Директор Института Европы Алексей Громыко. Фото ИЕ
Институт Европы в Москве отметил своё 30-летие на высоком интеллектуальном уровне. Два дня 16 и 17 ноября в конференц-зале института при участии около 300 гостей из разных европейских стран не смолкали дискуссии по поводу настоящего и будущего Европы.
Торжественность юбилейного момента стала лейтмотивом всех запланированных дискуссий, будь то полемика о Европе «от Атлантики до Тихого океана» или об «интеграционных процессах на евразийском пространстве». Институт Европы РАН продемонстрировал, что здесь очень ценят время. Надо отдать должное его директору Алексею Громыко, который неуклонно вёл программу, внимательно комментируя каждое выступление, а их только по плану было около восьмидесяти, и строго следил за временем, чтобы не «выбиться из графика». Впечатляющим был состав приглашенных гостей. Более шестидесяти представителей иностранных государств из академического и научного сообщества, среди них – солидный дипломатический корпус, аккредитованных в России послов и посланников из Германии, Греции, Болгарии, Британии, Италии, Сербии, Польши, Чехословакии, Швейцарии. Многие из них – давние и надежные партнеры Института Европы РАН. В ходе второго дня юбилейных мероприятий состоялась церемония присуждения звания почётного доктора ИЕ РАН Франко Фраттини, президенту Института евразийских исследований, министру иностранных дел Италии (2002-2004 и 2008-2011 гг., заместителю председателя Еврокомиссии и еврокомиссару по внутренним делам, юстиции и безопасности (2004-2008 гг.). В своей речи после вручения ему диплома и докторской мантии, г-н Фраттини, в частности, высказал свой взгляд на несостоятельность и негативное влияние санкционной политики, которая с подачи США поддерживается многими странами Евросоюза относительно России. «Политика на основе санкций в истории последних десятилетий доказала свою полную несостоятельность и бесполезность, - заявил Франко Фраттини. - Она доказала это и в отношении Ирана, и Кубы, и Ирака. Все эти санкции влияют негативно на наиболее уязвимые категории людей, а не на тех, кто принимает решения в той или иной стране». По словам Франко Фраттини, следует вернуть в политическую дискуссию на самом высоком уровне вопрос о механизме применения санкций и проанализировать результаты такой политики.
Директор Института Европы РАН Алексей Громыко и президент Института евразийских исследований (Италия) Франко Фраттини. Фото ИЕ.
Насчет дефицита полемических площадок между Россией и европейскими странами высказал свое мнение журналу «Международная жизнь» Александр Рар, руководитель научных программ Германо-Российского Форума. «Для меня Институт Европы – это очень важный мост в российскую науку. К сожалению, те площадки, которые мы добросовестно, последовательно и конструктивно выстраивали после падения Советского Союза в 90-е и в начале 2000-х годов, сейчас не существуют, - отметил г-н Рар. - Фактически научного обмена в политическом смысле, в историческом взаимопонимании нет, он очень ограничен. Институт Европы в этом отношении будет крепко «держать флаг» в руках. Надеюсь, мы будем не только удерживать такое сотрудничество, но и углублять его через те существующие форматы, которые каким-то образом будут выживать, в том числе через «Потсдамские встречи», которые очень тесно работают с Институтом Европы».
Действительно, по словам директора Института Европы РАН Алексея Громыко, возглавляемый им институт удерживает крепкие позиции в научном международном сообществе. «Институт Европы РАН не только сохранился, но и получил достаточно широкое признание, стал своего рода брендом среди прочих своих партнёров в сфере европеистики нашей страны», - подчеркнул директор ИЕ РАН. Рассказав краткую историю создания института, начинавшуюся в 1987 году на переломном этапе, который переживала наша страна, Алексей Громыко представил и назвал тех, кто стоял у истоков. И здесь, как и во всяком стоящем деле, свою позитивную роль сыграл субъективный фактор, харизма личности. Это и известный экономист Николай Шмелев (ныне покойный), и академик РАН, почётный директор Института Европы РАН Виталий Журкин (ему через полтора месяца исполняется 90 лет), и Сергей Караганов, замдиректора Института Европы РАН с 1988 по 2010 гг., сегодня же - Почётный председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой политики и экономики НИУ «Высшая школа экономики».
По словам Виталия Журкина первые пятнадцать человек, которые составили поначалу коллектив ИЕ РАН, пришли из академической среды, из государственных учреждений и из крупнейших вузов – МГУ им. М.В.Ломоносова и МГИМО. «Это было свободомыслие, каждый имел свое мнение по профессиональным вопросам, по актуальным проблемам, - рассказал Виталий Владимирович. - За 30 лет в Институте никогда не было группировок, которые бы враждовали между собой - это и является залогом того, что и дальше Институт Европы РАН будет успешно развиваться». Сергей Караганов выделил как самое лучшее, что было в Институте за 30 лет, ту творческую среду для общения, которую создавал именно тогдашний директор Виталий Журкин.
Сергей Александрович рассказал три истории, о которых мало, кто знает, и которые уже стали преданием. Однако сыграли в жизни страны немалую роль. Первая из них – это обоснованная всесторонне и доказанная идея о повороте России на Восток. Вторая – о том, как ИЕ РАН спас алмазно-бриллиантовую отрасль страны, на которую уже с вожделением приватизаторов поглядывали англичане. И третья (дословно) со слов Сергея Караганова: «В 2000-х годах сотрудники ИЕ РАН вели борьбу за перенаправление финансовых потоков, которые у нас хотели отобрать европейские братья, действуя через российскую корпорацию «Аэрофлот». Таким образом, сотрудники ИЕ РАН, основываясь на знаниях, которые мы здесь получали, отбили 5 млрд. у.е. для страны. Супер доходные результаты! Это доказывает, что все научные исследования крайне эффективны. Институт Европы не состоялся бы, если бы за ним не стояла «гигантская» кучка патриотичных умов, открытых миру».
Президент фонда изучения исторической перспективы, член Совета Российского исторического общества Наталия Нарочницкая с изяществом искушенного полемиста решила отреагировать на выступление Сергея Караганова. «Европа не может быть прикладным исследованием, потому что она представляет собой фундамент нашей общехристианской цивилизации от античности до Слова Христова, которое воплотилось в государствах Европы, - сказала Наталия Алексеевна. - Если мы вышли из одного апостольского христианства, то потом было соперничество коммунизма и либерализма, - опять же двух кузенов, - детища философии и прогресса – оно стало новой великой схизмой эпохи модерна. Таким образом, Россия и Европа за всё время своих взаимоотношений – со времени приращения Московии, затёртой снегами и лесами, которую Европа едва замечала до XVI века, до Российской империи и мощного Советского Союза с духом победного Мая 1945 года, - все эти взаимоотношения сопровождались всегда и изначально неким нервическим соперничеством, свойственным родственникам. А я скажу больше – разошедшимся членам некогда единой семьи. Под единой семьей имеется в виду семья апостольского христианства, а вовсе не принадлежности к какой-то демократической конституции. Потому что постулаты демократии можно найти и в конституциях Индии, в Египте, в конституциях африканских стран, но ведь это совсем другие цивилизации».
По мнению Н.Нарочницкой, отделение России и Европы, которое не обошли своим вниманием самые крупные русские умы, сегодня обретает какое-то новое измерение. «Европа, как я с грустью замечаю, по выражению Константина Леонтьева, сегодня «сама в себе уничтожает всё изящное, великое и святое», - отметила Н.Нарочницкая и тут же, подчеркивая историческую и цивилизационную близость России и Европы, процитировала строки из дневников Ф.М.Достоевского, который писал: «Русскому Европа так же драгоценна, как Россия. Каждый камень в ней мил и дорог. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого Божьего мира, эти осколки святых чудес. И даже это нам дороже, чем им самим». Адресуя «виновникам» торжества свои признания, Наталия Алексеевна подчеркнула: «Учёные Института Европы РАН, благодаря своим талантам и своей теме, всегда невольно становятся обладателями глубокого и панорамного взгляда на мир».
Отдельная пленарная дискуссия была посвящена кризису европейской безопасности. В ней приняли участие академики РАН Алексей Арбатов и Андрей Кокошин, а также Яакко Оксанен, Старший советник в офисе президента Ахтисаари, CMI - Центр Марти Ахтисаари и Александр Рар, руководитель научных проектов Германо-Российского Форума. Каждый предлагал прогноз на ближайшее десятилетие, меры по выходу из уже не «холодных», а «ледяных» отношений между Россией и Западом, а также давал свои оценки современным реалиям, с которыми лицом к лицу столкнулись страны Европы и Россия. Тему глобальной безопасности, которую также разрабатывает ИЕ РАН, прокомментировал в беседе с обозревателем журнала «Международная жизнь» Чрезвычайный и Полномочный Посол, Постоянный представитель России в НАТО Александр Грушко. «Александр III когда-то сказал, что у России два союзника - армия и флот, - отметил Постпред. - Эта формула работает и сегодня, - мы это видим. К этому я как профессиональный дипломат добавил бы дипломатию, а в нынешних условиях – и экспертное сообщество в самом широком смысле этого слова. С точки зрения интеллектуального вклада, роль Института Европы переоценить нельзя. На сегодняшний день, когда одна из главных проблем в международных отношениях – это отсутствие достаточных коммуникаций, а они особенно необходимы в это время, роль экспертного сообщества многократно возрастает. Именно поэтому все инициативы Института Европы РАН по организации международных конференций как инструмента дипломатии, может быть даже – народной дипломатии – очень важны для европейской безопасности». С оптимизмом отреагировал на результаты дискуссии по безопасности и Александр Рар, отметив, что возвращается в Германию с хорошим чувством, зная, что Россия верит в потепление отношений с его страной. Добавил оптимизма и директор Института Европы РАН Алексей Громыко, внимательно слушавший каждое выступление, особенно, когда речь шла о возможном закате Европы. Этому также была посвящена панельная дискуссия в программе двух дней. Подводя итоги сказанному, Алексей Анатольевич с облегчением отметил, что «закат Европы откладывается». Но для того, чтобы мы его так и не увидели, надо приложить немало усилий со стороны экспертного и политического сообщества. Коллектив Института Европы РАН, как и в первые годы своей научной деятельности, продолжает концентрировать внимание на общеевропейских проблемах и процессах, на исследовании общего состояния европейской безопасности, на вызовах и угрозах современного мира, на роли России в этом контексте. Широкий круг друзей и партнеров ИЕ РАН, приехавших на торжества из всех стран Европы, был сплочен единым духом интеллектуальных бесед и обсуждений, что лишний раз подчеркивает важность научных исследований Института Европы, как в России, так и за рубежом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs