Украина входит в 2018 год с объемным багажом проблем, которые проблемами не считает, а считает своими ресурсами, успехами и достижениями. При этом сторонников именно такого взгляда на Украину, на то, что происходит в стране, на то, как она ведет себя на международной арене все меньше и меньше как в стране, так и среди ее зарубежных партнеров. Основные тренды политического процесса формировались в трех сферах: конфликт на юго-востоке, военная сфера, экономика и политика.
Сосредоточим внимание на конфликте на юго-востоке. Сохранение ситуации воюющей страны выгодно Украине как государству, избравшему евроатлантическую ориентацию, выгодно украинским политическим кругам разного политического спектра и разной степени приближенности к власти, а также зарубежным партнерам и менторам этой страны, разыгрывающим одну из антироссийских карт.
Вопрос поставок оружия из-за рубежа. Этот вопрос имеет военный аспект, но все больше приобретает политическую окраску, а это значит, что придется вновь придавать процессу поставок идеологический смысл. При этом возникает ряд вопросов. В денежном выражении сумма поставок – 47 млн. долл. США, а это около 200 зарядов и 30 пусковых установок комплекса Javelin. Когда реальные объемы поставок становятся понятны, возникает вопрос – что решает это оружие? Какую-то военную задачу? Имеет политическую ценность? Выгодный оружейный бизнес? Военную задачу такой объем поставок не решает, сумма для американских военных компаний тоже незначительная, то есть, наибольшая польза – политический эффект от этого контракта.
При всем том, что «поставки оружия» - звучит громко, за этим кроется скорее символический жест. И это подтверждает информация о том, что расширять поставки оружия Пентагон не намерен: «США не планируют поставлять в Украину противотанковые комплексы TOW (…). Планов по продаже или передаче TOW в Украину нет", — сказал представитель пресс-службы Пентагона Джонни Майкл. При этом ранее в генштабе Украины заявляли, что рассчитывают на поставки TOW из США уже в 2018 году. (…) (rian.com.ua).
То есть, при всей неприглядности ситуации с поставками оружия, США осторожничают.
Вашингтон понимает, что конфликт на юго-востоке не имеет военного решения. И поставки оружия в нынешней ситуации – символическая возможность для него сохранить верность патронируемому партнеру.
Но понимание этой ситуации не значит, что обострение конфликта не рассматривается как один из сценариев в рамках антироссийской политики.
Очевидно, что в будущем любое возможное военное обострение конфликта будет иметь более еще ситуативную политическую подоплеку, чем в предыдущие годы конфликта на юго-востоке Украины.
Международный аспект конфликта на юго-востоке по итогам 2017 года зафиксировал две ключевые ситуации:
1. Минский процесс зашел в тупик;
2. Вопрос о миротворческой миссии завис в воздухе.
Предложение Владимира Путина о введение миротворцев на линию разграничения (https://interaffairs.ru/news/show/18248), это предложение, которое является вариантом выхода из тупиковой ситуации, однако, оно было воспринято в штыки.
Последние новости по этому поводу с украинской стороны – Посол Украины в ООН Владимир Ельченко заявил, что подвижек в отношении введения миротворцев в ближайшее время не будет. При этом посол отметил, что миротворцы должны стоять на государственной границе между Украиной и Россией». (strana.ua)
Интересна в этом контексте позиция США, озвученная спецпредставителем Госдепартамента США Куртом Волкером в предновогоднем интервью радиостанции Эхо Москвы: «Я все еще очень обнадежен в отношении Украины и хотел бы увидеть мир в Украине в 2018 году. ….Нужно время и безопасное пространство, чтобы можно было выполнить требования Минских соглашений: провести местные выборы, провести избирательную кампанию, в конце концов, чтобы Верховная Рада начала процесс амнистии, чтобы специальный статус регионов, за который Рада уже проголосовала, был приведен в исполнение после выборов. Для всего этого и нужны миротворческие силы на Донбассе. И я все равно надеюсь, что мы сможем этого достичь, и что Россия хочет разрешить все эти вопросы и восстановить принадлежность территории Донбасса за Украиной». (echo.msk.ru)
Вроде бы все верно – видна даже озабоченность выполнением Минских соглашений. Но, как говорят, дьявол – в деталях.
Американо-украинский вариант – отсутствие российских представителей в составе корпуса миротворцев, размещение контингента на российско-украинской границе, на линии разграничения, и на всей территории ДНР и ЛНР. Этот вариант рассчитан на силовое решение и во многом близок к позиции США.
Россия вполне объяснимо блокирует этот вариант, основной смысл которого – с помощью миротворцев, под их прикрытием уничтожить ДНР и ЛНР, а заодно и всех несогласных..
Российское предложение – миротворцы на линии разграничения, миротворцы в качестве охраны наблюдателей ОБСЕ отвергнуто. А ведь именно такое предложение могло бы обеспечить в современных реалиях выполнение политической части Минских соглашений: проведение выборов, амнистия, автономия.
Помимо этого российский вариант отвергнут Украиной - по причине приближения выборов Президента Украины в 2019 году.
Поэтому конфликт на юго-востоке Украины будет тлеть и дальше, его эскалация вполне возможна как мобилизующий внутриполитический фактор накануне президентских выборов, то есть, в конце 2018 г.- начале 2019 г. Это наиболее очевидный и прогнозируемый период военного обострения ситуации, но до этого, в угоду сиюминутной внутриполитической или внешнеполитической выгоде, Киев может не раз найти повод ввести конфликт в острую стадию.
Конфликт на юго-востоке длится уже три года, руководство Украины ошибается, считая, что это мобилизует страну, дает ей экономические драйверы и исторические смыслы. Этот конфликт страну отравляет. Ложные смыслы породили этот конфликт и продолжают его питать, без этих ложных смыслов нынешний политический режим не сможет существовать. Но Киеву не кажется, что это замкнутый круг, поэтому он продолжает выстраивать токсичную для своего народа внутреннюю и внешнюю политику.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs