Два заметных события произошли в последние дни в сфере сланцевой индустрии. В Великобритании впервые за шесть лет началось бурение разведывательной скважины на потенциальном месторождении сланцевого газа. Это произошло в графстве Ланкашир в районе города Блэкпул. Работы ведет ведущая национальная компания в данной области – Cuadrilla.
Практически одновременно в литовский порт Клайпеда прибыл танкер со сжиженным природным газом (СПГ) из американского экспортного терминала Sabine Pass. «Это первый, но точно не последний груз», – заявил в этой связи министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас, имея в виду, что в середине сентября в Клайпеду должно прийти еще одно судно с СПГ. (vedomosti.ru)
Вышеуказанные события придали новый импульс дискуссиям относительно перспектив сланцевой отрасли и способности сланцевого газа в формате СПГ заменить для европейцев традиционные трубопроводные поставки. Ключевыми в сравнительно-оценочном плане здесь выступают три взаимосвязанных фактора: добыча газа, его транспортировка и конечная цена для потребителей.
Фактор первый. С точки зрения добычи пока единственным реальным источником замещения российского газа для европейцев остаются американские сланцевые месторождения. Однако ситуация в этой сфере остается неопределенной.
В текущем году индекс S&P энергетических компаний США снизился более чем на 13 %. (vestifinance.ru)
При этом буквально на днях о намерении продать свой бизнес по добыче сланцевой нефти и газа в США заявила BHP Billiton Ltd – крупнейшая в мире англо-австралийская горнодобывающая компания. Согласно ее расчетам, бизнес в американской сланцевой индустрии демонстрирует «слабые результаты». (vestifinance.ru)
А учитывая тот факт, что большинство сланцевых компаний в США с учетом непроизводственных расходов и выплат по процентам способны получать прибыль при цене не ниже 50 долларов за баррель, нынешняя ситуация на мировом рынке нефти (которая, в свою очередь, в значительной степени определяет цены на газ) скорее предполагает стагнацию в сланцевой отрасли США, нежели ее ускоренное развитие. Не случайно в июле-августе зафиксировано снижение числа буровых установок и в целом замедление производственной активности в сланцевом секторе на протяжении шести недель. (vestifinance.ru)
Эксперты американского банковского холдинга Morgan Stanley в июле текущего года снизили прогноз на развитие сланцевой индустрии в США на первое полугодие 2018 года. Согласно их оценке, для достижения баланса спроса и предложения на рынке количество буровых установок должно сократиться примерно на 150 единиц. (vestifinance.ru)
Теоретически европейским потребителям могла бы помочь добыча сланцевого газа в Великобритании. Однако местные эксперты призывают дождаться результатов предварительного разведывательного бурения до глубины 3,5 км, которое в настоящее время разворачивается в районе Блэкпула, поскольку до сих пор все оценки запасов сланцевого газа в стране базировались лишь на предположениях.
Кроме того, согласно исследованию, проведенному Университетом Хериота-Уатта в Эдинбурге, из-за тектонических движений структуры британских газоносных бассейнов менее пригодны для добычи сланцевого газа методом фрекинга (газоразрыва пласта), чем американские. «Необходимо учитывать эту значительную геологическую неопределенность при экономических оценках. Было бы очень неразумно полагаться на то, что сланцевый газ позволит удовлетворить потребности Великобритании в газе», – свидетельствует профессор вышеуказанного университета Джон Андерхилл. (vedomosti.ru)
Фактор второй – транспортировка американского СПГ в Европу. В настоящее время в США на полную мощность функционирует лишь один профильный терминал – Sabine Pass мощностью 6 млрд. кубометров газа в год. Для сравнения: этих мощностей достаточно, чтобы покрыть потребности в газе стран Балтии. Однако ключевыми потребителями американского СПГ в силу транспортно-ценовых преимуществ являются страны Латинской Америки – куда в основном и направляются танкеры. А учитывая сложную геополитическую и торгово-экономическую игру, которую в настоящее время в регионе Северной и Южной Америки ведет президент США Дональд Трамп, в том числе в плане пересмотра положений соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA), внимание Вашингтона к этим странам в ближайшие годы лишь возрастет.
Еще одним важным потребителем американского СПГ являются государства Юго-Восточной Азии, предлагающие более выгодные условия, чем европейцы. Сейчас на рынке «очень много барьеров» – так характеризует нынешнюю ситуацию генеральный директор консалтинговой компании Consilience Energy Advisory Group Лиз Боссли. (vedomosti.ru)
Европейским потребителям остается в этой связи только ждать и рассчитывать на озвученные в США планы введения в строй еще трех экспортных СПГ-мощностей, что позволит им обрабатывать объемы до 24,5 млрд. кубометров газа. Это уже сопоставимо с совокупными закупочными объемами Прибалтики и Польши (Варшава закупает в год 15 млрд. кубометров газа). Но при этом еще следует учитывать и ограниченные возможности СПГ-танкеров, каждый из которых способен перевезти примерно 90-120 млн. кубометров газа, получаемого после регазификации. Для сравнения: экспорт российского газа в Европу, по данным ПАО «Газпром», составил в первом полугодии текущего года 95,7 млрд. кубометров, увеличившись за указанный период на 12,3%.
