, пока, к сожалению, немногочисленные.

При соответствующем подходе и необходимых финансовых вливаниях областные центры выше перечисленных регионов могут превратиться в транспортно-логистические центры для транзита товаров из Китая и Монголии вглубь России, что повлечёт за собой создание новых видов занятости для местного населения.

Среди перспективных проектов – совместная работа в горнодобывающей и энергетической сфере, поставки российской сельхозтехники в рамках разработанной Минпромторгом России Стратегии развития экспорта в отрасли с/х машиностроения на период до 2025 г., создание автомобильного коридора от портового города Тяньцзинь, крупнейшего центра китайской промышленности, до столицы Бурятии Улан-Удэ для транзита товаров, в т.ч., из третих стран, поскольку свободная торговая зона Тяньцзиньского порта тесно связана с 400 портами в 180 странах мира (2,3).

Наметилась необходимость перехода сотрудничества Монголии с российскими регионами на качественно иной уровень. Обе стороны осознают тот факт, что прежний формат отношений, когда это сотрудничество ограничивалось стихийной переориентацией российской приграничной розничной торговли на монгольского туриста и не затрагивало масштабных производственно-инфраструктурных проектов, постепенно себя изживает.

Монгольско-российским экономическим отношениям нужен новый скачок на более высокий уровень взаимодействия, о чём было упомянуто в ходе переговоров министра горнорудной и тяжёлой промышленности Монголии Д.  Сумъяабазара с российской делегацией во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Монголии Искандером Азизовым (4).  

Желание быть связующим экономическим звеном между Китаем и Россией заставляет монгольскую дипломатию быть активной и на восточном направлении. Министерство дорожно-транспортного развития Монголии предлагает китайской стороне в срочном порядке обновить подписанное в 2011 г.соглашение о сотрудничестве в автотранспортном секторе, увеличить количество авиарейсов и железнодорожных веток из Монголии в Китай, а также углубить сотрудничество по вопросам морской торговли.

В ходе недавнего визита в Южную Корею монгольский премьер У. Хюрэлсух выразил надежду, что Монголия станет для Сеула воротами в Центральную Азию и Европу, и поможет Монголии выйти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Воротами в Европу для Южной Кореи Монголия может стать при условии подключения к монгольско-южнокорейскому сотрудничеству российской стороны. Через Россию пролегает маршрут поставок товаров из Монголии на европейский рынок, и в диалоге Сеул – Улан-Батор Москва не будет лишней.

В 2015 г.Монголия подписала соглашение об экономическом партнёрстве с Японией, что оживило монгольско-японскую торговлю. Улан-Батор надеется на подписание такого же соглашения с Южной Кореей.

Для Южной Кореи, с её ограниченными возможностями для животноводства и сельского хозяйства ввиду малого количества пригодных земель, Монголия привлекательна как одно из звеньев обеспечения продовольственной безопасности и логистический трамплин для поставок южнокорейской продукции в ЕС и продукции стран-ЕС в Южную Корею.

Для реализации описанного сценария монгольской стороне предстоит приложить много усилий: модернизировать транспортную и энергетическую инфраструктуру, согласовать законодательные нормы и нарастить торговый оборот между двумя странами.

 

1)    http://www.montsame.mn/ru/read/12421

2)    http://asiarussia.ru/articles/18849/

3)    http://www.vom.mn/ru/p/38921

4)    http://www.montsame.mn/ru/read/12579

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати