Уникальному архитектурному и инженерно-техническому творению Августина де Бетанкура – Манежу, что рядом с московским Кремлём, в ноябре 2017 года исполняется 200 лет.
Это огромное здание было построено в ознаменование 5-й годовщины победы в Отечественной войне 1812 года и торжественно открыто 30 ноября 1817 года военным парадом в присутствии Императора России Александра I. Манеж — это не только бесценный символ, посвященный победе русского оружия над Наполеоном, но и уникальное инженерно-техническое сооружение, национальное и культурное достояние нашей страны.
…Есть в современной земной цивилизации страны, которые узнаваемы по своим рукотворным символам, признаваемым человечеством в качестве культурного и научно-технического наследия, как самих этих государств, так и всей нашей планеты. Таким символом была и остается, например, Эйфелева Башня, самая известная архитектурная достопримечательность столицы Франции, воздвигнутая в 1889 году. 10-тонная ажурная конструкция из чугуна высотой в 324 м признана самой фотографируемой и посещаемой: более 6 миллионов посетителей в год. «Грандиозная железная леди» стала олицетворением творческого подъема в инженерных науках XIX века, символизируя начало крупномасштабных перемен в жизни человечества. А Густаву Эйфелю, ее автору, мир обязан и поныне за создание и сохранение одного из инженерных чудес в истории человечества.
Существуют в мире и другие уникальные объекты культурного и научно-технического наследия, многие из которых давно превратились в национальные символы. Это и Биг Бен в Лондоне (Англия) с часами-курантами — настоящими гигантами с циферблатами диаметром семь метров каждый и длиной коротких стрелок – 2,7, длинных – 4,2 м. Часы были разработаны инженером Августо Пугиным. Их можно услышать во всех уголках мира: именно с ударом Биг Бена в ночь с 31 декабря на 1 января современный мир официально вступает в следующий год.
Или морской маяк Морро в Гаване (Куба) с его сложнейшим оптическим устройством передачи светового сигнала, разработанным инженером Огюстом Френелем. Или уникальные висячие мосты, типа Акаси-Кайкё в Японии, пересекающий пролив Акаси и соединяющий город Кобе на острове Хонсю с городом Авадзи на острове Авадзи… Приводить подобные примеры мы могли бы до бесконечности.
А в нашей родной Москве, конечно же, одним из таких заметных, знаковых символов и культурных наследий России мы называем бесценный исторический объект возле Кремля — Манеж, 200-летие которого мы торжественно и отмечаем.
История постройки Манежа
Во время нашествия Наполеона в 1812 году за четыре дня пожар в Москве уничтожил почти ¾ города. По архивным материалам и по данным обер-полицмейстера Москвы Ивашкина: из 9158 жилых строений сгорело более 6500, осталось годными для жилья менее 30% домов. Вскоре после победы в Отечественной войне против французского нашествия, в феврале 1813 года, была создана «Комиссия для строения Москвы», которая разработала план превращения выгоревшей части города в единый архитектурный ансамбль. Работу комиссии возглавил князь Михаил Дмитриевич Цицианов. Ему подчинялись чиновники и архитекторы, включая знаменитых градостроителей О.И. Бове, В.П. Стасова, Д.И. Жилярди, Д.И. Доменико, В.И. Гесте и многих других. В число вновь возводимых зданий вошел и Манеж, так что своим появлением он в некотором смысле «обязан» опустошительному пожару Москвы 1812 года.
Известно, что Император Александр I в 1816 году принял решение переехать из тогдашней столицы Санкт-Петербурга на целый год в Москву и перенести туда же свой двор, чтобы личным присутствием ускорить и активизировать строительные работы в первопрестольной. Кроме того, для празднования победы над Наполеоном и проведения парада войск требовалось специальное помещение — экзерциргауз, где мог бы развернуться целый полк солдат в 2000 человек, причем, как пеших, так и конных. Мода на такие сооружения, в которых военные могли тренироваться в зимнее время и в периоды непогоды, пришла из Германии. Позднее немецкое название заменили на более благозвучное и простое в произношении, французское, – «манеж». К 1816 году в России подобные помещения для военных упражнений уже существовали, но все они были небольших размеров и находились в Петербурге и других городах. В Москве же таковые просто отсутствовали. Вот и возникла в царском окружении идея в 1816 году возвести такой экзерциргауз рядом с Кремлем, а точнее вблизи Боровицкого моста. Однако после обследования местности и в ходе подготовки проекта строительства было перенесено на Моховую площадь.
Как испанский гений стал российским
Кто-то может спросить, а откуда взялся в России Августин де Бетанкур? Кто он? Интересно, что возрождение интереса наших современников к выдающемуся испанскому ученому и инженеру XVIII-XIX веков Августину де Бетанкуру (Agustin de Betancourt) было вызвано, как ни парадоксально, таинственным и внезапным пожаром в Московском Манеже, который случился в марте 2004 года. Именно в связи с этим трагическим событием стало широко известно о великом испанском инженере, о его жизни и замечательных конструкторских творениях.
Августин де Бетанкур
Родился Августин-Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур-и-Молина (это его полное имя) 1 февраля 1758 года на острове Тенерифе (Канарские острова, Испания) в городе Пуэрто-де-ла-Крус в семье потомственного дворянина. Получив блестящее образование в Мадриде, Париже и Лондоне, уже к концу 1790-х он стал самым известным инженером Испании. Тогдашняя обстановка в родной Испании, да и в соседних странах, не очень-то способствовала стабильной жизни и мирному творческому труду инженера, к чему так стремился Августин де Бетанкур. И он собрался на Кубу, где его таланты предполагала применить местная знать — землевладельцы-сахарократы. Бетанкур предложил им механизировать переработку сахарного тростника с помощью специально сконструированной им для этого паровой машины (диковинки начала XIX века, более известной тогда под именем английского изобретателя паровой машины Ватта). Сахарократы оплатили изготовление паровой машины по проекту Бетанкура на заводе в Бристоле в Англии, ее транспортировку на Кубу, выделили денежные средства испанскому инженеру, на которые он приобрел все необходимое для работы на острове, где намеревался пробыть не менее шести лет. Однако судьба распорядилась иначе, и на Кубу испанский инженер не попал...
Зато так сложились обстоятельства, что ещё в ноябре 1807 года по рекомендации известного российского дипломата, посланника Санкт-Петербурга в Мадриде И.М. Муравьева-Апостола, Бетанкур в первый раз посетил Россию, чтобы ознакомиться с новой для него страной и изучить возможность перехода на русскую военную службу. В архиве Испании имеется подлинник донесения посланника в Санкт-Петербург графа де Нороньи премьер-министру Педро Севальосу от 8 декабря 1807 года, в котором он сообщает: «Несколько дней назад в столицу Российской империи прибыл дон Августин де Бетанкур, интендант королевской армии. Я представил его графу Румянцеву, который принял гостя с великими любезностями. Российский министр назначил ему прибыть во дворец, где обер-гофмейстер императорского двора представил его государю императору для личной аудиенции. Такой чести удостаивались ранее только послы, ибо других иностранных особ представляют императору на приемах»…
Известно, что русский император Александр I после личных бесед с Бетанкуром проникся к нему доверием и симпатией. Кроме того, российский император был хорошо информирован о широком престиже и популярности инженера в Испании и во Франции, и Августин де Бетанкур был приглашен императором Александром I на службу в Россию.
И все-таки, досконально трудно определить все причины, из-за которых в 1807 году Августин де Бетанкур был вынужден покинуть Испанию. Но доподлинно известно из документов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), из Формулярного списка о службе и достоинстве свиты Его Императорского Величества состоящего по армии генерал-лейтенанта Бетанкура, что 30 ноября в 1808-м, в год своего 50-летия, Августин де Бетанкур был принят на русскую военную службу в чине генерал-майора. Вместе с ним в Петербург приехала и вся его семья: жена Анна, три дочери - Каролина, Аделина, Матильда, и сын Альфонсо…
«Невысокого роста, с красноватым лицом, высоким лбом мудреца и большими, умными, немого грустными глазами, со скорбной складкой у плотно сжатых губ», - таким рисовали Августина де Бетанкура его биографы. А затем перечисляли его многочисленные инженерные изобретения и архитектурные творения.