Фактор третий – ценовой. С учетом расходов на сжижение, транспортировку и регазификацию американского сланцевого газа его цена для европейских потребителей в настоящее время составляет порядка 240 долларов за тысячу кубометров. Средняя контрактная цена российского трубопроводного газа для европейцев в 2016 году составляла 167 долларов за тысячу кубометров, в настоящее время «Газпром» повысил ее до 187 долларов – в том числе с учетом положительной динамики мировых цен на нефть.
К примеру, для Литвы, ставшей одним из приоритетных потребителей СПГ из США, соответствующие расчеты выглядят следующим образом. В первом квартале текущего года эта страна закупала газ у России по цене 180 долларов за тысячу кубометров. Если бы контракт между американской компанией Cheniere и литовской фирмой Lietuvos Duju Tiekimas о покупке СПГ был подписан в то же время – в начале текущего года – то цена американского газа составила бы 254 доллара за тысячу кубометров. В литовской компании отказываются называть текущую цену на газ, доставленный американским танкером, но, согласно расчетам компании Vygon Consulting, она может составлять порядка 246 долларов за тысячу кубометров. Это сопоставимо с ценой на норвежский трубопроводный газ, который поставляется в Литву по цене 241 долларов за тысячу кубометров, и, как видно из расчетов, значительно уступает российскому предложению.
Именно подобные расчеты дали основания председателю правления ПАО «Газпром» Алексею Миллеру заявить, что «СПГ на европейском рынке по сравнению с поставками трубопроводного газа был, есть и будет менее конкурентоспособным». (vedomosti.ru)
Однако исход противостояния сланцевого и трубопроводного газа в сфере поставок в Европу будет в решающей степени зависеть от развития ситуации на мировом рынке нефти. Парадокс для американских производителей заключается в том, что для обеспечения долговременных и масштабных инвестиций в сланцевую отрасль им необходим комфортный уровень цен – не ниже 50 долларов за баррель с учетом непроизводственных расходов и необходимости выплаты дивидендов по акциям. А, следовательно, американские игроки вынуждены отказаться от попыток снизить нефтяные цены в расчете на кризис у их конкурентов из ОПЕК.
Правда, не все в самих США согласны с такими оценками. Так, руководитель отдела исследований сырьевых рынков компании Citigroup Эд Морс прогнозирует, что сланцевые компании США выйдут победителями из ценовой войны на рынке нефти, поскольку соглашение о сокращении добычи ОПЕК+, по его словам, «крайне негативно» сказывается на нефтяных поступлениях ОПЕК и России, в то время как сланцевые производители США «продолжают процветать». «Стратегия ОПЕК не рассчитана на длительную перспективу, – убежден Эд Морс, – в конце концов ситуация на рынке придет к тому, что победу одержат сланцевые компании. Цены на нефть опустятся до 40–45 долларов за баррель, поскольку объемы добычи снижаться не будут». (vestifinance.ru)
Согласно подсчетам Goldman Sachs, странам ОПЕК сейчас нужна более дорогая нефть, чем крупнейшим игрокам отрасли, таким как ExxonMobil и Royal Dutch Shell, и большинству сланцевых производителей в США. Тем более что нынешняя цена на нефть в районе 52 долларов за баррель позволяет сбалансировать национальный бюджет лишь двум странам – членам ОПЕК из 14: Кувейту и Ирану. (vedomosti.ru)
Однако биржевые индикаторы свидетельствуют о тенденции к росту нефтяных цен в русле интересов ОПЕК. В частности, рынок нефтяных фьючерсов в последние дни «разворачивается» в сторону постепенного повышения нефтяных котировок. Впервые за последние несколько лет контракты с ближайшей поставкой нефти торгуются с премией к «дальним», что означает сокращение предложения нефти на рынке и повышение нефтяных котировок. Биржевые ставки на рост нефтяных котировок в середине августа текущего года достигли максимальных значений с декабря 2016 года.
Кроме того, в настоящее время наблюдается резкое сокращение запасов нефти в США, происходящее быстрее в сравнении с аналогичным периодом прошлых лет. (vestifinance.ru)
Особенно показательными с точки зрения всех вышеуказанных факторов стали торги на мировых биржах 18 августа – когда в течение одного часа нефть подорожала почти на 4 %. Помимо геополитических факторов в виде обострения ситуации в Юго-Восточной Азии, ухудшения американо-китайских отношений и подтвержденной странами – членами ОПЕК решимости реализовать в полном объеме договоренности о контроле над добычей нефти, сыграли свою роль и сообщения из США – где, по данным компании Baker Highes, количество буровых установок в течение одной недели сократилось на пять единиц – до 763. Это самое значительное сокращение за последние семь месяцев. К слову, значительный рост в тот же день продемонстрировал и другой индикатор геополитической напряженности – мировые цены на золото, поднявшиеся выше уровня 1 300 долларов за унцию. (vestifinance.ru)
По данным лондонской газеты The Financial Times, в руководстве ОПЕК склоняются к дальнейшему продлению соглашения. Участники состоявшегося в июле текущего года заседания совместного мониторингового комитета картеля сообщили по итогам форума о возможности продления сокращения объемов добычи «и после 2018 года», а также о намерении присоединиться к нему новых игроков, в частности Нигерии. (ft.com)
Подобное развитие событий в целом соответствует долгосрочным интересам России – причем как в нефтяной, так и в газовой сферах. Однако и возможности США по реализации собственных конкурирующих проектов не следует недооценивать – особенно учитывая методы бизнес-деятельности на международной арене американского президента Дональда Трампа.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs