Исполнительный комитет СНГ в Минске. Фото: cis.minsk.by
В Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им. Е.М.Примакова состоялся круглый стол, посвященный современному состоянию стран постсоветского пространства и роли внешнего фактора в их экономическом, политическом и социальном развитии. Мероприятие было организовано Центром постсоветских исследований ИМЭМО.
В рамках круглого стола выступили известные ученые-экономисты, политологи, специалисты в области международных отношений из России, Белоруссии, Армении и Казахстана.
«На полях» форума было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве Института мировой экономики и международных отношений с Институтом востоковедения Национальной Академии наук Республики Армения.
Актуальные проблемы постсоветского пространства
Руководитель Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Александр Крылов перечислил наиболее актуальные проблемы современного постсоветского пространства. По словам ученого, несмотря на то, что советская идентичность после распада СССР размывается, между республиками, входившими в состав Советского Союза, до сих пор больше сходства, чем различий. Однако общие черты не могут полностью гарантировать отсутствие конфликтов.
Глобальный контекст современной политики быстро меняется. На наших глазах происходит изменение роли США в мире, а вместе с ней и урезание помощи, направлявшейся ранее Вашингтоном на поддержку ряда «дружественных» режимов в Евразии. Но самое главное - произошло резкое изменение общественных настроений, связанное с отказом от идеализации внешней и внутренней политики ЕС и США. В то же время резкий разрыв экономических связей с Россией привел к негативным последствиям для национальных экономик некоторых постсоветских стран (прежде всего Грузии и Молдавии, где эта политика проводилась сознательно).
Особое значение имеют отношения России с Арменией и Белоруссией. Впервые в армянском парламенте появилась фракция противников развития отношений с Россией. Осложнения в двусторонних контактах мотивируются поставками Москвой товаров военного назначения для Азербайджанской Республики. С точки зрения армянских политиков, издержки такого военного сотрудничества крайне велики. Москва, в свою очередь, стремится сохранить ровные отношения с обеими республиками Закавказья и противодействует перспективе фактического превращения Азербайджана в базу НАТО.
Что же касается Белоруссии, то после начала гражданской войны на Украине ее руководство заняло подчеркнуто нейтральную позицию по отношению к Киеву и отстраненную в отношении России. Некоторый рост антироссийской риторики сопровождался арестом и выдворением ряда российских журналистов.
Напомним, что Содружество Независимых Государств изначально рассматривалось как «механизм цивилизованного развода» бывших советских республик. Каждая из них стремилась соблюдать только те договоренности, которые необходимы именно ей. Впрочем, некоторые элементы общей военной инфраструктуры (прежде всего, противовоздушной обороны) странам удалось сохранить. В то же время попытки выстроить альтернативные объединения без участия Москвы (например, экономико-политическое объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – ГУАМ) не имели особого успеха, а резкий разрыв экономических связей с Россией привел ряд постсоветских стран (прежде всего Грузию, Молдову и Украину) к затяжному политическому и экономическому кризису.
В настоящее время наиболее дееспособными объединениями на постсоветском пространстве остаются ЕАЭС и ОДКБ, однако, как считает А.Крылов, перед ними стоит угроза превращения в столь же аморфные объединения, как и СНГ. Это может произойти, если их инициаторы будут гнаться за числом участников, а не за качеством. Российская внешняя политика должна основываться на трезвой оценке собственных возможностей.
По словам А.Крылова, перед российским политическим руководством остро стоит необходимость активизации деятельности российских посольств в странах СНГ, которые зачастую не отвечают отводимой им роли и сталкиваются с недостаточным вниманием к их целям и задачам со стороны центра.
Особое внимание уделяется на постсоветском пространстве перспективам сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического союза Шелкового пути. По мнению академика РАН, профессора ИМЭМО РАН Г.Чуфрина, несмотря на то, что интересы наших стран и Пекина во многом совпадают, между ними существуют и значительные расхождения. Москва заинтересована в сотрудничестве на уровне двух альянсов, а Пекин скорее стремится к развитию двусторонних контактов со странами ЕАЭС. Чрезмерный оптимизм российского политического руководства по поводу притока китайских инвестиций в случае «поворота на Восток» пока не оправдывается. Объясняется это тем, что китайцы ставят жесткие условия своего присутствия на евразийском рынке, а целый ряд масштабных проектов ЕАЭС испытывает трудности с финансированием.
Взаимодействие постсоветских стран в рамках ЕАЭС и ОДКБ
Попытки международного интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве, предпринимавшиеся ранее, либо заканчивались неудачей, либо, как в случае с СНГ, способствовали принятию необязательных к исполнению решений. Ситуация стала меняться с 2010 года, когда усилиями России, Белоруссии и Казахстана был образован Таможенный союз. В 2012 году он был преобразован в Евразийское экономическое пространство, а с 2014 года – в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В 2015 году он расширил свое представительство за счет присоединения к нему Армении и Киргизии.
В настоящее время деятельность ЕАЭС оценивается экспертами весьма неоднозначно. По мнению Г.Чуфрина, часть выдвигаемых претензий заслуживает внимательного рассмотрения, хотя и не всегда продиктована доброжелательной заинтересованностью.
Несмотря на многочисленные сложности и наметившийся со второй половины 2013 года экономический спад, ни единого отказа от проекта евразийской интеграции не произошло. Это не случайно, поскольку улучшение экономических показателей и качественное развитие соответствует коренным интересам всех стран, вошедших в ЕАЭС.
В конце 2016 года спад прекратился, и в экономике стран ЕАЭС наметились позитивные сдвиги. В первом квартале 2017 года взаимный товарооборот стран ЕАЭС вырос на треть по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, причем доля экспорта машин и оборудования существенно увеличилась. Аналогичные показатели для нефти и газа выросли лишь на 18%.
Определенные надежды вызывает рост показателей инвестиционного сотрудничества стран ЕАЭС и развитие между ними кооперативных связей. Основную роль в союзе продолжает играть Россия, однако Евразийский банк развития впервые за последние годы отметил рост активности нероссийских участников.
Важнейшим направлением сотрудничества стран постсоветского пространства остается обеспечение национальной безопасности. В мае 2002 года была образована Организация Договора о коллективной безопасности. Большинство стран, вошедших в ее состав, принимают консолидированное участие в этом объединении, несмотря на выход из его рядов Азербайджана и Узбекистана. Страны ОДКБ выступают за тесное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, киберугрозами, информационными атаками. В конце 2016 года была принята новая Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. Укрепление и взаимодействие наших стран свидетельствует об общих интересах государств-участниц ОДКБ, однако национальные интересы в каждом из них понимают по-разному.
Роль армянской диаспоры в политике «третьих стран»
Выступление директора Института востоковедения НАН Армении, академик НАН Армении Рубена Сафрастяна было посвящено влиянию армянской диаспоры на политику третьих стран и региональные процессы. Ученый рассказал о деятельности армянских организаций в США и во Франции, где они имеют возможность оказывать влияние на внешнеполитические приоритеты стран проживания.
Важнейшими армянскими организациями в США являются Армянский национальный комитет Америки, образованный в 1918 году и аффилированный с партией «Дашнакцутюн», и Армянская Ассамблея Америки, основанная в 1972 году. Последняя действует в основном в Вашингтоне, где имеет тесные связи с высшими эшелонами власти Соединенных Штатов. Интересы армянского лобби представляют в общей сложности около 100 конгрессменов (эта цифра включает как сенаторов, так и членов Совета представителей).
Армянское лобби сыграло важнейшую роль в принятии Поправки 907 к «Акту в поддержку свободы», принятому Конгрессом в 1992 году и направленному на экономическую поддержку независимости государств, возникших на обломках Советского Союза. Фактически усилиями армянских организаций было запрещено оказание соответствующей помощи Азербайджану со стороны США. Кроме того, усилиями армянских организаций США введен законодательный запрет на поставки американского оружия в Азербайджан. В период, когда государственным секретарем была Хиллари Клинтон, Государственный департамент США предпринимал неоднократные попытки обойти этот запрет. Наконец, после введения в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в 2006 году, лобби стало добиваться запрета в законодательном порядке на финансирование строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в обход Армении. В итоге, несмотря на подписание в 2007 году соответствующего договора, проект до сих пор не завершен.
Армянское лобби также выступает с поддержкой некоторых шагов внешней политики Республики Армении. В частности, Ереван поддерживает тесные отношения с Исламской Республикой Иран и неоднократно предпринимал стратегические поставки в эту страну в обход введенных против нее санкций.
Во Франции, напротив, у армянской диаспоры нет таких явно выраженных лоббистских организаций, как в США. Старейшая партия Армении «Дашнакцутюн» имеет давние связи с французскими социалистами, однако важнейшим средством достижения политических целей армянского лобби остается организация широкой кампании в печати. Важнейшими направлениями деятельности армянских объединений в СМИ и парламенте остается деятельность по официальному признанию геноцида армянского народа в Османской империи в 1915-1923 годах и введение соответствующего фактического материала в школьные учебники. Тем не менее, усилия армянской диаспоры во Франции так и не привели к введению уголовной ответственности за отрицание этого преступления. Кроме того, армяне активно препятствуют процессу евроинтеграции Турецкой Республики, руководство которой отказывается признавать ответственность правительства младотурок за события вековой давности.
Евразийская интеграция: взгляд из Казахстана
Директор Института международного и регионального сотрудничества Казахстанско-Немецкого университета Булат Султанов посвятил свое выступление оценкам евразийской интеграции, существующим в настоящее время в Казахстане. Для этой республики, по его словам, характерны три ориентира – многовекторность, прагматизм, национальные интересы. Главным приоритетом на евразийском пространстве для Астаны остается всемерное сотрудничество с Россией.
Первоначально казахские руководители придавали особое значение региональной интеграции в Центральной Азии. Однако эта идея, по мнению Б.Султанова, закончилась полным провалом, поскольку ни один политик в Центральной Азии не был готов поступиться собственной властью и пойти на ограничение собственных полномочий. По мнению эксперта, у идеи евразийской интеграции существует большой кредит доверия, поскольку интеграционные настроения поддерживает не только старшее поколение, но и молодежь. Об этом свидетельствует недавний опрос, проведенный в стране Фондом Фридриха Эберта. Одна из главных задач в том, чтобы сохранить и приумножить эти настроения. «Рядовые обыватели обычно интересуются тем, что дает интеграция не в отдаленном времени, а здесь и сейчас, - заявил эксперт. – Под влиянием не всегда продуманных реформ, представляющих собой кальку с не самых лучших зарубежных реформ, мы теряем качественную и нередко бесплатную медицину и образование. Эту проблему необходимо решать, иначе можно проиграть национал-популистам, которые ведут внутри страны активную агитацию против ЕАЭС».
Активно развивает сотрудничество с Астаной и Пекин. В апреле 2017 года состоялось восьмое заседание казахстанско-китайского комитета по сотрудничеству. В республике осуществляется сборка городских автобусов Ankai и строятся предприятия по выпуску порошкового полипропилена. На очереди строительство стекольных и цементных заводов. По данным на 2015 год общий объем китайских инвестиций в Казахстане составил 23,6 млрд. долларов.
В своей деятельности Китай особое внимание уделяет «мягкой силе». В настоящее время в стране действует четыре Института Конфуция, на очереди открытие пятого в Шымкенте (Чимкенте). 14 тыс. китайских студентов учатся в Казахстане.
По словам Б.Султанова, в Москве не должны забывать, что Пекин, заинтересованный в развитии проекта «Экономический пояс Шелкового пути», ведет переговоры по этому вопросу не только с Москвой, но и с Тбилиси, Баку и Киевом. Это может привести к тому, что от идеи сопряжения ЕАЭС и ЭПШП откажутся, а логистические маршруты, обеспечивающие доступ Пекина к рынкам Западной Европы, пройдут мимо России. Поэтому в отношениях с Китаем Россия должна проводить рациональную, продуманную политику.
Республика Беларусь и кризис на Украине
Научный сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ и Центра евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета Александр Гронский рассказал о том, какое влияние кризис на Украине оказывает на белорусские политические реалии. По его словам, в Белоруссии число граждан, поддерживающих Россию в вопросе возвращения Крыма и поддержке Донбасса, никогда не опускалось ниже 60%. В то же время на бытовом уровне сохраняется спокойное отношение как к русским, так и к украинцам.
Уже 20 февраля 2014 года, на пике обострения обстановки в Киеве, МИД Белоруссии обвинил Запад в эскалации ситуации на Украине. 21 февраля при въезде в город Ровно на Украине был обстрелян автобус с гомельскими номерами, который осуществлял трансфер туристов из аэропорта Борисполь. Вслед за этим состоялось примирительное выступление министра иностранных дел Владимира Макея с призывом воздержаться от скороспелых выводов и дождаться результатов расследования, которые укажут на виновных в этом инциденте. 27 марта на заседание Генеральной Ассамблеи ООН был вынесен проект резолюции о территориальной целостности Украины. Белоруссия поддержала позицию Москвы, однако уже 29 марта президент республики А. Лукашенко встретился с председателем Верховной рады Украины А.Турчиновым, исполнявшим в это время обязанности президента Украины. Таким образом, Минск взял курс на специфическую «многовекторность» и сохранение максимально ровных отношений как с Москвой, так и с Киевом.
Перспективы «Большого Евразийского партнерства»: быть ли «интеграции интеграций»?
Эксперты назвали продуктивной идею «Большого Евразийского партнерства», выдвинутую Президентом России Владимиром Путиным на Петербургском международном экономическом форуме в 2016 году. По словам Булата Султанова, в мире отчетливо прослеживается тенденция к объединению незападных стран, а двусторонний товарооборот между Москвой и Астаной растет, несмотря на алармистские публикации, время от времени появляющиеся в прессе. Однако, по словам казахстанского эксперта, не стоит торопиться с принятием в ряды объединения новых участников, поскольку такой шаг может иметь негативные последствия для ЕАЭС. По мере укрепления позиций союза к нему будут присоединяться новые страны, которым на первых порах можно было бы предоставить ассоциированное членство или права наблюдателя. Такой прецедент уже создан: Республика Молдова, заинтересованная в нормализации отношений с Россией и в выходе на российский рынок, получила статус наблюдателя при ЕАЭС на саммите стран Высшего евразийского экономического совета, состоявшемся в Бишкеке в апреле 2017 года, получила статус наблюдателя.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs