После закрытия балканского коридора и сложностей, которые мигранты испытывают при попытках добраться до Европы через Средиземное море, миграционные потоки из Африки и Ближнего Востоке переместились в Чёрное море.
Мигранты сначала добираются до Турции, откуда по морю направляются в Румынию (1). Есть четыре миграционных маршрута с Ближнего Востока и Северной Африки – через Марокко и Алжир в Испанию и Францию (западно-средиземноморский), через Тунис и Ливию в Италию (центрально-средиземноморский), через Турцию в Болгарию, Сербию, Грецию (восточно-средиземноморский) и из Турции по Чёрному морю в Румынию (черноморский).
Румынские власти говорят о пятикратном увеличении с 2016 г. количества нелегалов, пойманных румынской береговой охраной в море. 2,5 тыс. мигрантов пытались проникнуть в Румынию за первые шесть месяцев текущего года. В три раза возросло количество мигрантов, пытавшихся пересечь румыно-сербскую границу (2). Большинство мигрантов – выходцы из Ирака и Сирии.
По квотам ЕС Румыния должна принять более 4 тыс. беженцев, но пока приняла 710 человек и пообещала «из чувства солидарности» принять ещё 1300. Большинство мигрантов не рассматривают Румынию как конечную цель путешествия, и стремятся выехать в страны Центральной и Северной Европы.
Германия предлагает стандартизировать систему приёма, размещения и содержания мигрантов, чтобы во всей Европе мигранты получали одинаковый пакет соцпомощи. Берлин надеется, что это позволит мигрантам оставаться в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, не стремясь в более богатые западноевропейские страны (3). Однако формат соцпомощи и механизмы её стандартизации ещё не проработаны.
Миграционный кризис изменил настроения румынского общества. В 2015 г.против приема мигрантов выступали 56,2%, в 2016 г. – 84,6%. Румынский криминалитет активно встраивается в схему, налаживает контакты с контрабандистами в Турции, контролирует перемещение нелегалов далее до Германии – конечный пункт для многих из них (4). Румынское правительство убеждает Брюссель не расчитывать на Румынию в вопросах приема беженцев, ссылаясь на недостаток средств.
Если средиземноморские маршруты миграции будут перекрыты, смещение миграционного вектора в регион Чёрного моря неотвратим.
Пока сложно сказать, какое решение примут ведущие европейские державы. Италия и Греция буквально задыхаются от наплыва нелегалов, выступают за жёсткие ограничения миграции. Позиция Испании и Франции мягче, но с тенденцией к ужесточению. Черноморский маршрут остаётся для нелегалов единственной альтернативой.
Смещение миграционных маршрутов в Черноморский регион несёт ряд рисков. В первую очередь, риск проникновения в Юго-Восточную Европу носителей идеологии радикального ислама и совершения ими террористических атак. Среди поставщиков мигрантов - такие социально и политически нестабильные страны, как Эритрея, Ливия, Пакистан, Мали, Сирия, Судан, Сомали, Ирак (5).
Нелегальная миграция сопровождается контрабандой оружия и наркотиков. За первые десять месяцев 2016 г.полиция и пограничники балканских государств изъяли 154 единицы огнестрельного и газового оружия, не считая предметов военной амуниции. В сравнении с 2015 г.доля изъятого огнестрельного оружия увеличилась на 77%, а военной амуниции – на 34% (5).
Не исключено, что страны НАТО могут использовать факт увеличения миграционных потоков как предлог для наращивания силового присутствия в регионе. Борьба с контрабандой, терроризмом и нелегальной миграцией – удобный повод для усиления морских и авиационных патрулей, проведения военно-гуманитарных операций и иных неоднозначных мер.
5) http://frontex.europa.eu/assets/Publications/Risk_Analysis/Annual_Risk_Analysis_2017.pdf
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs