Фото: widewallpapers.ru
Когда-то Еве Тонг, 37-летнему адвокату из Пекина, Гонконг казался великим городом. Она вспоминает, как еще подростком мечтала туда эмигрировать. Благодаря телевизионным шоу Гонконг виделся ей более современной и развитой территорией, чем континентальный Китай. Спустя 20 лет после передачи бывшей английской колонии Китаю, стремление там жить исчезло. Недавно Тонг даже отказалась от работы в Гонконге, так как посчитала, что этот город не сможет дать ей того, чего она хочет. «Гонконг слишком маленький и густонаселенный», – поделилась она с «Форбс». – Даже как турист я больше не поеду в этот город. Кроме того, Гонконг потерял свой статус финансового хаба (узла – прим. ред.), потому что у Китая сегодня есть Шанхай».
Среди некоторых китайцев появилось чувство, что особый административный регион на юге страны находится в упадке. Гонконг - это город, сражающийся с многочисленными проблемами, и не в последнюю очередь – с экономическими. По мере развития Китая он начал терять свое преимущество над другими китайскими городами. Например, в 2003 году Гонконг похвастался самым загруженным в мире контейнерным портом, снабжающим товарами материковый Китай. Сегодня же по этим показателем он опустился до пятого места, уступив Шанхаю, Шэньчжэню и Нинбо-Чжоушаню, а также Сингапуру.
Гонконг остается главным глобальным финансовым центром, но при этом он не единственная экономическая жемчужина Китая. В Шанхае находится более крупная биржа, общая рыночная капитализацией которой обогнала в этом году Гонконг более чем на 9 трлн юаней (1,3 триллиона долларов). Шэньчжэнь, граничащий с Гонконгом, также не отстает и находится на переднем крае технологических инноваций Китая. В этом городе находятся такие гиганты, как крупнейший в мире производитель беспилотных летательных аппаратов «Dajiang Innovation», а также игровой титан – «Tencent Holdings».
Можно сделать вывод, что общая значимость Гонконга для экономики Китая быстро снижается. На момент его передачи Поднебесной, на город приходилось около 20 % ВВП страны, а сегодня – менее 3 %.
Тем не менее, это не означает, что Гонконг отстает по всем фронтам. Поскольку Пекин колеблется между рыночными реформами и государственным контролем, город по-прежнему представляет собой важный внутренний и внешний экономический канал Китая. Например, такие глобальные компании, как «Tencent» и «Meitu» прибегли к привлечению финансовых средств именно из фондов Гонконга, так как более жесткие меры контроля над капиталом в Китае затрудняют доступ к внешним средствам. Гонконг также является главным оффшорным торговым центром, продвигающим более широкое использование китайской валюты в торговле и финансах (что является приоритетом для Пекина, поскольку он стремится к интернационализации юаня).
«В Гонконге есть некоторые уникальные возможности, – отмечает профессор финансов в Гонконгском баптистском университете Билли Мак Суи-Чой, – до сих пор очень сложно открыть рынки капитала в Китае».
Сегодня Пекин организовывает бизнес в стиле Гонконга. В прошлом году он запустил схемы интеграции фондовых рынков Гонконга, Шанхая и Шэньчжэня, тем самым привлекая больше глобальных инвесторов в город. В свою очередь председатель КНР Си Цзиньпин пообещал большую поддержку городу. В настоящее время реализуются крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство моста, связывающего Гонконг с Чжухаем и Макао. Пекин также предусматривает технологическую зону, которая будет включать Гонконг, Макао и прилегающую провинцию Гуандун. «Гонконг может стимулировать «экосистему» юаня, разрабатывая деривативы и индексы для того, чтобы убедить людей удерживать юань в больших объемах», – отмечает профессор финансов и бухгалтерского учета Китайской международной бизнес-школы в Шанхае Оливер Руи.
Вместе с тем жители Гонконга опасаются вмешательства Китая в дела города. После того, как Пекин выступил против всеобщего избирательного права, десятки тысяч протестующих вышли на улицы, парализовав финансовый район города почти на три месяца. Согласно недавнему исследованию Университета Гонконга, только 3,1 % населения города в возрасте от 18 до 29 лет считают себя китайцами. В 1997 году таковыми считали себя 31 % молодежи.
«Материковый Китай полностью обогнал Гонконг, – отмечает китайский менеджер в иностранной торговой марке Субрина Лю. – Гонконг потерял чувство превосходства, поэтому он не хочет быть частью Поднебесной».
Двадцать лет назад Китай взял под свой контроль драгоценность британской короны – Гонконг. Ясно, что в течение следующих двух десятилетий городу предстоит проделать большую работу, чтобы сохранить не только блеск, но и значение.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs