Китайские туристы поддержат российскую экономику

09:48 26.05.2017 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


Для начала немного цифр: в 2016 г. Россию посетили 1,3 млн. китайских туристов, что на 40% больше предыдущих показателей. В первом квартале 2017 г. китайских туристов в России стало в 3,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (1).

Ежегодно около 120 млн. граждан КНР выезжают за границу, а это каждый десятый зарубежный путешественник (2). В ближайшие годы потенциальный рост турпотока из КНР в Россию может достичь 5 млн. чел. в год, что принесёт российской туриндустрии значительные прибыли. В 2015 г. китайцы оставили в России $2,2 млрд. (2). И эта цифра имеет тенденцию к увеличению.

Чтобы потенциальные пять миллионов туристов из КНР превратились в реальные пять миллионов, российская туриндустрия должна учесть особенности китайского турпотока, и внести коррективы в свою деятельность. Эксперты указывают на необходимость увеличения штата экскурсоводов, владеющих китайским языком, дублирование на китайском вывесок, меню и указателей, увеличение номерного фонда гостиниц в приграничных с Китаем областях, модернизацию туристической и транспортной инфраструктуры и разработку новой стратегии работы с китайскими туристами.

Большой плюс китайского туризма в том, что он охватывает те российские регионы, куда иностранцы попадают нечасто. Это Сибирь и Дальний Восток. Например, количество китайских туристов в Иркутской обл. в 2016 г. увеличилось на 158% по сравнению с 2015 г.!

Растёт количество китайцев, посещающих Бурятию, Приморье, Амурскую обл. В Бурятии их привлекает Байкал, а Приморье и Амурская обл. – своей географической близостью к китайской границе.

 Большинство таких туристов ограничиваются одноразовым посещением России. Рост количества приезжих происходит за счёт приезда все новых партий китайских туристов, которые раньше в России не были. Разработка новой стратегии работы с китайскими гостями подразумевает, как раз, поиски путей постоянного привлечения туристов из Поднебесной, чтобы они приезжали в Россию во второй и третий раз.

Сибирь и Дальний Восток – это не только Иркутская обл. или Приморье. При грамотном реформировании российского рынка туристических услуг китайский турпоток может финансово оживить более отдалённые регионы, такие как Якутия, Хакасия, Тыва, Красноярский край, Камчатка. Для этого необходимо разработать соответствующую транспортную схему и спектр туристических услуг, которые будут предложены китайскому клиенту.

Например, в 2016 г. Новосибирскую область почтили своим вниманием 20 тыс. китайских туристов. В планах у администрации области привлечь ещё больше таких гостей. Пока же удалённые от Китая сибирские регионы не являются конечной точкой их путешествия: в Новосибирске, как и в других областях Сибири, не граничащих напрямую с КНР, китайцы оказываются по дороге в Москву или Санкт-Петербург, с которыми сибирским городам трудно конкурировать по части туристической привлекательности.

Это приводит к тому, что китайские туристы увозят основную массу денег в столицы, и без того гораздо более обеспеченные, чем российская провинция. Необходимо создать для китайских гостей условия для посещения сибирских областей, что послужит катализатором развития местного рынка услуг, гостиничной сферы и торговли.

Российские регионы, в отличие от столиц, представлены не так широко в Китае. Китайцы попросту не знают, что можно посмотреть в Кузбассе, Хакасии или на Алтае. Необходимо, чтобы регионы активней продвигали себя на китайском рекламном рынке.

России сложно конкурировать с другими странами в области пляжного туризма. Чтобы увидеть море, китайцы едут либо на внутренние курорты, либо во Вьетнам, Таиланд, Новую Зеландию, Австралию. Но Россия может привлекать китайцев историко-культурными и археологическими объектами. Китайский турист отличается любознательностью, охотно посещает музеи, филармонии и картинные галереи, поддерживая развитие этих бюджетных отраслей, не избалованных финансовым вниманием государства.

Некоторые мемориальные историко-художественные комплексы играют роль градообразующих предприятий, обеспечивая работой жителей ближайших деревень (Ясная Поляна, Поленово и др.). Наплыв сюда китайских туристов улучшит экономическое положение местного населения, придаст импульс развитию региона, создаст здоровую конкуренцию на рынке услуг.

У китайцев пользуется спросом разработанный российскими туроператорами т.н. «Красный маршрут» - посещение знаковых мест, связанных с советской историей. Как результат, в 2015 г. в историко -этнографическом музее-заповеднике в Шушенском, где отбывал ссылку В.И. Ленин, посетили почти 300 тыс. гостей из 46 стран, значительный процент которых составили китайцы (3). Специально для них сотрудниками музея разработана отдельная программа (4).

«Красный маршрут» - это не только мавзолей Ленина и крейсер «Аврора». В него включены Ульяновск, Казань, Самара, есть перспектива его расширения за счёт других городов.

На китайских туристов можно ориентировать регионы проживания малочисленных народов Севера. В Тунисе туристы посещают берберские деревни, в Египте – бедуинские, в Китае иностранцев привлекает свадебная церемония народов ли и мяо.

Россия обладает обильными этнографическими богатствами. При правильном подходе и финансировании, можно создавать этнографические деревни, с демонстрацией туристам древнего и современного быта, национальных ремёсел и традиционных праздников селькупов, манси, хантов, кетов, энцев, шорцев, телеутов.

Внимание к культуре этих народов иностранных туристов послужит её рекламой, поможет поправить их экономическое положение, модернизировать социальную инфраструктуру, создаст дополнительные рабочие места и заставит тщательно поддерживать и сберегать национальные обычаи, национальные песни, одежду, передавая эти знания будущим поколениям. Малочисленность этих народов послужит фактором дополнительного внимания к ним со стороны туристов. Культура этих народов будет поставлена на самоокупаемость, что положительно скажется на её развитии, повысит её социальный и экономический статус.

 

1)    http://www.infox.ru/tourism/russia/2017/04/06/Kitayskiy_turpotok_v.phtml

2)    https://www.gazeta.ru/business/2016/03/27/8143115.shtml

3)    http://tass.ru/sibir-news/2685500

4)    https://www.enisey.tv/news/post-1032/

Ключевые слова: Китай Россия туризм

Версия для печати