5 сентября было выполнено поручение Президента России Владимира Путина, данное в этот же день главе внешнеполитического ведомства Сергею Лаврову: «Россия направила председателю Совета Безопасности ООН Текеде Алему и генеральному секретарю всемирной организации Антониу Гутерришу проект резолюции о размещении миротворцев на линии соприкосновения в Донбассе». (tass.ru)
Поступила уже и первая реакция на эти действия России. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль назвал предложение Владимира Путина об отправке миссии ООН в Донбасс «шансом для обеспечения режима прекращения огня»: «Я читаю сообщения о том, что Путин сейчас публично предложил сделать то, на чём мы с канцлером настаивали в течение месяцев, а именно, разместить миротворческую миссию ООН в Донбассе для обеспечения режима прекращения огня. Это ли не шанс!». (regnum.ru) При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что вопрос о размещении миротворческого контингента ООН в Донбассе «давно» стоит в повестке дня Кремля. «Путин никогда не возражал против направления миротворцев, но подчеркивал, что это возможно только после разведения сторон и при согласии всех сторон конфликта», — отметил Песков.
Он добавил, что президент поддерживает размещение миротворцев ООН только на линии соприкосновения из-за минских соглашений, в которых «вопрос контроля границы четко прописан». (rbc.ru)
Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко в целом одобрил инициативу России и заявил, что Украина готова к обсуждению предлагаемого Москвой проекта резолюции Совета Безопасности ООН о размещении в Донбассе миротворцев. Украинский постпред также заявил, что у Киева есть замечания относительно параметров предлагаемой миротворческой миссии: важен состав миссии и дислокация миротворцев. По словам Ельченко, Украина поддержит резолюцию, если миротворцы первым делом возьмут под свой контроль границу между Россией и Украиной и обеспечат «полный вывод всех российских войск и наемников», якобы присутствующих в Донбассе, кроме того, в составе миротворцев не должны быть россияне и представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). (kommersant.ru)
Несмотря на стандартный и уже всем изрядно надоевший набор условий со стороны Киева, первая реакция официальных украинских лиц несколько удивила своей сдержанностью. Впрочем, эта сдержанность может быть объяснена предварительной подготовкой украинской стороны к подобным предложениям Москвы, которая была проведена спецпредставителем Госдепартамента США Куртом Волкером в ходе его интенсивной работы с украинскими политиками и чиновниками, а также договоренностями по итогам его встречи за закрытыми дверями с помощником Президента России Владиславом Сурковым.
Помимо этого удивляет тот факт, что недавно украинская сторона сама несколько раз говорила о необходимости присутствия миротворцев на юго-востоке Украины. Последний раз о своем намерении обратиться к организации с просьбой ввести миротворцев в Донбасс заявил президент Украины Петр Порошенко во время сессии Генассамблеи ООН 22 августа. Но до реальных обращений дело так и не дошло. Пока намерение Порошенко трансформировалось в обращение к ООН, которое он анонсировал на сентябрь этого года, Президент Владимир Путин направил в Совбез ООН свой проект резолюции.
Однако, это не главное. Главное, как обычно, в деталях. Технологию реализации миротворческой операции Киев, судя по всему, видит по аналогии с Югославией, почему и надеется на ее поддержку Западом. Очевидно, что план, который намеревался представить Порошенко, должен был включать позиции размещения миссии по всей территории Донецкой и Луганской областей, на линии соприкосновения и на границе России и Украины. К чему привел подобный план размещения миротворцев в Югославии уже известно. Поэтому российский проект резолюции определяет, что миротворческая миссия должна быть расположена исключительно по линии разграничения сторон и заниматься строго охраной сотрудников ОБСЕ. Как отмечают эксперты: «Тем самым полностью выхолащивается план Киева с помощью миротворческих сил вернуть себе контроль сначала над границей, а затем – военной силой – и над мятежными республиками». (vz.ru) Простыми словами это означает - уничтожение несогласных с помощью оружия.
Однако представитель России в контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Борис Грызлов заявил, что миротворцы смогут войти в Донбасс, после того как Украина внесет поправки в закон о его особом статусе. Об этом он заявил накануне заседания контактной группы, сообщает корреспондент РБК.
«Развертывание контингента ООН на линии соприкосновения в Донбассе станет реальным только после того, как Украина внесет в закон об особом статусе Донбасса принципиально важные поправки. Эти поправки должны быть согласованы в контактной группе», — рассказал Грызлов.
Речь идет о введении особого статуса для Донбасса на постоянной основе по формуле Франка-Вальтера Штайнмайера (президента ФРГ). Грызлов отметил, что Украина должна будет обеспечить разведение сил и средств на всей линии соприкосновения. (rbc.ru)
В случае принятия российского проекта резолюции размещение контингента миротворцев на Донбассе будет означать выведение конфликта на юго-востоке Украины в международное правовое поле, из той ситуации, которую Украина назвала АТО (а теперь спешно пытается перенаименовать в «операцию по обороне Украины»), что не отражало и не отражает суть гражданских, политических, военных и геополитических процессов в регионе. Думается, выведение ситуации на международный правовой уровень — цель заявления Путина и проекта резолюции для СБ ООН.
Кроме того, присутствие миротворцев из разных государств будет означать и более адекватную информацию о конфликте для тех государств, которые представляют миротворцы, а также для международных СМИ, и, конечно, самой ООН. В частности, это касается мифа о присутствии кадровых российских военных в Донбассе.
Миротворческая миссия в том формате, в котором предлагает Россия, для Киева крайне неудобная и даже неприемлемая ситуация. Миротворцы на линии соприкосновения, будут способствовать реальному прекращению огня в зоне конфликта. Это одно из перманентно невыполняемых условий Минских соглашений, первый пункт, и если с помощью миротворцев ООН он будет выполнен, то придется переходить к другим пунктам.
К тому же, первые шаги по выполнению Минских соглашений поставят под вопрос поставки американского летального оружия для Киева и затруднят реализацию антироссийского курса, основанного на тезисе - «Россия – страна-агрессор».
Эта ситуация также может поднять на новый уровень вопрос выполнения Минских соглашений. Минские договоренности – свершившийся факт международной дипломатии, что оставляет не- много вариантов дальнейшего развития ситуации: первый вариант - выполнять соглашения, второй - саботировать с целью денонсации. Очевидно, что отказ от соглашений означает возврат к исходной точке поиска вариантов разрешения конфликта на юго-востоке Украины.
Если прогнозировать дальнейшее развитие событий, то:
- вариант максимум будет означать принятие СБ ООН резолюции о введении миротворческой миссии в том, формате, который предложен Россией, или в максимально к нему приближенном, иначе Россия его же и заблокирует;
- вариант негативного развития событий будет означать непринятие российского проекта резолюции, возможные поставки летального оружия, принятие Украиной закона «О реинтеграции оккупированных территорий Донбасса» который принимается не с целью собственно «реинтеграции», сколько для того, чтобы на законодательном уровне ввести понятие, что «Россия является страной-агрессором».
При этом украинские политики откровенно заявляют, что подобные формулировки позволят решить не только политические, но и шкурные, то есть финансовые вопросы. Так, представитель президента Петра Порошенко в парламенте Ирина Луценко откровенно заявила, что такой подход позволит Киеву сохранить существующий формат поддержки Украины со стороны Международного валютного фонда. «… Это для того, чтобы Международный валютный фонд давал нам средства, это для инвесторов»,- заявила она. (newsru.com)
В случае отклонения российского проекта резолюции СБ ООН в текущей ситуации неопределенности на юго-востоке Украины сохранится напряженность, и выполнение Минских соглашений вновь окажется под вопросом. Однако, несмотря на то, что Минские соглашения не устраивают некоторых участников этого процесса, европейские участники и Россия не хотят лишаться данного документа как точки опоры, которая уже существует. Российский проект резолюции может серьезно продвинуть миротворческий процесс на Донбассе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs