«Российской стороне очень хотелось бы, чтобы ОБСЕ восстановило свою лидирующую и независимую роль в вопросах европейской и глобальной безопасности. Нам как воздух нужна нейтральная роль ОБСЕ для решения кризисов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Южном Кавказе, и, разумеется, в Украине», - отметил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев в ходе встречи с председателем комитета по обороне Финляндии, кандидатом на пост Генерального секретаря ОБСЕ Илккой Канервой.
Константин Косачев признал, что ОБСЕ пока не удается полностью реализовать свой потенциал в сфере европейской безопасности и сотрудничества.Далее сенатор обратился к истории и напомнил содержание Парижской хартии для новой Европы (базовый документ СБСЕ, который был принят в ноябре 1990 года). Практически в каждом параграфе хартии присутствуют 3 организации, которые должны нести ключевую ответственность за обеспечение безопасности в Европе: ООН, Совет Европы и СБСЕ (ОБСЕ). На 50 страницах документа ни разу не употребляется НАТО как некий компонент будущей европейской безопасности. Только один раз в одном абзаце отмечается Европейский союз – как структура, которая будет содействовать торговле между европейскими странами. Парижская хартия сейчас забыта и присутствует только в исторических справках, однако, по мнению К. Косачева, ее содержание не утратило своей актуальности. На его взгляд, конструкция европейской безопасности, которая держится на трех вышеперечисленных организациях, весьма справедлива, так как они имеют универсальный состав участников и функционируют на принципах равенства стран-членов.
Сенатор с сожалением констатировал, что де факто, через 27 лет после принятия Парижской хартии равенство между европейскими странами, во всяком случае, в вопросах безопасности, к сожалению не достигнуто. Есть две очень сильные интеграционные структуры – ЕС и НАТО и именно они определяют весь современный дискурс по поводу безопасности в Европе и в глобальном контексте.
«У нас в России нет никаких проблем с тем, что страны-члены ЕС или НАТО договариваются о чем-то между собой. Проблемы возникают тогда, когда они пытаются вынести свою компетентность за пределы соответствующих организаций. На мой взгляд, это объективно создает очень серьезные проблемы в деятельности ОБСЕ. Мы раз за разом сталкиваемся с ситуацией, когда эта организация занимает позиции, которые до этого были выработаны большинством стран-членов ОБСЕ, входящих в Евросоюз и НАТО, а всем остальным предлагается к этим решениям просто присоединиться», – считает К. Косачев.
Председатель комитета по обороне Финляндии Илкка Канерва
Председатель комитета по обороне Финляндии Илкка Канерва отметил, что сегодня ежедневно дают о себе знать конфликты в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Южном Кавказе и в Украине. Кроме того, европейские страны сталкиваются и с проблемами внутренней безопасности – радикализацией и терроризмом. Очевидно, что в данных условиях необходима продуктивная работа ОБСЕ. Однако, по мнению Илкки Канерва, в настоящий момент ОБСЕ испытывает стагнацию.
И. Канерва считает, что для увеличения эффективности работы организации необходимо повысить доверие стран-членов и провести определенные внутренние реформы. На его взгляд, ОБСЕ должна сосредоточиться на предотвращении и урегулировании кризисов и конфликтов, а затем уже на стабилизации ситуации. Ещё одним важным направлением в работе ОБСЕ, по мнению И. Канерва, может стать кибербезопасность.
Далее финский политик рассказал о роли и задачах генерального секретаря: «Для ОБСЕ не нужен такой генсек, который является технократом. Он не только должен быть ответственен за работу организации в целом, но и за сотрудничество с отдельными странами-членами и председателем ОБСЕ. Генеральный секретарь не может заниматься сугубо административной работой, его задача – развивать организацию и повышать доверие в ее рамках».
«Для ОБСЕ не нужен такой генсек, который является технократом» (И. Канерва)
Основным форумом ОБСЕ является Постоянный совет, в рамках которого ведется диалог стран-членов. По словам И. Канерва, на данной площадке участники читают с бумаги готовые речи, а потом уходят из переговорной. «Это не орган для заключения политических договоров и принятия политических решений. Поэтому я вижу роль генерального секретаря в организации неофициальных контактов и переговоров на полях организации, а также в ведении откровенных и конструктивных дискуссий», – заявил финский кандидат на пост генерального секретаря ОБСЕ.
В заключение встречи К. Косачев напомнил, что когда в 1975 году СБСЕ начало свою работу – это была площадка, где никто не пытался другой стороне навязать свою точку зрения. Шли попытки сблизить различные точки зрения и подготовить определенные решения, которые могли быть приемлемыми для всех. «Мне кажется, очень важно сейчас в деятельности ОБСЕ возродить эти начала – с одной стороны нашу приверженность общим принципам (те принципы, которые заложены в Хельсинском акте), а с другой стороны, признать, что у стран-участниц могут быть разные интересы, которые имеют право на существование», – заключил председатель комитета Совета Федерации по международным делам.
Фото А. Толстухиной
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs