ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Конфликтый Евросоюз: почему ЕС ссорится?

12:03 13.03.2017 • Дмитрий Бабич, журналист-международник

Последние дни охарактеризовались резким обострением противоречий между Евросоюзом, с одной стороны, и рядом восточноевропейских стран, среди которых есть и члены Евросоюза, и страны – кандидаты в члены ЕС. Во многом конфликтность ситуации объясняется крайне жесткой позицией, занятой Брюсселем в диалогах с восточноевропейскими партнерами – Польшей, Венгрией, странами Балканского региона (в первую очередь – с Республикой Сербской в составе БиГ, с самой Сербией и с Косово). Вся эта ситуация показывает повышенную конфликтность Евросоюза. Так что, оказывается, в своем конфликте с ЕС Москва отнюдь не одинока.

КОНФЛИКТ ЕС С СЕРБИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ СЕРБСКОЙ В СОСТАВЕ БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ

Линия Евросоюза на «принудительное урегулирование» отношений между Белградом и самопровозглашенной албанской республикой Косово тоже встречает сильнейшее сопротивление общественного мнения – и что самое интересное, недовольные голоса звучат как из Белграда, так и из Приштины. Президент Сербии Томислав Николич созвал экстренное заседание Совета безопасности Сербии (заседание назначено на 13 марта) – в связи с инициативой Косово создать свою собственную армию и временно прервать диалог с Брюсселем по косовскому урегулированию. politika.rs

Действия Николича объясняются тем, что ЕС оказался неспособен умерить амбиции Приштины в связи с обострившимся недавно конфликтом вокруг сербского анклава Косовска  Митровица на севере края. Особенно конфузно для ЕС эта ситуация выглядит в связи с тем, что она сложилась сразу после турне по Балканам, совершенного главой дипломатии ЕС – Федерикой Могерини.  Могерини раздавала «домашние задания» во всех столицах: и в Приштине, и в Белграде, и в Сараево, и в Подгорице. Но ни одно из предыдущих «домашних заданий» пока что не было выполнено, а провал в выполнении новых обозначился сразу после  ее   отъезда.

Специалист по балканскому региону Павел Кандель (Институт Европы РАН) отмечает, что сербское руководство – и президент Николич, и осторожный в отношении ЕС премьер Александр Вучич – использует кризис в отношениях с Приштиной как повод для патриотической риторики  (Николич обещал в случае необходимости прийти на помощь косовским сербам добровольцам, в компании с собственными сыновьями). instituteofeurope.ru

Да, Косово для сербов – и вправду повод для патриотической риторики, но факт остается фактом: Евросоюз «проваливает» свою роль миротворца, посредника между Сербией и Косово. Ведь при сильном и беспристрастном миротворце «освободительные» походы не нужны.

Не выполняет «домашнее задание» от Брюсселя и Республика Сербская (РС) в составе Боснии и Герцеговины (БиГ). Президент РС Милорад Додик открыто бросает вызов ЕС, игнорируя попытки Евросоюза сделать из конфедерации мусульманской, православной и католической (хорватской) частей БиГ более централизованное государство. Сам БиГ, несмотря на отсутствие открытых боевых действий, оказался очень неудачным государственным образованием: три общины не хотят жить вместе, православные хотят присоединиться к Сербии, католики поглядывают в сторону Хорватии. В составе былой социалистической СФРЮ все эти общины, по собственному признанию, чувствовали себя намного уютнее, чем в управляемой «высоким представителем ЕС» конфедерации Боснии и Герцеговины.

Недавний отказ США принять Додика в качестве гостя инаугурации президента Трампа не снизил, а повысил рейтинг президента РС среди избирателей, а именно этого он и добивался. На предстоящих выборах в РС Додик и его партия Союз независимых социал-демократов наверняка покажут более высокие результаты, чем на выборах 2014 года – и это может стать очередным конфузом для ЕС.

В результате саммит ЕС в Брюсселе 10 марта так и не смог сформулировать свою позицию по перспективе расширения ЕС на западные Балканы – а ведь определиться со стратегией расширения ЕС обещал уже на юбилейном римском саммите ЕС в конце марта этого года. Теперь «дедлайн», скорее всего, перенесется на неопределенное будущее.

Глава Европейского Совета Дональд Туск дипломатично признал поражение ЕС по «балканской повестке» на самом саммите в Брюсселе, намекнув, как обычно,  на дурное влияние России в этом вопросе: «Напряжение и конфронтация на западных Балканах вышли за пределы допустимого из-за нездоровых внешних влияний, которые и в прошлом дестабилизировали регион», - заявил туск на торжественном обеде в Брюсселе. euobserver.com

КОНФЛИКТ ЕС С ВЕНГРИЕЙ ВИКТОРА ОРБАНА

Противостояние Евросоюза с премьером Венгрии Виктором Орбаном продолжается уже несколько лет и идет по нескольким линиям: разногласия по миграционной политике, связанные с отказом Венгрии принимать беженцев; обвинения со стороны Брюсселя в нарушении демократических процедур и светского характера государства и т.д. В последние месяцы к этим старым линиям разлома прибавилась новая – обвинения в том, что Будапешт нарушает права финансируемых с Запада негосударственных организаций (НГО).


Так, все чаще в числе «политических агентов», пытающихся повлиять на политические процессы в Венгрии официальные лица называют Amnesty International, HumanRightsWatch, HelsinkiCommittee. Официальный представитель венгерского правительства Золтан Ковач назвал подобные организации «иностранными агентами, работающими за иностранные деньги», создающими собственные «сети» внутри страны. Причем подобная деятельность, по мнению Ковача, «должна быть прекращена». euobserver.com

Эти заявления, естественно, вызывают сильнейшее возмущение в центральных органах ЕС в Брюсселе. ЕС давно уже ведет активную кампанию в прессе против премьера Орбана, упирая на его якобы подозрительные связи с Россией и «авторитарные тенденции». Тем не менее, Орбан демонстрирует уникальную политическую живучесть: очевидно, в его пользу работает заметное разочарование в ЕС среди входящих в его состав стран.

КОНФЛИКТ ЕС С ПОЛЬШЕЙ

Конфликт Евросоюза с нынешним польским правительством, представляющим прежде всего радикально националистическую партию PrawoiSprawedliwosc(PiS), проявляется в постоянных угрозах санкций со стороны ЕС – якобы за нарушение прав оппозиционной партии «Гражданская платформа». Эта партия рассматривается и самой PiS, и значительной частью польского общества как прогерманская и пробрюссельская, ставящая интересы крупных компаний (в первую очередь немецких) выше интересов отечественной польской промышленности, сельского хозяйства и предпринимательского сообщества.

Второй причиной для конфликта Польши с ЕС стало переизбрание на последнем саммите ЕС Дональда Туска на пост главы Европейского Совета на ближайшие 2,5 года. Дональд Туск – бывший польский премьер, представитель той самой партии «Гражданская платформа», которую Евросоюз в Польше поддерживает всеми правдами и неправдами. На недавнем саммите в Брюсселе контролируемая PiS  польская делегация предприняла попытку заблокировать переизбрание Туска на пост председателя Европейского Совета. Как отмечает близкий к PiS  портал WPolityce, этот демарш был предпринят PiSпо внутриполитическим причинам: «убрав» Туска из Брюсселя, PiS  вынудила бы его вернуться во внутреннюю польскую политику в невыгодный для Туска момент. Именно сейчас на Туска можно еще возложить ответственность за многие трудности в польской экономике, объясняя их огрехами его премьерства (с 2007 года Туск в течение нескольких лет занимал пост польского премьера). Очевидно, попытка убрать Туска из структур ЕС была предпринята PiS  с прицелом на парламентские выборы, намеченные на 2019 год, а также на президентские выборы 2020 года. Цель была – снизить шансы Туска и лояльной к Евросоюзу «Гражданской платформы» на этих выборах. wpolityce.pl

Внутриполитическая мотивация демарша Польши против кандидатуры Туска очевидна, но ЕС блокировал этот демарш крайне грубым, «бульдозерным» способом, устроив из голосования за Туска («за» были все члены ЕС за исключением Польши) шоу «общеевропейской солидарности». Впервые в истории Европейского Совета при выборах его председателя на 2,5 года никак не было учтено мнение родины кандидата, в результате из-за отказа Польши так и не был подписан итоговый документ саммита ЕС в Брюсселе. В самой Польше ситуация с тотальным афронтом со стороны ЕС многими воспринимается с горечью – и такие люди есть не только среди сторонников PiS. Люди убеждаются в своих худших подозрениях в отношении ЕС – видят Евросоюз как огромную бюрократию, горой стоящую за своего человека (г-на Туска) и никак не учитывающую мнение стран-членов. WPolityce отмечает и тот факт, что против линии Варшавы высказались и страны т.н. «Междуморья» - восточноевропейского региона, в котором Польша претендует на лидерство. Вместе с недавними конфликтами сейма и Верховной Рады по поводу взгляда на события «волынской резни» 1943-1944 года все эти факторы ограничивают амбиции Варшавы в отношении ее ближайших соседей.

ВЫВОДЫ

Можно констатировать тот факт, что ЕС явно не справляется с ролью новой главной империи Европы. Идеологическая негибкость, отсутствие уважения к национальным особенностям, истории стран-членов ведут ЕС к конфликтам с соседями и с собственными членами. При этом ЕС демонстрирует уникальную неспособность к компромиссу, а это ведет к тому, что «замороженные» конфликты так и остаются нерешенными. Примеры есть и остаются нерешенными, периодически обостряясь. Это косовский и боснийский конфликты – из-за упорного желания ЕС видеть Боснию единой, а Сербию – разделенной с ее косовским регионом. Неспособность ЕС учесть польское трепетное отношение к собственному суверенитету также привело к явному напряжению между Брюсселем и Варшавой. Лекции в адрес Будапешта привели к настоящей «холодной войне» между брюссельскими и венгерскими официальными представителями.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати