Польским Сеймом приняты поправки к закону о репатриации с целью привлечения в страну максимально возможного количества соотечественников.
В первую очередь, речь о людях польского происхождения, проживающих на территории бывшего Советского Союза. В России официально к полякам (не считая лиц польского происхождения) причисляют себя около 50 тыс. чел., в Казахстане – 34 тыс., на Украине – 144 тыс. Больше всего поляков и лиц польского происхождения проживает в Белоруссии – самой «польской» из всех постсоветских республик – 400 тыс., но МИД Польши называет другую цифру – более 1 млн.
Теоретически Польша может получить более 1 млн. новых граждан из числа граждан постсоветских республик.
Закон о репатриации не заставит вернуться на историческую родину поляков, проживающих в Западной Европе. Страны Западной Европы обгоняют Польшу по экономическом развитию, возвращаться оттуда в Польшу молодые поляки не желают, поэтому в качестве демографического резервуара Варшава рассматривает бывший СССР. Об этом заявила зампредседателя Сената Польши от правящей партии «Право и справедливость» Мария Коц (1).
Польский закон о репатриации достаточно либерален. Воспользоваться им могут не только этнические поляки, но и люди польского происхождения, т.е., те, у кого поляком был хотя бы один прадедушка или одна прабабушка по линии одного из родителей. Так обладателями Карты поляка становятся люди вовсе не с польскими фамилиями и не знающие польского языка, но желающие жить в Польше и стать её полноправными гражданами.
Обладатель Карты поляка имеет право на 37%-ную скидку при покупке ж/д билетов, бесплатное посещение музеев, бесплатное медобслуживание и, частично, бесплатное образование.
С внесением поправок закон о репатриации станет ещё более либеральным. Акцент делается на прямое финансовое вспомоществование соотечественников и максимальное упрощение бюрократических процедур. В частности, разрешение на пребывание в стране выдаётся бесплатно, год проживания в Польше даёт право на получение гражданства и т.д.
Российские СМИ уже назвали такую миграционную политику Варшавы всепольским призывом – призывом ко всем полякам бывшего СССР возвращаться на историческую родину (2). Вместе с соотечественниками в Польшу приедут члены их семей, которые, не будучи поляками по крови, станут такими по паспорту.
Польские соотечественники будут получать 200 злотых (3 тыс. руб.) на текущие расходы, пока не найдут работу, и 6 тыс.злотых на ремонт или аренду жилья. Всего, при соблюдении некоторых условий, репатриант может расчитывать на 25 тыс. зл. помощи (3). Специально создаваемые адаптационные центры будут в течение полугода обучать новоприбывших польскому языку и необходимым профессиональным навыкам для трудоустройства.
На реализацию проекта по привлечению репатриантов из бывшего СССР в 2015-2026 гг. в польском бюджете предусмотрено 500 млн. зл. В 2016 г. из бывшего СССР в Польшу переехали 300 чел. Эту цифру Варшава считает крайне низкой, и делает все для её увеличения (1).
Польские эксперты полагают, что через 20-30 лет в Европе развернётся жёсткая конкуренция за рабочие руки. Польше необходимо заранее готовится к этому, привлекая трудовые ресурсы уже сегодня (4).
Пока основным поставщиком трудовых ресурсов для Польши остаётся Украина, но эксперты предупреждают: плохо, когда в Польшу едут люди только из одной страны. Есть риск появления обособленных гетто, снижения динамики погружения приезжих в польскую культуру и общество. Необходимо диверсифицировать миграционные потоки (4).
Видимо, это послужило дополнительным аргументом в пользу максимального упрощения процедуры привлечения в страну этнических поляков из бывшего СССР, что лишает Украину монополии на поставку эмигрантов в Польшу.
Даже если представить, что казахстанские или российские поляки массово двинутся в Польшу, они вряд ли составят ощутимую конкуренцию Украине. Украинская миграция в Польшу – экономическая, а не этническая. В Польшу едут граждане Украины разных национальностей с целью заработка, а не воссоединения с исторической родиной.
Симптоматично, что оппозиционная партия «Гражданская платформа» (ГП) не исключает согласия Польши на приём мигрантов с Ближнего Востока. До этого Варшава долго сопротивлялась миграционным квотам, навязываемым Брюсселем странам ЕС. И в этом вопросе мнения оппозиции и правящей партии «Право и справедливость» совпадали: обе высказывались против приезда сирийцев.
Вероятней всего, предварительное согласие ГП с квотами Брюсселя вызвано желанием продемонстрировать европейским партнёрам готовность к сотрудничеству, но это согласие ложится, как лыко в строку, в общий консенсус политических элит относительно того, что без мигрантов польской экономике не обойтись.
2) http://www.demographia.ru/node/1329
3) http://wiadomosci.onet.pl/kraj/sejm-uchwalil-nowelizacje-ustawy-o-repatriacji/rjkycr0
4) http://www.radiopolsha.pl/6/249/Artykul/306429
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs