Блог Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко. Фундамент общественно-политической стабильности

19:17 12.12.2017


Конституция, по которой мы живём, была принята в этот день ровно 24 года назад. На фоне иных государств, чьи основные законы уходят корнями в далёкое прошлое, совсем недавно. Однако насыщенность и глубина событий, которыми отмечены эти без малого четверть века, позволяют заявить, что российская Конституция прошла за это время испытания исторического масштаба и выдержала их.

И это действительно так. Усилиями всех народов России, всех социальных слоёв в стране построены принципиально новый общественный строй, государственно-политическая система, базирующиеся на ценностях демократии, прав человека, рыночной экономике, принципе верховенства закона. Преобразования, по сути, революционного характера осуществлены мирным путём, притом в ситуации, когда была велика реальная угроза распада страны, возникновения хаоса. Для России, пережившей в прошлом веке три революции, гражданскую войну, массовые репрессии, именно такой ход событий мог бы стать наиболее вероятным. Однако разрушительного сценария удалось избежать. Современная Россия – стабильная, единая, независимая, сильная страна. И это в огромной степени результат принятия Конституции, её неукоснительного соблюдения властью, политическими силами, общественными организациями, гражданами.

В Конституции чётко сформулированы ценности, разделяемые подавляющим большинством граждан, политические и правовые устои государственности. Всё это делает Основной закон не только главным правовым актом страны, но и тем, что принято называть общественным договором, воплощением общенационального гражданского консенсуса, фундаментом политической стабильности.

То, что это так, убедительно показало недавнее столетие Русской революции. Мы увидели, что вокруг Февраля и Октября 1917 года и того, что последовало за ними, до сих пор идут споры. Но увидели и другое: в современной России отсутствует глубокая трещина, которая делила бы народ на противостоящие враждебные лагеря, рождала непримиримую конфронтацию политических и общественных сил. Российское общество сплочено, консолидировано вокруг ключевых принципов и ценностей, определенных Конституцией. Это огромное, в полном смысле историческое достижение нашей страны, залог нашего успешного движения вперёд.

Вот почему Конституция требует бережного к себе отношения. Говоря об этом, я не имею в виду, что она вообще неприкосновенна. Редкий год проходит без того, чтобы иные политики, правоведы, эксперты, структуры гражданского общества не заявили о том, что ими подготовлены изменения, а то и проект новой Конституции. В принципе, это нормально. Меня беспокоит другое. Говоря словами незабвенного Хлестакова, «легкость необыкновенная в мыслях», с какой нередко заявляют о том, что Основной закон следует радикально корректировать, а то и менять целиком.

Ещё во времена Шекспира знали, что лучшее – враг хорошего. Конституция – такой документ, где изменения оправданы только тогда, когда без них действительно нельзя обойтись, когда они реально необходимы. Любой другой подход к конституционным новациям сопряжён с немалыми политическими, экономическими, социальными рисками. Не стоит забывать и о том, что стабильность Основного закона – одно из важнейших условий уважительного к нему отношения и, соответственно, — неукоснительного выполнения.

Ситуации, требующие внесения изменений в Конституцию, за 24 года возникали редко. Их, что называется, можно пересчитать по пальцам. Наша страна не столкнулась ни с одной проблемой, решение которой бы поставило в повестку дня вопрос о внесении кардинальных изменений в Конституцию.

И это не случайно. Всех нас, российских граждан, объединяет принятие таких принципов, как приоритет прав человека, принципов демократии, разделения властей, равенство всех перед законом и судом. Все мы поддерживаем правовой, социальный, федеративный характер российской государственности. Конституция — это целостная система принципов, ценностей, обладающих глубоким смыслом, богатым содержанием. Всё это присутствует в нашем Основном законе и открывает богатейшие возможности для решения задач, которые возникали, возникают, могут возникнуть в политике, праве, государственном строительстве, экономике, иных областях. Названные возможности далеко не исчерпаны, и я не вижу ничего, что могло бы создать ситуацию «исчерпанности» в обозримом будущем.

Действительно актуальная задача заключается не в том, чтобы менять основы Конституции, а в том, чтобы как можно полнее использовать её мощнейший интеллектуальный, политический, правовой потенциал посредством совершенствования законотворческой деятельности. Это требуется от всех субъектов законодательной инициативы, но в первую очередь – от нас, парламентариев. Сегодня, когда Россия вступает в качественно новый этап развития, ставит перед собой в высшей степени непростые задачи, особенно важно, чтобы эта работа была тесно, неразрывно связана с практикой правоприменения, государственного и муниципального управления, политической и общественной жизнью, процессами, происходящими на международной арене.