ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика, Украина в фокусе

Американский «прорыв» Украины, или что делать Вашингтону с киевским чемоданом без ручки

12:08 18.07.2017 • Денис Батурин, политолог

На первый взгляд события последнего времени, касающиеся отношений США и Украины как напрямую, так и косвенно дают Киеву поводы для оптимизма. Это и встреча Президента Украины Петра Порошенко и визит Госсекретаря Рэкса Тиллерсона в Киев 9 июля, и назначение Курта Волкера специальным представителем Госдепартамента США по Украине (state.gov) О значимости и знаковости короткой встречи Президентов США Дональда Трампа и Украины Петра Порошенко украинские СМИ и эксперты написали много: «это сильный сигнал начала нового этапа отношений Украины и США, встреча в Овальном кабинете это отдельный сигнал высокого статуса переговоров». «Формат drop-in в администрации Трампа, т.е. коротких переговоров, типичен для 90% встреч нового президента США, не очень любящего дипломатический этикет», - отмечает эксперт Тарас Березовец на своей страницев Facebook. Формат drop-in - это короткая встреча до 10 минут, однако, по мнению эксперта, она «прошла в полноценной формате переговоров в Овальном кабинете». Другой украинский эксперт Константин Бондаренко на своей странице в Facebook саркастически отметил, что бесплатная экскурсия в Белый Дом длиться дольше - 25-30 минут...
Некоторые публикации от украинских экспертов о визите Порошенко в Белый Дом имеют красноречивую структуру - половина статьи посвящена новому стилю президента Трампа, что объясняет краткость встречи, а затем идут оценки смысла, значимости и последствий встречи.

Украинское направление администрации Трампа начинает приобретать очертания и лица. Киев, в лице политиков и экспертов, приветствует назначение Курта Волкера, так как в Киеве скучают по временам повышенного внимания к Украине, как было при администрации Барака Обамы. Знаковым, по мнению украинцев, назначение Волкера является потому, что, во-первых, он человек Джона Маккейна (был исполнительным директором Института Маккейна), непримиримого оппонента Трампа, во-вторых, в его послужном списке должность Представителя США в НАТО. Одним словом, идеальный назначенец для Киева - близок к антироссийским кругам, и может стать проводником в вожделенный Североатлантический альянс.

Однако, пока это все лирика. А есть факты в виде итогов уже состоявшихся встреч Порошенко - с Трампом и  Тиллерсоном. 
Итоги визита Госсекретаря для Киева пока не столь обнадеживающие, сколь тревожные: «Во-первых, Тиллерсон потребовал от Порошенко в течение ближайших двух месяцев предоставить детальный финансовый отчет о том, как были потрачены официальным Киевом те 600 млн. долларов, которые были предоставлены уже нынешней администрацией Белого дома. (...) элементарный трезвый расчет говорит только о том, что отчет затребован только с одной целью — у Вашингтона уже есть своя детальная информация о том, как были «эффективно распилены» эти средства администрацией Порошенко — чтобы поймать Порошенко на воровстве и обмане. (...) 
Во-вторых, уже через два дня после отбытия Тиллерсона из Киева стало известно о том, что МВФ переносит выдачу кредита Украине на три месяца, а то и до конца года под предлогом неготовности Украины пойти на продажу земли. (...)
В-третьих, (…) в подконтрольных американцам украинских СМИ начали раскручивать тему отмывания целым рядом украинских коммерческих банков денежных средств МВФ, полученных от Национального банка Украины. (...) Однако целью данной операции является вовсе не Порошенко — с ним уже все ясно, а гораздо более крупная дичь — Хиллари Клинтон. Дело в том, что вся цепочка приводит к австрийскому банку Meinl Bank AG. А этот «никому не известный банчок», оказывается, тесно связан с зятем Кучмы Виктором Пинчуком, который, в свою очередь, являлся одним из крупнейших зарубежных спонсоров семейного фонда четы Клинтон…» (regnum.ru)

Понятно, что все это делается исключительно в интересах Белого Дома и обеспечивает ему рычаги влияния на ситуацию в Киеве, и действовать США будут, при обнаружении хищений финансовой помощи окружением Порошенко, по старому своему принципу: "Он, конечно, сукин сын, но наш сукин сын".

Миссия Волкера как спецпредставителя определена - придание переговорному процессу по Донбассу нового импульса. Эта миссия начинается с разочарования, которое выразил после переговоров с президентом Порошенко госсекретарь Тиллерсон - в связи с отсутствием прогресса по Минским соглашениям и объявил о координации работы по украинскому кризису с «нормандской четвёркой» и Россией. Украинский эксперт Дмитрий Корнейчук выдвигает версию о том, что в лице Волкера Порошенко получил не столько лоббиста,  проводника своих интересов  в Вашингтоне и рычаг давления на ЕС, сколько «смотрящего» от Белого Дома, чтобы с его помощью Госдеп и Президент Трамп получали информацию о реальных событиях на Украине, а не только в интерпретации Киева: «... Волкер будет досконально изучать всю ситуацию вокруг Минского процесса с украинской стороны. Какие законы не приняты и почему. Кто и где стреляет на Донбассе на основе разных источников информации, а не только версии Порошенко. Он должен понять досконально, как у Порошенко работает система дезинформации и провокаций, дабы подробно пояснить потом Тиллерсону». (ukraina.ru)

При этом, похоже, Тиллерсон ничего нового Киеву не предложил, а упоминание американской стороной Минских соглашений как опорного документа, стало крайне неприятным сюрпризом. Киеву и «вашингтонскому болоту» продемонстрировали внимание к Украине, а с помощью Волкера и его натовского чиновничьего прошлого намекнули (в какой уж раз) на Североатлантический перспективы. Однако, в администрации Трампа наверняка, перед встречей президентов России и США на G20 изучили мнение по этому вопросу Владимира Путина по документам, начиная с мюнхенской речи, по его заявлениям, а также и по фильму Оливера Стоуна, чтобы понимать, что любые продвижения НАТО будут вызывать резкую реакцию Москвы, и не только информационную. 

Для украинской надежды в отношениях с администрацией Трампа существуют жесткие ограничители, при серьезном внимании нынешнего Вашингтона Киеву придется с этими ограничителями считаться. И это повлечет серьезные последствия 
для внутренней политики Киева. Во-первых, фоном любых отношений с администрацией Трампа будет позиция Киева в период избирательной кампании в США, когда украинским руководством делалась однозначная ставка на Хилари Клинтон, перенималась риторика демократов - пренебрежительное и даже оскорбительное отношение к кандидату республиканцев, Тогда же с удовольствием украинская сторона подхватила и тему «российского следа» в кампании Трампа. Госдеп США не будет требовать объяснений от Киева, однако, украинская элита будет чувствовать потребность объясниться и искать такую возможность. 
Во-вторых, зять Трампа Джаред Кушнер, занимающий должность старшего Советника Президента США, предки которого бежали из оккупированной немцами Белоруссии – представитель еврейского лобби. Кушнер с периода избирательной кампании Трампа является одним из ключевых центров влияния в его окружении. Обойти Кушнера в установлении отношений с администрацией президента США удастся вряд ли, а значит, Киеву придется объяснять свое отношение к доморощенным национал радикалам, тяготеющим к символике Третьего Рейха, и поднявших на свои знамена имена пособников нацистов - Степана Бандеру и др. Объясняться Киеву будет сложно, так как национал радикалы стали заметным элементом нынешнего политического режима, уходить с политической сцены они никуда не собираются, а значит, намерены постоянно о себе и своих идеях заявлять. Что может сделать Порошенко с «псами украинской демократии»? Ответ очевиден - ничего, нет ни воли, ни политических ресурсов. Эта ситуация может стать камнем преткновения в отношениях Вашингтона и Киева. В-третьих, администрация Трампа, как и предшественники, будет требовать от Украины реформ и борьбы с коррупцией. В этом контексте спецпредставитель Волкер сделал интересные заявления с критикой информационной политики Киева, связав ее при этом с проблемой Донбасса: «Не уверен, что запрет на информацию в любом контексте — правильный метод решения проблемы. Считаю, что публичность и прозрачность — это важно. Если есть вещи, сделанные нелегально, например, финансовые нарушения, расследуйте, покажите это нужным образом. В информационном пространстве важна прозрачность и доступ к информации, чтобы люди самостоятельно принимали собственные решения. (...)». (ukrainian.voanews.com)


Впрочем, интерес к Украине у администрации Трампа, которая демонстрирует весьма прагматичный  подход к политике, может оформиться в весьма конкретные вещи, которые  могут стать основой для деловых договоренностей. Вопрос поставок оружия в этом контексте - сущие пустяки, когда речь может идти об инфраструктуре, земле, энергетике. И встреча Тиллерсона с главой украинской энергетической монополии «Нафтогаз Украины» Андреем Коболевым - очень интересная деталь на фоне экспансии США на рынке сжиженного газа.

Для Трампа украинское направление это дело не столько внешней, сколько внутренней политики: он заложник инерционных процессов в американской внешней политике, встреча с Порошенко ему была нужна для косвенного отрицания симпатий к России, а визит Тиллерсона и назначение Волкера - для дальнейшего снижения внутриполитического давления. Кадровая политика и дипломатия должны быть подкреплены реальными действиями в сфере финансовой поддержки, сделке по летальному оружию и самое главное  - поддержкой украинской стороны самим Трампом. Но пока этого не видно.  И на этом фоне единственный успех Киева в том, что ему, наконец, удалось втянуть Вашингтон в контекст украинских проблем. При этом все это выглядит как вынужденная уступка американского президента своим внутренним обстоятельствам, а совсем не Киеву.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати