Территориальные претензии, предъявляемые Японией России давно уже решены, а экономическое сотрудничество может развиваться только при полном уважении и соблюдении суверенитета нашей страны, в том числе на Курилах. Такое мнение выразили российские учёные-востоковеды в ходе круглого стола «Русские Курилы и Япония», состоявшегося при поддержке информагентства «РЕГНУМ» в Москве.
Специалисты по российско-японским отношениям и международному сотрудничеству, в числе которых профессор Института стран Востока Анатолий Кошкин, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Алексей Плотников, заместитель начальника по научной работе Института военной истории Минобороны РФ Вячеслав Зимонин, заместитель министра рыбного хозяйства СССР в 1988-1991 годах Вячеслав Зиланов, обсудили вопрос о территориальных претензиях Японии на российские южные Курилы (Кунашир, Итуруп, Малая Курильская гряда, в которую входит Шикотан), которые Токио предъявляет нашей стране на протяжении более 60 лет — со времени заключения Советско-японской совместной декларации 1956 года. Был сделан вывод, что такая необходимость продиктована, в первую очередь, новыми планами «совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах», договорённость о которой была достигнута между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ в декабре 2016 года.
Участники круглого стола подчеркнули, что, как свидетельствует история послевоенных российско-японских отношений, все действия официального Токио (в какие бы завуалированные схемы совместного сотрудничества это не облекалось) имеют конечной целью «добиваться удовлетворения своих незаконных территориальных претензий к нашей стране».
Профессор Института стран Востока Анатолий Кошкин заметил в ходе своего выступления, что экономическое сотрудничество важно, в первую очередь, не российской, а японской стороне. Экономисты в Японии приходят к выводу, что Россия в перспективе может стать важным инструментом для поддержания экономики Японии на конкурентоспособном уровне. Говоря о территориальных претензиях Токио, он подчеркнул, что сейчас ситуация сильно изменилась и нельзя просто вернуться, например, к договорённостям 1956 года, когда Н.С. Хрущёв пообещал передать в знак доброй воли (а не вернуть, как пишут многие СМИ в Японии) морские объекты Хабомаи и Шикотан. Но за прошедшие годы наши отношения с главным противником (США) и Японией (их главным союзником) не улучшились, и сейчас нельзя говорить о доверии. Военно‑стратегическое значение проливов между этими островами принципиально возросло. Японцы это понимают, их политики честно признают, что согласно существующему военному союзу, американцы имеют право использовать любую часть территории Японии для размещения там оружия и контингента войск. А российское руководство, военное командование и народ не могут игнорировать то, что в случае передачи островов могут появиться военные объекты, направленные против нас. Ни одна страна на такое не пойдёт. А высокие политики в Японии удивляются, когда это слышат и говорят, что никогда об этом не задумывались.
Анатолий Кошкин уверен, что во время визита, помимо развития экономического сотрудничества, господин Абэ будет продвигать подписание мирного договора. Российскую позицию по этому вопросу уже не раз озвучивал Владимир Путин. По его словам, «не то, чтобы Путин не был заинтересован в развитии отношений с Японией, но он не может игнорировать мнение 90 процентов населения страны, которая выступает против передачи территорий, не только Японии, любому государству, и тем более, когда речь идёт о пересмотре итогов Второй Мировой войны».
Участники круглого стола отметили, что «совместная хозяйственная деятельность на южных Курилах» — это очередная попытка японской стороны добиться уступок в том самом территориальном вопросе. По их мнению, истинная цель Японии лишний раз подтверждается тем обстоятельством, что в тексте будущего соглашения не должно быть упоминания о российском суверенитете над южными Курилами, а также тем, что Япония требует выработки особого правового режима для работы там своих компаний. В этой связи спикеры полностью поддержали заявленную российским политическим руководством позицию о законности вхождения Курильского архипелага в состав России по итогам Второй мировой войны. «Речь может идти только о полном уважении и соблюдении суверенитета нашей страны на данных территориях», - подвёл черту под данным вопросом Анатолий Кошкин.
Как отметил член Экспертного совета комитета Госдумы Алексей Плотников, формальный мирный договор с Японией в современных условиях является анахронизмом. Состояние войны между нашими странами было прекращено в 1956 году, все необходимые соглашения для развития «нормальных добрососедских отношений, включая экономику, заключены». Он считает, что время реанимации не состоявшегося по вине Токио и Вашингтона более 60 лет назад мирного договора прошло. При этом эксперт подчеркнул, что его лично задевают обвинения в адрес России в якобы несоблюдении международного права. «Нет такой страны в мире, которая соблюдала бы международное право так тщательно как Россия», - сказал он, перефразировав высказывание Уинстона Черчилля о Советском Союзе. Эксперт признал весьма очевидным, что мирный договор для Японии не цель, а средство реализации «своих корыстных и не обоснованных территориальных претензий к России».
Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Международная жизнь», Плотников подчеркнул, что российскому руководству не надо пытаться «идти в обход», а нужно чётко обозначить перед Токио позицию по Курилам. «Это будет честно, в первую очередь, по отношению к японским партнёрам, потому что они в силу своего менталитета ещё на что-то надеются, - считает эксперт. - Нам нужны прекрасные деловые отношения, не отягощённые какими-то ненужными дискуссиями. А сейчас рождается очередной «бумажный тигр», загнанный в рамки этих четырёх островов. Если хотите развивать экономическое сотрудничество, давайте это делать на взаимовыгодных условиях без всяких оговорок», - отметил он.
В свою очередь профессор Вячеслав Зимонин подчеркнул, что развитие экономического сотрудничества не должно происходить в условиях наращивания партнёрами военных сил на границе. Он отметил, что перед визитом Владимира Путина в конце прошлого года, Япония объявила, что начинает разворачивать соединения морской пехоты, причём в составе сил быстрого развёртывания, которые предназначены не для оборонительных, а ударных действий за пределами государства.
При этом Зимонин напомнил, что Япония после Второй мировой войны приняла пацифистскую конституцию, где 9 статья полностью запрещает создание вооружённых сил. В ней также указывается, что Япония отказывается решать международные конфликты с применением военной силы. Особенно профессор акцентировал внимание собравшихся на том, что 2 года назад Токио принял Закон о национальной безопасности, где утвердил, что теперь Япония имеет право в любой точке земного шара использовать свои вооружённые силы для оказания помощи союзникам и защиты интересов и жизни своих граждан. Это размыло 9 статью японской конституции, после чего были созданы полноценные ВС, больше половины которых сосредоточены сейчас на ближайшем к РФ острове Хоккайдо; идёт наращивание наступательного вооружения, военный бюджет Японии уже превысил бюджеты ядерных членов НАТО Великобритании и Франции и составляет порядка 50 миллиардов долларов. «Конечно, это всё волнует Россию: военный аспект, а также постоянно усиливающаяся с восьмидесятых годов прошлого столетия территориальная реваншистская пропаганда, - отметил Зимонин. - Теперь Синдзо Абэ заявляет, что южные Курилы — японская территория».
По мнению участников круглого стола, развитие российско-японского добрососедства должно стать результатом признания обеими странами стабильных и чётких границ, сложившихся по итогам Второй мировой войны. «Иного пути решения навязываемого нам официальным Токио «территориального спора» нет и быть не должно», - уверены российские специалисты.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs