В отношениях Монголии и Индии незримо присутствует третий участник – Китай. Сотрудничество Улан-Батора и Нью-Дели продиктовано обоюдным желанием ограничить сферу влияния Пекина в регионе.
Позиция монгольской стороны очевидна - активизируя сотрудничество с Индией, уменьшить зависимость монгольской экономики от Китая, уравновесить его политическое влияние. В геополитическом смысле Монголия видит себя северным полюсом буддизма, отделённым от южного полюса, т.е., Индии, китайской территорией. В Нью-Дели называют Монголию духовным другом Индии.
Было бы ошибкой рассматривать Монголию в этом сценарии как обычное среднестатистическое государство. Авторитетные российские монголоведы подчеркивают: Монголия – это самобытная цивилизация, расположенная на перекрестье нескольких цивилизационных ареалов (Китай, Россия), но не входящая ни в один из них и от них отличающаяся целым рядом характеристик (1). Термин «монгольская цивилизация» содержится в Концепции национальной безопасности Монголии.
Взаимодействие Китая и Монголии, Монголии и Индии - это взаимодействие трёх цивилизаций, причём с Индией у Монголии больше общих духовных скреп, в отличие от Китая. Монгольская этническая психология – не конфуцианская по своему внутреннему содержанию, что позволяет ей успешно выдерживать натиск китайской культуры.
Осознавая себя отдельной цивилизацией, Монголия стремится к сохранению стратегической автономии в отношениях с соседями – Китаем и Россией. Внешняя политика Улан-Батора – это выстраивание системы экономических и политических противовесов и постоянный поиск сбалансированного подхода за счёт кооперации с «удалёнными соседями» - Японией, Южной Кореей, США, ЕС, Индией и др.
Монголия – кладовая полезных ископаемых, и Китай намерен ею воспользоваться. Практически вся монгольская сырая нефть закупается Китаем, растёт доля китайского капитала в горнодобывающей промышленности.
Нью-Дели готов конкурировать с Пекином за доступ к монгольским ресурсам. Индийцы намерены увеличить долю своего присутствия в энергетическом секторе Монголии. Индия выделит $1 млрд.для строительства нефтеперерабатывающего завода в Сайншанде производственной мощностью 1,5 млн.т.нефти в год (2). Ранее стороны обсудили перспективы импорта Индией монгольского урана, но несовершенство законодательства Монголии пока препятствует реализации данных планов. Индийская энергетика постоянно нуждается в уране. В Монголии запасы этого сырья могут достигать 1,4 млн.т.
Нью-Дели и Улан-Батор сообща хотят изменить соотношение присутствия в монгольской экономике Китая (более $6 млрд.) и Индии ($35 млн.) в пользу последней. Увеличение доли индийского капитала, как и политического влияния Индии, не несёт таких угроз, какие Улан-Батор видит в монополии Пекина, учитывая общую границу Монголии с Китаем, непростые исторические отношения двух стран и наличие в составе КНР автономного района Внутренняя Монголия.
Политика Индии в отношении Монголии – ответ на политику Китая в отношении Шри-Ланки. Шри-ланкийские власти передали Китаю в долгосрочную аренду стратегически важный морской порт Хамбантота на южном побережье острова в рамках предпринимаемых мер по погашению задолженности в размере $8 млрд. перед китайскими фирмами (3).
Шри-Ланка – «задний двор» Индии, до недавнего времени полностью находившегося в орбите политического влияния Нью-Дели. После того, как китайцы обосновались в Хамбантота, индийцы изъявили готовность участвовать в восстановлении портовой инфраструктуры на восточном побережье Шри-Ланки и аэропорта в Хамбантота.
Между китайскими и индийскими инвесторами идёт острое соперничество за контроль над аэропортом. Контролируя аэропорт, Китай получит возможность усилить присутствие своих ВМС в Хамбантота в случае необходимости (4). Индийские эксперты проводят прямые параллели между присутствием Китая на «заднем дворе» Индии (в Шри-Ланке) и присутствием Индии на «заднем дворе» Китая (в Монголии) (5).
1) http://www.isras.ru/files/File/publ/Zheleznyakov_Mongolia_23-11-2016_final.pdf
2) http://asiarussia.ru/news/18666/
3) https://www.nytimes.com/2017/12/12/world/asia/sri-lanka-china-port.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs