По мере приближения полной победы над ИГ Россия активизирует дипломатическую работу на сирийском направлении. 19 октября на Валдайском форуме российский президент предложил созвать Конгресс народов Сирии и поручил МИД РФ начать соответствующую работу. Буквально в последние дни произошли еще два важных события: подписание российско-американского заявления во вьетнамском Дананге и переговоры Владимира Путина с президентом Турции Реджепом Таййипом Эрдоганом в Сочи.
Комментируя вьетнамское коммюнике агентству Reuters, «высокопоставленный представитель госдепартамента США» сообщил: «Заявление основано на месяцах интенсивных дискуссий с русскими и закулисных переговоров. Эти переговоры были очень напряженными, сложными, но в то же время профессиональными и в конечном счете - успешными».
Напомним основные положения документа:
Президенты двух стран удовлетворены эффективными усилиями по предотвращению инцидентов между американскими и российскими военными в Сирии, благодаря чему ИГ понесло значительные потери в последние месяцы.
Конфликт в Сирии не может быть решен военным путем, политическое урегулирование должно быть найдено в рамках Женевского процесса. Оно предполагает конституционную реформу и свободные выборы. Причем, право голоса должно быть предоставлено всем гражданам страны.
В заключение лидеры «… подтвердили свою приверженность суверенитету, независимости, единству, территориальной целостности и светскому характеру Сирии в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254, а также призвали все сирийские стороны принять активное участие в женевском политическом процессе и поддержать усилия, направленные на обеспечение его успеха».
Ничего неожиданного в коммюнике нет. Но, как отметил первый заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич: «Пролонгация прежних договоренностей - это, наверное, тот максимум, на который с учетом нынешней внутриполитической ситуации в самих США мог пойти нынешний хозяин Белого дома».
По словам официального представителя Госдепартамента США, согласно достигнутым договоренностям, Россия будет работать с сирийским правительством, чтобы вывести из Сирии проиранские силы из района Голанских высот и иорданской границы, а США – иностранных боевиков.
Авторитет Москвы и Вашингтона в международных делах переоценить, конечно, трудно, но без региональных игроков важные вопросы сегодня не решаются.
Неслучайно поэтому не так давно российский президент в Тегеране обсуждал со своим иранским коллегой сирийскую проблематику. Вполне можно предположить, что результаты тех переговоров нашли место в заявлении, озвученном в Дананге.
Наряду с двусторонними отношениями Сирия стала главной темой сочинской встречи президентов России и Турции 13 ноября.
У Анкары свое видение ситуации, во многом отличное от точки зрения и Москвы, и Тегерана, и даже ее западных союзников. Еще 24 октября Реджеп Таййип Эрдоган объявил, что операция турецких войск (уже обосновавшихся на правобережье Евфрата – А.И.) в Идлибе в основном завершена, и «перед нами стоит проблема Африна». А за три дня до встречи с российским президентом он заявил: «По ситуации в Ираке и Сирии, я утверждаю: мы должны защитить наш «Национальный Обет». Мы не можем себе позволить терпеть нападения из-за границы. Мы должны делать, что должно и как должно. Отсюда и «Щит Евфрата», и операция в Идлибе. Заявляю: операция в Африне – то же самое. Там живут наши родственники, не их. Раз так, мы должны позаботиться о правах наших родственников». (Цит. по: www.gazeteduvar.com.tr) Здесь уместно небольшое пояснение: «Национальный Обет» - это фактическая декларация независимости, принятая парламентом в 1920 году и наметившая границы «османско-мусульманской» Турции после падения Османской империи. Документ в состав нового государства включал, в частности, провинцию Мосул (оставшуюся впоследствии за англичанами), но никак не территории северной Сирии; здесь граница «Обета» совпадает с нынешней. Так что остается только гадать о том, что имел в виду турецкий лидер.
Как писала турецкая пресса накануне визита, одной из главных целей Эрдогана в Сочи было отговорить российскую сторону приглашать к участию в Конгрессе народов Сирии представителей курдского «Демократического союза», который в Анкаре считают структурой, аффилированной с Рабочей партией Курдистана. Удалось ли ему это сделать, мы, наверно, скоро узнаем.
Кроме того, выступая перед журналистами перед отлетом в Сочи, Эрдоган, комментируя российско-американское коммюнике, заявил: «Говорится, что военным путем кризис не решить. Тогда пусть они отзовут своих военных, и решения кризиса будут политическими. Давайте вместе искать пути к выборам там… У Америки на севере Сирии пять баз и еще восемь в других регионах — всего 13… У России в Сирии пять баз. Как быть с этими очевидными вещами?» (Цит. по: www.ria.ru) Следуя этой логике, турецкие военные в Сирии внешней силой как бы не являются, и их присутствие, в отличие, от присутствия россиян (кстати, приглашенных туда легитимным сирийским руководством) и американцев, не помешает сирийцам провести свободные выборы. Это вопрос спорный, но то, что Россия – единственная страна, военные которой находятся в Сирии легитимно – не подлежит сомнению. Что же, как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в Сочи поднимались сложные темы, подробности которых не подлежат разглашению.
В целом же по итогам переговоров Эрдоган отметил наличие оснований для решения конфликта в Сирии политическим путем: «Мы пришли к общему мнению, что на данный момент появилась почва, в ходе которой мы можем сосредоточиться на политическом разрешении вопроса». В этом он согласен с Владимиром Путиным, заявившим: «На фоне достигнутых успехов в борьбе с террористами мы с господином президентом солидарны в том, что необходимо наращивать усилия по обеспечению долгосрочной нормализации в этой стране, прежде всего по продвижению процесса политического урегулирования и содействию сирийцам в постконфликтном восстановлении». (Цит. по: www.ria.ru)
Москва с самого начала конфликта последовательно выступала за территориальную целостность Сирии. А представитель американского Госдепартамента на пресс-конференции по вьетнамскому коммюнике подчеркнул: оба лидера подтвердили, что зоны деэскалации и другие меры по прекращению огня не должны стать поводом для нарушения единства страны. Так что вряд ли Анкара, как бы далеко не распространялись ее амбиции, решится на конфронтацию с Москвой и Вашингтоном, которые в Дананге продемонстрировали способность договариваться. Пусть даже российский президент и подтвердил, что текущие российско-американские отношения по-прежнему переживают кризис.Чуть позже Трамп фактически ответил ему в Twitter, заодно пожаловавшись на своих коллег: «Когда же уже все ненавистники и дураки поймут, что иметь хорошие отношения с Россией — это хорошо, а не плохо. Они все время играют в политику — это плохо для нашей страны».
Но это уже другая тема.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs