Сирийский театр геополитических действий. Часть 1: Экономическое восстановление Сирии как признак формирования «пост-Западного» миропорядка

15:56 13.09.2017 Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, доктор философии, эксперт журнала «Международная жизнь»


Деблокада Дейр-Эз-Зора, которого уже успели назвать «сирийским Ленинградом», стала событием, значение которого превосходит как повторное освобождение Пальмиры, так и освобождение восточной части Алеппо – экономической столицы Сирии. Разумеется, на этом гражданская война в Сирии, а также война по освобождению территории страны от запрещенного в РФ ДАИШ не заканчивается, однако в данном случае можно, действительно, применить классическое высказывание из истории международных отношений: деблокада Дейр-Эз-Зора – это начало конца.

Причем это понимают и на Западе[1]:

WashingtonTimes[i]: Президент Сирии Башар Асад все больше уверен, что он станет победителем в 6-летней гражданской войне. К такой оценке, по-видимому, пришли ключевые американские союзники в регионе и бывший дипломат США.

 

TheGuardian[ii]: Случай с Башаром Асадом из разряда тех, когда скромность и неизвестность лучше громкой славы. Западные государства, которые раньше требовали его безусловного ухода до начала каких-либо переговоров, сейчас, похоже, смирились с тем, что он останется во главе Сирии.

 

Специалистам еще предстоит окончательно разобраться в причинах нынешней войны в Сирии, ставшей трагедией для миллионов, но уже сейчас можно отметить, что одной из причин является тяжелое наследие большей части современной Евразии – ориентализм. Это политика Запада в отношении стран Востока, предполагающая навязывание Востоку повестки по широкому спектру. Ранее мы касались этого вопроса, рассматривая ситуацию на Ближнем Востоке [1], а также в Южной Азии [2], однако нынешняя ситуация в Евразии показывает, что с демонтажем однополярного мира мы наблюдаем и демонтаж концепции ориентализма в отношении стран Евразии. Однако, не желая уводить читателей от главной идеологемы предлагаемого материала, оставим тему ориентализма для других публикаций или предложим читателям самостоятельно ее изучить, а сами перейдем к рассмотрению примата повествования – ситуации в экономике Сирии на фоне приближения конца войны.

 

Занимаясь обзором ситуации в Сирии, международные обозреватели часто фокусируются на вопросах политического характера или занимаются геополитическим прогнозированием. Не умоляя данных исследований, напомним, что (как бы это кощунственно не звучало), но в современном мире войны (при всех жертвах и лишениях, которыми они сопровождаются) превратились в один из инструментов (гео)политики. В то же время (гео)политика опирается на классическую аксиому о том, что политика есть наиболее концентрированной формой выражения экономики. Таким образом, говорить о «геополитическом пасьянсе», раскладываемом международными акторами на фоне (надеемся) завершающего этапа войны в Сирии, для получения полной картины (а, следовательно, и выработки более точного геополитического прогноза) следует учитывать экономический трек[2].

 

Именно на это западные партнеры по диалогу указывают, когда рассуждают о будущем президента Асада:

Асад у власти может столкнуться с большей угрозой после того, как стрельба прекратится, когда Сирии понадобится огромная международная помощь для восстановления разрушенной экономики и устранения военного ущерба.

«Там должны быть масштабные международные усилия по объединению Сирии, а также огромные усилия по привлечению средств для этого, и международное сообщество, я подозреваю, не захочет этого делать, пока Асад у власти», - сказал чиновник.

«Россия и Иран могут оказать некоторую поддержку [для режима Асада], но для восстановления Сирии потребуются миллиарды и миллиарды», - сказал чиновник. «И сигнал, который мы получили, говорит о том, что никто не собирается делать, пока Асад находится у власти».

Есть ли экономическое обоснование интенции Запада устранить от власти в Сирии Башара Асада? Ответом является послевоенное восстановление Сирии – долгосрочные и многомилиардные проекты, которые в условиях нестабильно развивающейся мировой экономики являются жизненно важным, особенно для стран Запада в целом и США в частности.

 

Однако с учетом нахождения у власти в Сирии Асада реализация этих планов проблематична, поскольку:

 

…премьер-министр [Сирии] Имад Хамис отметил, что «приоритет инвестиций в Сирию на следующем этапе будет для бизнесменов из дружественных стран»[3].

 

Таким образом логика обстоятельств для Запада иная: средства на восстановление Сирии есть, и они уже выделяются, но только не США и их союзниками, а теми самыми «дружественными странами» Сирии – союзниками законного правительства Асада из стран Большой Евразии и их союзников в Африке и Европе.

 

Ниже приводим перечень основных партнеров Сирии и ключевых экономических проектов, которые ими реализуются или намерены быть реализованы:

1. Стратегические партнеры Сирии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РФ

1) 11 апреля глава торгово-промышленной палаты Дамаска Усама Мустафа встретился с главой Московской торгово-промышленной палаты[iii] Владимиром Платоновым. Стороны обсудили роль двух торговых палат в развитии и укреплении торговых отношений между Сирией и Россией таким образом, чтобы справиться с «историческими отношениями» между двумя дружественными странами.

 Стороны обсудили расширение торгового обмена и активизацию движения бизнесменов и компаний между двумя странами, чтобы открыть новые сферы сотрудничества, особенно роль российских компаний в инвестиционной и восстановительной сферах в Сирии и открытие российских рынков для Сирийские промышленные и сельскохозяйственные продукты, особенно цитрусовые, будут способствовать преодолению последствий несправедливых санкций, введенных некоторыми западными и европейскими странами в отношении этих двух стран.

Глава Торговой палаты Дамаска, являющейся членом Народного собрания, высоко оценил позиции руководства и народа России, его экономическую, политическую и гуманитарную поддержку сирийскому народу в свете террористической войны и несправедливых экономических санкций, введенных Странами, участвующими в войне против Сирии.

На встрече присутствовали члены Народного собрания Аммар аль-Асад, Хусам Катриджи и помощник Генерального секретаря Народного собрания доктор Гази Аббас.

 

2) Министр транспорта Али Хаммуд обсудил с делегацией российских промышленников и бизнесменов вопросы развития отношений и расширения сотрудничества в транспортных секторах, включая воздушное, морское, сухопутное и ж/д сообщения[iv].

Члены делегации выступили с презентацией о сотрудничестве во всех транспортных проектах с Министерством транспорта, указав, что создание Дамасской международной ярмарки представляет собой «реальное доказательство восстановления экономики Сирии и настойчивости сирийцев в отношении жизни и стойкости,

Глава российской делегации, Александр Викторович Абонов, подчеркнул важность подписания меморандума о взаимопонимании между двумя странами для надлежащего документирования работы и начала рекламных кампаний в Российской Федерации в целях поощрения посещения Сирии и изучения механизма работы и существующих проектов, особенно таких задач, как создание нового аэропорта в Дамаске и еще одного порта в Латтакии.

Министр подтвердил, что «начался этап восстановления в Сирии. В настоящее время правительство изучает шаги по реконструкции». Он выразил желание извлечь выгоду из опыта российских компаний и заводов по передаче технологий и инвестиций в бизнес, особенно в области авиации, реконструкции авиационных двигателей, восстановления дорог, обслуживания ж/д и создания жизненно важных инвестиций в Сирию.

«Нам нужны быстрые шаги для активизации сотрудничества с российскими транспортными учреждениями, и есть много стимулов для инвесторов, особенно для российских друзей», - сказал г-н Хаммуд.

Координатор визита, Наваф Ибрагим, указал, что российская делегация, которая в настоящее время посещает Сирию, «представляет собой Международную конференцию промышленников и предпринимателей – крупнейшую экономическую ассоциацию Российской Федерации".

 

3) Министр нефти и минеральных ресурсов Али Ганем обсудил с делегацией представителей Международной конференции промышленников и предпринимателей пути развития отношений и расширения сотрудничества в энергетическом секторе.

Г-н Ганем рассмотрел ситуацию в нефтяном секторе и усилия, направленные на восстановление разрушенного терроризмом после освобождения нефтяных месторождений, что свидетельствует о существующем сотрудничестве с российскими компаниями в секторе нефти и минеральных ресурсов.

Со своей стороны глава российской делегации, Александр Викторович Лонов[v], рассказал о ряде проектов, представляющих общий интерес, объяснив, что в состав делегации входит группа наиболее важных бизнесменов и производителей в России.

Делегация также надеялась, что отношения между Россией и Сирией будут укреплены на благо обеих сторон и будут служить взаимным интересам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КНР

1) Министр общественных работ и жилищного строительства Сирии Хусейн Арноус встретился с председателем сирийско-европейского комплекса тяжелой промышленности и делегацией китайской компании[vi] Sang Group.

В ходе встречи обсуждались перспективы сотрудничества в сфере профиля министерства.

Г-н Арноус рассказал о работе министерства, в частности о создании жилых пригородов в рамках Генерального плана жилищного строительства, а также исследований, проведенных строительными компаниями для наиболее важных проектов, услуг и инфраструктуры.

 Министр Арноус подчеркнул, что сферы сотрудничества «открыты для китайских друзей», и что министерство и строительные компании на этапе реконструкции нуждаются в сотрудничестве и координации с компаниями дружественных стран, которые имеют много опыта и возможностей, включая производство бетона, а также башенных кранов.

Со своей стороны, глава Сирийско-Европейского совета Валид Ханна Элиас выразил желание ассоциации открыть линию сотрудничества с министерством и предоставить необходимые услуги для этапа восстановления, поскольку их заводы расположены в промышленной зоне В Гении.

Делегация китайской компании Sang Group выступила с докладом о работе компании в области промышленности и тяжелой техники, представив информацию почти о 31 виде продукции, включая строительные материалы, оборудование для альтернативной энергетики, многометровые краны, жилье и дороги.

 

2) 15 июня Министр промышленности Сирии Ахмед Аль-Хамо обсудил с делегацией Арабско-китайской ассоциации[vii] под председательством Шеен Йонга перспективы сирийско-китайского сотрудничества на этапе реконструкции и создания совместных промышленных проектов.

Г-н Аль-Хамо представил потребности национальной промышленности, особенно в отраслях медицины, стекла, шин, автомобилей и средств обеспечения сырьем, станками, запасными частями и производственными линиями. Министр подтвердил необходимость укрепления сотрудничества между сирийскими компаниями и учреждениями и их китайскими коллегами.

 Со своей стороны, г-н Йонга выразил принципиальное желание арабо-китайской ассоциации и членов делегации сотрудничать с целью создания совместных промышленных проектов и содействия процессу реконструкции.

В совещании приняли участие некоторые директора промышленных предприятий и директора центрального аппарата министерства.

Делегация Арабско-китайской ассоциации посетила Сирию во второй половине апреля прошлого года и встретилась с рядом официальных лиц и сторон, заинтересованных в экономическом сотрудничестве между двумя странами.

3) Новый Шелковый Путь пройдет через Сирию[4]

3.1) И правительство в Дамаске вовлечено в работу на самом высоком уровне. Поэтому не случайно, что посол Сирии в Китае Имад Мустафа должен был прийти к заключению: Китай, Россия и Иран будут иметь приоритет над всеми остальными для всех проектов инвестирования и реконструкции инфраструктуры, когда война закончится.

«Новый Шелковый путь» или инициатива  «Один пояс, один путь» (ОПОП) неизбежно будет иметь логистический центр в Сирии[viii]

… Пекин планирует инвестировать 2 млрд долл. в индустриальный парк в Сирии для 150 китайских компаний.

Пекин, во всяком случае, для себя решил. Он будет работать без остановок для формирования триумвирата Иран-Ирак-Сирия, чтобы сделать его ключевым центром в рамках инициативы ОПОП.

Кто-нибудь сделает ставку против будущего, быстро развивающегося контейнерного маршрута Шанхай-Латакия?

 

3.2) …умиротворенная Сирия также будет выстроена как узел ОПОП; до войны сирийские торговцы были лучшим «крепежом» на всем «Шелковом пути».[ix]

 

 

 

 

ИРИ

17 августа в ходе встречи с министром экономики и внешней торговли Сирии Мохаммадом Самером аль-Халилом в Дамаске заместитель главы Торгово-промышленной горнодобывающей и с/х палаты Ирана (ICCIMA) Хоссейн Селахварзи призвал сирийского министра назначить специального посланника с целью максимально выгодного использования соглашения о свободной торговле с Сирией[x], заявив о готовности Ирана удовлетворить потребности арабской страны в торговле.

По словам информационного агентства «Тасним» Селахварзи также пообещал, что ICCIMA сделает все возможное, чтобы удовлетворить потребности Сирии, если правительство Дамаска перечислит свои насущные потребности и определит проекты строительства или реконструкции, требующие помощи со стороны Ирана.

Со своей стороны, Халил выразил надежду на то, что опыт ICCIMA будет способствовать укреплению экономического сотрудничества между Ираном и Сирией и укреплению взаимодействия между частным сектором двух стран.

Он также обнародовал планы визита в Иран делегации крупного бизнеса.

Иран входит в число 43 стран, которые посетили 59-й Дамаскскую международную ярмарку, которая стартовала 18 августа после пятилетнего перерыва.

Агентство сообщило, что в Иран направил самую многочисленную делегацию –
30 компаний.

2. «Сеть» стратегических партнеров

КНДР (помним о плотной связке КНДР-КНР и КНР-САР)

19 августа министр экономики и внешней торговли д-р Мохаммад Самер аль-Халил обсудил с заместителем министра внешнеэкономической деятельности Корейской Народно-Демократической Республики, Ру Мунг-саном, экономические отношения между двумя дружественными странами, а также средств для их повышения и укрепления экономики обеих сторон.

Он подчеркнул важность укрепления отношений путем активизации ряда соглашений, в том числе «соглашения о ЗСТ»[xi], «выставок» и долгосрочного торгового соглашения, отметив, что «Сирия примет участие в Международной осенней ярмарке в Пхеньяне в сентябре»

Аль-Халилотметил, что визит делегации КНДР в связи с открытием 59-й Дамасской международной ярмарки считается важным экономическим событием и доказательством прочности отношений, которые также рассматриваются как прочная основа для развития сотрудничества и увеличения объема и пропорций товарообмена.

Со своей стороны г-н Ру Мунг-сан поблагодарил министра Халила за его приглашение принять участие в Дамасской международной ярмарке, подчеркнув непрерывность коммуникации для укрепления экономических отношений между двумя странами через Объединенные экономические комитеты и выразил уверенность в том, что " Сирийцы преодолеют это испытание.

 

Фон: КНДР-ИРИ

9 августа стало известно, что делегация экономических и военных чиновников из Пхеньяна, в том числе председатель Высшей ассамблеи КНДР Ким Ен-Нам («Второй человек КНДР»), прибыла в Тегеран с 10-дневным визитом[xii].

Официальное информационное агентство Ирана IRNA сообщило, что Ким Ен-Нам находится в Тегеране на церемонии инаугурации президента Ирана Хасана Рухани, а, по словам аналитиков, этот визит, вероятно, приведет к расширению военных связей Ирана и Северной Кореи.

«Обе страны имеют довольно обширное сотрудничество в отношении ракет», - сказал Мэтью Банн (аналитик по вопросам распространения ядерного оружия и профессор в Институте права им. Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете).

«На самом деле первые поколения иранских ракет считались в основном скромно адаптированными северокорейскими ракетами». Иранская ракета «Шахаб-3», способная достичь Саудовской Аравии, основана на технологии северокорейской ракеты Nodong-1.

 

Важно: с учетом того, что ИРИ имеет с Сирией ЗСТ и при этом работает над ускорением заключения ЗСТ с ЕАЭС, мы получим единое экономическое пространство от Владивостока до Тартуса, что является де-факто российским аналогом китайской инициативы «Один пояс, один путь». Более того, на фоне разговоров о работах над обсуждением проекта ж/д Южная Корея-РФ через КНДР российский аналог инициативы «Один пояс, один путь» может расшириться до Сеула[5].

 

3. Ближний Восток

 

 

 

Ливан

(к вопросу о сворачивании политики диссоциации Ливана и формированию «Шиитского полумесяца»)

 

1) 10 апреля министр общественных работ и жилья Хусейн Арнус обсуждал с делегацией ливанских бизнесменов в области механизмов и современных строительных технологий и путей развития сотрудничества в областях, связанных с работой министерства.

Министр Арноус выслушал объяснение от генерального директора компании Ditch Tech по ближневосточным буровым технологиям, чтобы расширить инфраструктурные сети и современные технологии бурения, поскольку современные технологии, которыми владеет компания[xiii].

Хусейн Арнус призвал делегацию принять участие в Дамасской международной ярмарке, которая состоится в августе следующего года, на которой компании могут представить свою продукцию.

 

2) Премьер-министр Имад Хамис принял министра с/х Ливана Гази Зуайтера и министра промышленности Хусейна Хаджа Хасана[6]. Стороны обсудили развитие экономических отношений между двумя странами, особенно в области с/х и промышленности, а также способы преодоления препятствий для перехода этих отношений к лучшей реальности на разных уровнях.

Хамис выразил свою признательность за визит, … указав на важность расширения сотрудничества между двумя странами в интересах двух братских народов.

Со своей стороны министр Зуайтер поздравил сирийский народ с победами, достигнутыми на различных сирийских территориях, подчеркнув, что запуск Дамасской международной ярмарки представляет собой заявление о победе Сирии в ее войне с терроризмом и начале восстановления Сирийской экономики.

В совещании приняли участие министр с/х хозяйства и аграрной реформы [Сирии] Ахмад Аль-Кадри и Генеральным секретарем кабинета министров Кайсом Хедером.

Во время встречи с министром Хадж Хасаном Хамис подчеркнул необходимость открытия более широких горизонтов сотрудничества между двумя странами в экономической сфере и путей активизации соглашений, подписанных между двумя сторонами в этой области.

Со своей стороны г-н Аль-Хадж Хасан подтвердил, что интерес Ливана заключается в установлении прочных и уважаемых отношений с Сирией в различных областях …, указывая на важность работы по расширению областей сотрудничества и координации в промышленной и коммерческой областях[xiv].



[1] Подробнее см. в Приложениях.

[2] В этой (экономической) связи деблокада Дейр-Эз-Зора имеет дополнительное значение: это не только начало конца, но еще и начало «экономического начала» послевоенной Сирии, поскольку провинция Дейр-Эс-Зор – это «сердце» нефтяной промышленности Сирии, а запасы нефти в этой стране значительно больше, чем ранее считалось. Не случайно поддерживаемые США Демократические силы Сирии так стремительно пытаются продвигаться вглубь этой провинции.

[3] Подробнее см. ниже.

[4] Подробнее см. в Приложениях.

[5] Данный факт является дополнительным пояснением той важности, которую приобрел «Корейский кризис»: дело не в ядерной программе КНДР, а в интенции США удержать Южную Корею и Японию в сфере своего влияния, не допустив, в том числе, их сближения с РФ и участии в ее геостратегических проектах. Тем не менее, следует отметить, что нынешний Восточный экономический форум, а также предшествовавшая ему экономическая активность Южной Кореи (по линии своей иранской экономической политики, а также энергетической политики), а также Японии (подписанное весной рамочное соглашение о ЗСТ между Японией и ЕС предусматривало (в том числе) углубление контактов по линии энергетического сотрудничества; в частности речь шла о реэкспортных поставках СПГ из Японии в ЕС). При этом реализация энергетических проектов и Южной Кореи, и Японии должна быть организована через Северный морской путь, а не через Малаккский пролив. Поэтому для реализации всех этих планов и необходимо разрешение «Корейского кризиса». Последние же события говорят в пользу этого: 11 сентября Совбез ООН принял новую резолюцию по КНДР с перечнем санкций, не включающих основные требования США: на Западе эту резолюцию Совбеза уже назвали поражением США: Вашингтон был вынужден пойти на компромисс, чтобы заручиться поддержкой КНР и РФ; ранее же была зафиксирована политической победа КНР, о чем автор этих строк знакомил читателей журнала [3]. Все это является факторами, определяющими не только дальнейшую международную повестку по корейскому вопросу, но и повестку внешнеполитических и внешнеэкономических курсов стран всего региона, в частности тех, которые были мишенями эскалации на Корейском полуострове.



Ключевые слова: Сирия

Версия для печати