За неполные 16 лет, что отвела ему судьба в России вплоть до его кончины в Петербурге в 1824 году, он построил у нас в стране уникальные архитектурные ансамбли и инженерные сооружения в ряде больших и малых городов России. Подавляющая часть его изобретений, включая мосты, постройки и различные механизмы, были придуманы им и воплощены в жизнь в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Ну а в Москве инженерное наследие Бетанкура представлено только Манежем - бесценным инженерно-архитектурным достоянием не только для нашего города, но и для всей России.
Метод Бетанкура
При проектировании и строительстве Манежа Бетанкур старался исключить все риски, которые могли угрожать зданию в будущем. Он учитывал восход и заход солнца, близость Москвы-реки и возможность наводнения. К примеру, крышу здания он спроектировал под асимметричную нагрузку, потому что слой снега мог быть неодинаковым на теневой и солнечной стороне. Инженер приказал углубить фундамент на 4 метра, а стены сделать более широкими у основания. Учитывал Бетанкур и возможную осадку постройки. Он лично подбирал деревья для перекрытия, а если замечал дефекты, просил у царя Александра I разрешения на дополнительные траты для замены сомнительных материалов. Кроме того, испанский инженер руководствовался принципом одного из римских императоров: «Прочность, Польза и Красота». Возможно, именно поэтому все инженерно-архитектурные сооружения Бетанкура имеют вид произведений искусства. Именно поэтому проект Московского Манежа, представленный Августином де Бетанкуром, и был выбран и утвержден Александром I среди нескольких других проектов.
Строительство
Как свидетельствуют архивные документы, строительство здания осуществлялось именно по проекту Бетанкура - с размерами между стенами внутри сооружения 166,1 м в длину и 44,7 м в ширину. Реализовывалось исключительно оригинальное решение по постройке перекрытия, составленного из деревянных стропильных ферм. Манеж не должен был иметь ни одной внутренней колонны, фермы длиной 44,86 метра каждая должны были перекрывать все пространство. Для того времени такое инженерное решение было уникальным. Конечно, в строительстве Манежа принимал участие не один Августин де Бетанкур. Помимо самого царя Александра I, Московского военного генерал-губернатора Александра Тормасова, большой вклад в его сооружение вложили соотечественник Бетанкура Рудольф Бауса, инженер-майор Александр Кашперов, руководивший проектом инженер генерал-майор Луи Карбонье и ряд других выдающихся специалистов. Нельзя забывать и то, что фасады здания были декорированы в стиле ампир выдающимся архитектором Осипом Бове, возглавлявшим комиссию после пожара Москвы 1812 года. (Поначалу планировалась декоративная отделка Манежа выдающимся архитектором Огюстом Монферраном, но не сложилось). А в основном Манеж – плод необыкновенного воображения и точных инженерных расчетов Бетанкура, его воли и уникальных организаторских способностей. К тому же, по свидетельству специалистов, русско-испанский инженер владел даром необычайного ощущения пространства…
К началу осени 1817 года строительство уже подходило к концу. В октябре производились кровельные работы, а в ноябре устраивался парапет на крыше, шло остекление окон. Первый этап строительства продолжался всего шесть месяцев и осуществлялся небывалыми по тем временам темпами под непосредственным приглядом Августина де Бетанкура, довольно часто приезжавшего для этого из Петербурга в Москву. И вот 30 ноября 1817 года Московский Манеж площадью более 7,5 тысячи квадратных метров был торжественно открыт.
За прошедшие два столетия уникальное здание не раз меняло свою роль. Построив его по указанию императора Александра I для упражнений и парадов конных и пеших войск, впоследствии Московский Манеж служил местом для массовых увеселений, в нем проходили выставки и концерты, здесь выступал великий французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз и другие выдающиеся личности, включая Льва Толстого, который, говорят, учился в Манеже езде не велосипеде. А в советские времена почти сорок лет в уникальном здании был Гараж Особого Назначения. Но, в конце концов, Манеж приобрел славу самого крупного выставочного зала в самом сердце российской столицы.
Пожар и возрождение из пепла
Как отмечено уже в современной «летописи», в Московском Манеже огонь вспыхнул вечером 14 марта 2004 года. И только к утру следующего дня пожарным удалось его погасить. К сожалению, в огне погибла оригинальная деревянная кровля – изобретение инженера Бетанкура. Руководство столицы приняло решение восстановить манеж, воссоздать его исторический облик. К счастью, сохранились чертежи уникальных стропильных ферм испанского инженера. Интересно, что пожар полностью уничтожил кровлю и интерьер постройки, но толстые, почти двухметровые стены выстояли. Были изготовлены точные копии этих деревянных конструкций…
Восстанавливался же Манеж по проекту группы архитектора Павла Андреева, который учел все конструкции Бетанкура, но с модернизацией интерьеров и некоторых деталей экстерьера.
Московский Манеж был восстановлен через 400 дней после пожара и вновь распахнул свои двери 18 апреля 2005 года, в День культурного наследия, который ежегодно отмечается во всем мире.
Манеж был воссоздан в минимальные сроки и в соответствии с историческими параметрами здания-оригинала, а новые клеенодеревянные фермы Бетанкура теперь покрыли специальным составом, который обеспечивает им био- и огнезащиту.
Манежу вернули функцию Центрального выставочного зала столицы и страны.
Наши и зарубежные эксперты не раз отмечали, что Россия богата памятниками, отразившими вехи её многовековой истории. Культурно-историческое наследие – это духовный, экономический и социальный капитал, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Сохранение культурно-исторического наследия – основа дальнейшего развития общества.
Московский Манеж – это знаковое место, которое на протяжение почти всех 200-летия своего существования привлекал особое внимание людей. А сегодня он и вовсе превратился в визитную карточку Москвы для многочисленных иностранных гостей.
Специалисты уверены, что Московский Манеж будет служить если не вечно, то еще очень долго, оставаясь одним из бесценных объектов культурного и технического наследия Москвы и всей России.
Не можем завершить статью, еще раз не напомнив: с целью увековечивания памяти выдающегося испано-русского инженера и ученого по инициативе Высшей школы Петербурга одной их малых планет солнечной системы с порядковым номером 11446 присвоили имя «Бетанкур». Манеж не только украсил Москву, но и чудесным образом возродил имя своего создателя, гениального инженера Августина де Бетанкура, сыгравшего в инженерной истории России выдающуюся роль.
…В эти дни на втором этаже Манежа проходит замечательная экспозиция «Гений места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории». Выставка продлится до 26 ноября 2017 года. Ее посетители могут еще раз убедиться в гениальности Августина де Бетанкура, благодаря которому Москва, да и вся Россия, все россияне могут и сегодня гордиться его выдающимся сооружением, являющимся нашим национальным культурным и инженерно-техническим наследием.
А на первом этаже Манежа, слева от входа, действует Медиотека. Это самый информативный блок экспозиции. Здесь собрана вся история Манежа за 200 лет. Все элементы представлены на электронных носителях. Выбор велик – от художественных и документальных фильмов до научных статей по истории архитектуры, подробное описание того, как строился Манеж. Большое внимание в Медиотеке уделено и сегодняшней жизни Центрального выставочного зала. Но главное – основные вехи истории Манежа.
Очень важно и то, что Московский Манеж и впредь останется примером творческого метода русского испанца Августина Августиновича Бетанкура для многих поколений инженеров и архитекторов. Посетите Манеж и убедитесь в этом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs