Судьба ядерной сделки с Исламской Республикой Иран (ИРИ) – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), – заключенной в 2015 году между ИРИ и пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, а также Германией, вновь под угрозой.
Мировые СМИ обсуждают план выхода США из СВПД, разработанный одним из «ястребов» американской политики республиканцем Джоном Болтоном. Бывший представитель США при ООН, кандидат на пост госсекретаря, затем - советника по национальной безопасности нынешней администрации – Болтон считает себя лицом, близким к президенту Трампу. Придерживаясь крайне консервативных взглядов, Болтон является сторонником жесткой линии США на международной арене. Конечно, он ярый противник СВПД и в целом ИРИ.
Его документ предлагает для США «красивый» путь выхода из СВПД. Насколько он красивый судить трудно, поскольку дает установку на не совсем честную (или совсем не честную) игру. Так, автор плана советует администрации Дональда Трампа обвинить Иран в несоблюдении условий ядерного соглашения, заклеймить его за «непорядочное поведение на мировой арене», а третьим пунктом объявить о выходе США из СВПД. И всё это в связке с тотальной пропагандистской активностью и жестким дипломатическим давлением по всем направлениям, включая союзников.
Однако по причинам сложной и запутанной ситуации в Белом доме, усиливающейся борьбе элит вокруг президента Трампа, план Болтона так и не был доставлен президенту, что вынудило автора опубликовать его в журнале National Review.
Обнародование этого плана именно сейчас было не случайно. В конце октября президент Трамп в третий раз должен подтвердить перед Конгрессом выполнение Ираном требований СВПД и то, что это соглашение отвечает интересам США. Напомним, что по закону, принятому Конгрессом, администрация Трампа обязана это делать каждые 90 дней. Последний раз по этому вопросу Трамп отчитывался перед конгрессменами в июле, нехотя подтвердив соблюдение Ираном ядерных договоренностей.
Задачей Болтона было внести еще большую сумятицу в аппаратные игры в Белом доме и попытаться извне воздействовать на Трампа, который также не любит ни СВПД, ни Иран, о чем он неоднократно говорил во время своей предвыборной кампании и после.
Но, как было отмечено, обстановка в политической элите США неоднозначная.
Американская пресса сравнивает нынешнюю ситуацию вокруг СВПД и Ирана с ситуацией вокруг Ирака перед вторжением США в 2003 году в эту страну.
Тогда существовали глубокие разногласия в американском разведывательном сообществе из-за доказательств наличия у Саддама Хусейна иракского оружия массового уничтожения. Сейчас существует общий консенсус среди Госдепа, американской разведки, иностранных спецслужб, МАГАТЭ, пяти стран, которые утвердили СВПД, а также Европейского Союза, что нет доказательств того, что Иран нарушает свои обязательства по ядерной сделке. Тегеран начал сокращать свою ядерную инфраструктуру и запасы ядерного топлива сразу после того, как в Вене было достигнуто соглашение.
Но это не останавливает противников СВПД. По информации СМИ, администрация президента Трампа оказывает давление на американскую разведку с целью вынудить разведчиков любой ценой, даже путем подтасовок, добыть «разведывательные данные», которые могли бы быть использованы для объявления Ирана нарушителем ядерной сделки.
В этой связи Дэвид Коэн, бывший заместитель директора ЦРУ, заявил телекомпании CNN, что политизация разведки на иранском направлении будет иметь серьезные последствия для всего разведывательного сообщества США во всех областях.
Усилия Белого дома, направленные на подрыв СВПД, вызвали недовольство даже американских политиков, которые ранее выступали против этого соглашения. Так, сенатор Боб Коркер, один из таких политиков, предупредил, что выйдя из СВПД в одностороннем порядке, США столкнутся с проблемой доверия по всему миру. Марк Дубовиц, исполнительный директор Фонда защиты демократий, (организация, которая работала над тем, чтобы не допустить ядерной сделки с Ираном), подчеркнул, что выход США из сделки оттолкнет европейцев (и не только европейцев) от Америки.
И это, действительно, так. Положения СВПД закреплены соответствующей резолюцией Совбеза ООН, которая была принята единогласно (всеми 15 странами) меньше чем через неделю после заключения ядерной сделки. И, конечно, США не могут пойти против этой резолюции, которую они, собственно, сами поддержали. Это сложно даже по психологическим причинам. Страны ЕС всегда с большой надеждой смотрели на Иран как на возможного партнера в своих бизнес-проектах. Кроме того, снятие санкций выгодно также и для Китая, Японии, Южной Кореи, Индии и так далее — эти страны всегда были заинтересованы в развитии экономического сотрудничества с Ираном.
Обсуждается вопрос: а сохранит ли свою действенность СВПД, если и когда США выйдут из него? И многие дают положительный ответ. При этом глава Иранской организации по атомной энергии Али Акбар Салехи подчеркнул, что, если другие стороны, заключившие ядерное соглашение с ИРИ (кроме США) подтвердят свое участие в СВПД, то Иран продолжит соблюдать его условия. Это, несомненно, еще больше расширит пропасть между Европой и США по иранской проблеме и отрицательно скажется на имидже Америки во всем мире.
Таким образом, выход из СВПД поставит США в положение изгоя на фоне европейцев и азиатов, которые хотели бы развивать диалог с Тегераном.
Более того, идея вашингтонских «ястребов» разорвать ядерную сделку, вернуться к политике экономической изоляции ИРИ и тем самым стратегически поставить Иран на колени вынудит Тегеран направить усилия на создание ядерного оружия, что, несомненно, чревато самыми непредсказуемыми последствиями, вплоть до большой войны на Ближнем Востоке.
Именно поэтому здравомыслящее окружение Трампа, вероятнее всего, не пойдет на односторонний выход из СВПД. Во всяком случае, в ближайшее время.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs