В преддверии намеченной на 21-22 сентября в Вене встречи мониторингового комитета соглашения ОПЕК+, контролирующего процесс выполнения соглашения об ограничении добычи нефти, ведущие страны-члены картеля рассматривают несколько возможных сценариев будущего развития событий. Наиболее вероятным на сегодняшний день видится продление действия соглашения о сокращении добычи нефти на 1,8 млн баррелей в сутки, истекающего в марте 2018 года, еще на три месяца. Соответствующие документы могут быть подписаны на встрече министров энергетики стран-участниц соглашения ОПЕК+ в ноябре текущего года. (vedomosti.ru)
Однако возможны и принципиальные изменения, касающиеся распространения ограничительных норм не на добычу, а на продажу нефти. А это способно радикально изменить все ситуацию на мировом нефтяном рынке.
Наибольшую активность в настоящее время проявляет Саудовская Аравия, имеющая конкретный финансовый интерес: предстоящее в 2018 году первичное публичное размещение акций (IPO) компании Saudi Aramco. Согласно расчетам Эр-Рияда, данная акция (предварительно запланированная на Лондонской фондовой бирже) способна оздоровить государственный бюджет страны и сбалансировать его доходы и расходы. Однако для успеха IPO необходимо, чтобы цена на нефть к этому моменту достигла хотя бы 60 долларов за баррель (в настоящее время она колеблется вокруг 54 долларов, что почти на 5% дешевле, чем в январе текущего года). Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, назначенный на свой пост в 2016 году, лично убедил саудовского наследного принца Мухаммада ибн Салмана в том, что сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ «подбросит» нефтяные цены как раз до 60 долларов за баррель, и теперь вопрос достижения данной цели стал для него фактором политического выживания.
А для этого необходимо как минимум продлить действие соглашения ОПЕК+ на 2018 год, а как максимум – придать ему более радикальный характер.
Саудовские власти уже составили для себя примерный список стран, готовых поддержать продление ограничений на добычу нефти. В него входят, в частности, Венесуэла, Объединенные Арабские Эмираты и не являющийся членом ОПЕК Казахстан. Список понятен. Венесуэла больше других государств картеля страдает от нынешнего уровня цен на нефть: для обеспечения бездефицитного бюджета этой латиноамериканской страны они должны выйти на уровень свыше 100 долларов за баррель. ОАЭ – ключевой геополитический союзник саудитов в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, что особенно важно в условиях нынешнего противостояния Саудовской Аравии и Катара. Что же касается Казахстана, то эта страна является одним из ключевых игроков на нефтяном рынке за пределами ОПЕК.
Саудовский министр энергетики Халид аль-Фалих уже обсудил возможность продления соглашения об ограничении на добычу нефти со своими коллегами из Венесуэлы, ОАЭ и Казахстана. Наиболее позитивно к предложению Эр-Рияда предсказуемо отнеслись в Каракасе. Соглашение ОПЕК+, «скорее всего», продолжит действовать и после марта 2018 года, - заявил 12 сентября президент Венесуэлы Николас Мадуро. По его словам, он уже обсудил этот вопрос со своим иранским коллегой Хасаном Рухани, и президент Ирана также отметил, что возможности для продления соглашения «очень благоприятны». «Условия располагают к консолидации этого соглашения, учитывая производство и регулирование рынка», - уверен Николас Мадуро. (vestifinance.ru)
ОАЭ и Казахстан также выразили свою заинтересованность в обеспечении стабильности нефтяного рынка, но дали понять, что поддержат предложения саудовцев только в том случае, эти увидят для этого «фундаментальные обстоятельства».
Россия в настоящее время в список стран, активно заинтересованных в продлении соглашения, не входит. «Пока никаких решений мы не принимали, и, думаю, сейчас это преждевременно», – заявил на днях российский министр энергетики Александр Новак, напомнив, что с момента заключения действующей договоренности о продлении соглашения прошло всего три месяца. По словам министра, Россия пока исходит из того, что к окончанию сроков действия имеющегося соглашения мировой рынок нефти сбалансируется, более того – положительный эффект от сокращения добычи можно наблюдать уже сейчас. (vedomosti.ru)
Страны-члены ОПЕК и еще 13 нефтедобывающих государств, не входящих в эту организацию, договорились о совокупном снижении добычи нефти на 1,8 млн баррелей в сутки в конце октября 2016 года и заключили соглашение в ноябре того же года. Участники картеля обязались сократить производство нефти на 1,2 млн баррелей в сутки, а их партнеры – почти на 600 тысяч баррелей. В частности, Россия сокращает добычу на 300 тысяч баррелей, Мексика – на 100 тысяч баррелей, Оман – на 40 тысяч баррелей, Азербайджан – на 35 тысяч баррелей нефти, Казахстан – на 20 тысяч баррелей в сутки. В мае текущего года мониторинговый комитет соглашения ОПЕК+ констатировал выход его участников на зафиксированные параметры, и в том же месяце действующие договоренности были продлены до конца марта 2018 года.
Тем не менее, независимые оценки пока не подтверждают факт полного выполнения соглашения странами-членами нефтяного картеля. Они свидетельствуют, что в августе текущего года страны-члены ОПЕК добывали 32,755 млн баррелей в сутки, что по-прежнему превышает установленную суточную квоту добычи в 32,5 млн баррелей даже без учета производства в Экваториальной Гвинее, которая присоединилась к картелю в мае текущего года. Сама Саудовская Аравия в июле превышала согласованный уровень производства, однако в августе, по данным независимых источников, снизила добычу на 10,3 тысяч баррелей в сутки до уровня в 10,022 млн баррелей, уложившись в установленные рамки. В Эр-Рияде приводят еще более оптимистичные данные на этот счет: в августе суточный объем добычи сократился на 58,8 тысяч баррелей относительно июля - до 9,951 млн баррелей.
Характерно, что выведенные за рамки соглашения об ограничении добычи в силу сложного внутреннего положения Ливия и Нигерия демонстрируют разнонаправленную динамику. В Ливии в августе было отмечено наиболее значительное снижение добычи - на 112,3 тысяч баррелей в сутки до 890 тысяч баррелей. Нигерия же увеличила производство нефти на 138,3 тысяч баррелей в сутки до 1,861 млн баррелей. (vestifinance.ru)
Однако в распоряжении у участников «нефтяного» соглашения имеется и еще более радикальный способ обеспечения своих интересов – договориться не об ограничении добычи, а о сокращении экспорта нефти, который влияет на динамику мировых цен гораздо значительнее, чем показатели добычи. «Рынки волнует только уровень экспорта», - подчеркивает, в частности, руководитель консалтинговой фирмы Alfa Energy Джон Холл: «Поэтому его снижение определенно повысит цены на нефть». «Экспорт стал ключевым показателем для финансовых рынков», – согласен с ним саудовский министр нефти Халид аль-Фалих. (vedomosti.ru)
Однако за период действия нынешнего соглашения именно экспорт нефти снизился меньше, чем сама добыча – хотя предыдущий опыт сокращений добычи демонстрировал синхронность процессов. Проблема в том, что некоторые страны-члены ОПЕК, формально соблюдая ограничения по добыче, продают нефть из собственных нефтехранилищ, а также сокращают внутреннее потребление, для того, чтобы не только сохранить, но и увеличить масштабы экспорта, стремясь не потерять свою долю на нефтяном рынке.
Согласно имеющейся информации, именно данная ситуация активно обсуждалась в ходе неафишировавшихся встреч руководства Саудовской Аравии с представителями других государств-членов ОПЕК в июле текущего года. В них также приняли участие экс-трейдер Goldman Sachs и Glencore и основатель хедж-фонда BBL Commodities Джонатан Голдберг и основатель Andurand Capital Management Пьер Андюран. Оба они подчеркнули, что, несмотря на сокращение добычи нефти, ее поставки странами картеля на мировой рынок «почти не изменились», - о чем свидетельствует анализ данных, предоставленных компанией Kpler, отслеживающей, в частности, передвижение нефтяных танкеров. Если взять за исходные показатели октябрь 2016 года, то с тех пор экспорт нефти странами ОПЕК уменьшился на 213 тысяч баррелей в сутки, притом, что суточная добыча нефти картелем к июлю текущего года, по данным Международного энергетического агентства, сократилась примерно на 880 тысяч баррелей. Характерно, что именно Саудовская Аравии в настоящее время активнее других сокращает свой нефтяной экспорт - с более чем 7 млн баррелей в сутки в июле до 6,6 млн в августе. Благодаря этому, а также существенному сокращению поставок нефти из ОАЭ, в августе экспорт нефти в ОПЕК снизился на 639 тысяч баррелей в сутки по сравнению с июлем. При этом такие страны, как Алжир, Ангола, Иран и Кувейт не сократили, а, наоборот, увеличили экспорт нефти.
Так что договориться о сокращении экспорта всем участниками соглашения ОПЕК+ будет еще сложнее, чем по добыче. Экспортные данные по нефти традиционно носят гораздо более закрытый характер, нежели динамика нефтедобычи – особенно в странах, не входящих в картель (на долю которых приходится порядка 60% мировой нефтедобычи). Экспорт будет «сложнее контролировать», чем добычу, учитывая нехватку опыта ОПЕК в этой области, - подчеркивает глава консалтинговой фирмы Alfa Energy Джон Холл.
Помимо пролонгации действия соглашения об ограничении добычи нефти ОПЕК+, а также его распространения на параметры нефтяного экспорта, в Саудовской Аравии рассчитывают также на действие «китайского фактора», заключающегося в намерении Пекина в ближайшее время инициировать выпуск фьючерсов на сырую нефть в юанях. Данная практика «окажет серьезное влияние на цены на нефть, которые могут повыситься до 70 долларов за баррель», - указывает в этой связи саудовское издание Al-Eqtisadiya, напоминая, что, в отличие от доллара, китайская валюта привязана к мировым ценам на золото. (inosmi.ru)
Подобный сценарий представляется для Эр-Рияда особенно привлекательным, поскольку позволит обеспечить рост мировых цен на нефть без сокращения собственной добычи и экспорта нефти, а, следовательно, без потери саудовцами доли на мировом нефтяном рынке.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs