Маневр Президента США Дональда Трампа в период обсуждения и принятия Конгрессом нового санкционного пакета, в том числе и в отношении России, стоит оценить: Трамп сделал в Twitter заявление, в котором потребовал от Генеральной прокуратуры США расследования украинского вмешательства в избирательную кампанию. Реакции Трампа на однозначную поддержку украинскими политиками Хилари Клинтон в Киеве ждали с того момента, когда стало ясно, что Трамп победит. Сожаление о несдержанности киевского истеблишмента и его однозначной ставке на Клинтон высказывались некоторыми украинского экспертами еще в период кампании. Однако, громче был голос тех, кто заявлял о том, что «Трампу не стоит трогать Украину, так как эта тема токсична».
Возможная линия защиты украинской стороны будет основана на следующем тезисе: «Наше вмешательство называется политической деятельностью, так как это были высказывания официальных лиц о несогласии со взглядами одного из кандидатов в президенты США. Кроме того это было не вмешательство, так как наши заявления - это публичные акты». То есть, публичное вмешательство - это не вмешательство, а «политическая деятельность», в отличие от мифического «российского вмешательства, которое Кремль не признает, и которое было тайным - хакеры и встречи посла с людьми Трампа». Забывают сторонники такой тенденциозной версии одно - это вмешательство так и не доказано. Но оно принято за истину и поэтому является «неоспоримым аргументом» для противников Трампа и… Киева. То есть руководство Украины как бы опять оказывается в одном лагере с внутренними противниками Трампа.
Вспомним, ЧТО же Украина не считает вмешательством в президентские выборы. Например, не считается, по мнению украинских экспертов, вмешательством тот факт, что кандидат Дональд Трамп был вынужден отправить в отставку руководителя своей кампании Пола Манафорта после того как в августе 2016 года народный депутат Сергей Лещенко обнародовал некие копии документов «черной бухгалтерии» Партии регионов о передаче средств экс-советнику бывшего президента Украины Виктора Януковича Полу Манафорту. Для полноты картины добавим существенную деталь - бывший журналист, а ныне народный депутат Лещенко, давно и прочно связан с украинским спонсором Хилари Клинтон олигархом Виктором Пинчуком.
Киев несколько «отошел» от победы Трампа, шок позади, позади и встреча президентов США и Украины в формате drop-in, то есть, протяженностью 10 минут, назначен представитель Госдепа по Украине Курт Волкер. (https://interaffairs.ru/news/show/18006) Но, похоже, на Печерских холмах увидели, что антитрамповская фронда по-прежнему сильна и ее интересы совпадают с интересами Украины, а значит, можно продолжать старую игру. Смысл игры сформулирован украинским публицистом Виталием Портниковым: «... не нам нужно бояться Трампа. Бояться нужно самому Трампу. Каждый новый день расследования приводит к ухудшению его политической репутации и уменьшению возможностей по управлению страной. В этой ситуации Трампу лучше не обвинять Украину, а помогать Украине - чтобы снять с себя любые подозрения в обязательствах перед Кремлем». (lb.ua) То есть, для Трампа - Украина все также токсична, поэтому, господин президент Дональд Трамп, вам ее лучше не трогать, а то хуже будет.
Год назад украинский эксперт Тарас Березовец также радовался в Facebook проблемам Трампа в связи с Украиной: «Трамп не услышал доброго совета не трогать Украину и потому проиграет выборы. The New York Times посвятила целое расследование деятельности главы предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта в Украине и объемам кэша, полученного от Януковича (...) Не нужно соваться в дела Украины, это все плохо закончится. И теперь увольняй Манафорта или нет, все пойдет не так». Сейчас же этот эксперт не испытывает особого оптимизма, что видно из его заметки на странице опять же в Facebook: «Сегодняшнее заявление Президента Трампа о необходимости расследовать украинское вмешательство в выборы - никакая не сенсация. (…) Самое интересное, что следы этого вмешательства действительно есть. И связаны они с комментированием украинскими политиками роли Пола Манафорта. Трамп настроен решительно. Новый кандидат на должность директора ФБР Кристофер Рэй уже обещал начать соответствующее расследование. К сожалению, последствия будут. И самые серьезные. Трамп ничего не забыл и не простил» (4vlada.net). Можно согласиться - трудно простить друзей своих врагов, тем более, они продолжают дружить, намерены иметь совместные проекты, обмениваются информацией и продолжают рассматривать президентство Трампа как временное недоразумение.
Но вернемся к современности. Трамп попал в сети лоббистов, они оказались сильней, чем он ожидал, но при этом, в экономическом аспекте работают на лозунг его же кампании: Make America Great Again. Как видно по последнему санкционному пакету, это величие намерены установить с помощью выгодного США энергетического диктата над Европой, для чего необходимо блокировать поставки российского газа и заместить его СПГ из Америки.
Украина этим санкциям рада, по мнению Киева, блокирование "Северного потока -2" - это благо, так как может нанести урон экономике России и нарушить ее связи с Европой. И пусть энергетические проблемы Европы, пусть дорого, но зато не с Россией, будут решаться с помощью СПГ из Америки. Таким образом, интересы Украины и США как бы совпадают. Гипотетическое уменьшение объемов газа, прокачиваемого в Европу через Украину, в этом раскладе - не в счет. При этом очевидно, что интересы США имеют под собой экономическую базу, тогда как интересы Украины основаны на политических предпочтениях. И вот здесь кроется главное противоречие.
В недалеком прошлом Украина сделала все, чтобы Трамп был к ней холоден, даже спецпредставитель Госдепа Курт Волкер - не из его «конюшни», а связан с хроническим ястребом Джоном Маккейном. То есть, в этом смысле Трамп отдал Украину своим политическим оппонентам. Но цели и задачи ставит его человек - Госсекретарь Рекс Тиллерсон.
И Трамп будет заниматься Украиной, эта работа будет коррелироваться с выказанной в телефонном разговоре с Президентом России Владимиром Путиным в январе этого года позицией: санкции и украинский кризис – разные вещи. Санкции вводились в связи с вхождением Крыма в состав России и конфликтом на Донбассе, но теперь увязаны с выполнением Минских соглашений, выполнять которые должна Украина. Цель такого подхода - локализация украинского кризиса, минимизация его влияния на дела и решения президента США, который вряд ли забыл, как Украина, благодаря дружбе с правящей элитой и демократами, мешала его кампании настолько, что вынуждала проводить кадровые перестановки в руководстве штаба.
Возвращаясь к возможной стратегии по Украине в формате локализации украинского кризиса, можно предположить, что это будет очень утомительный для Украины процесс. Судя по активности спецпредставителя Волкера (множеству проведенных встреч с украинскими политиками и инспекциям зоны соприкосновения), идет процесс сбора информации как о реальной расстановка сил на Украине, так и составление реальной картины о конфликте на юго-востоке. Это трудная для Украины ситуация, так как речь идет о конкретике - выполнении положений Минских соглашений, а здесь картина для Украины печальная. И, похоже, администрация Трампа как раз и будет использовать эту ситуацию – выстраивая и формализуя отношения с Украиной через вопросы выполнения Минских соглашений. Не будет подвижек - не будет траншей МВФ и контрактов по поставкам летального оружия. Такая месть Трампа возможна, как и возможно давление на главу Белого дома со стороны его оппонентов по поводу Украины. Устоит ли Трамп, и насколько его оппоненты намерены и дальше использовать украинскую тему в политической борьбе - покажет время.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs