ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Когда заработает Общий рынок газа ЕАЭС?

11:11 04.03.2017 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

31 мая 2016 года члены Высшего Евразийского экономического совета утвердили концепцию формирования Общего рынка газа (ОРГ) ЕАЭС. Согласно данной концепции ОРГ должен быть сформирован к 2025 году, однако в настоящее время остается очень много нерешенных вопросов, которые могут задержать запуск проекта.

Что подразумевается под общим рынком газа? Что делать с действующими двусторонними межправительственными соглашениями на поставку? Каковы основные механизмы ценообразования, которые целесообразно использовать на ОРГ ЕАЭС? Как будет осуществляться антимонопольный контроль?

Данные вопросы были подняты в ходе круглого стола на тему: «Проект программы формирования общего рынка газа ЕАЭС: вопросы ценообразования на газ», который состоялся по инициативе Аналитического центра при Правительстве РФ. Мероприятие было проведено в рамках подготовки проекта программы формирования общего рынка газа ЕАЭС.

В конференции приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, федеральных органов власти, компаний ТЭК, экспертных организаций и академических кругов.

Руководитель исследований Управления по ТЭК Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Александр Курдин представил Проект программы формирования общего рынка газа ЕАЭС, обозначив его фундаментальные положения:

1) В результате формирования ОРГ будет установлен рыночный принцип ценообразования на газ.

2) В рамках ОРГ не будет никакой наднациональной власти, которая бы регулировала цены.

3) Предполагается, что на Общем рынке газа Союза будут существовать биржевые и внебиржевые ценовые индикаторы.

Вместе с тем А. Курдин в своем докладе отметил несколько «развилок» – актуальных проблем, имеющих разнообразные варианты решения:

Развилка 1: в настоящий момент цены на газ устанавливаются в соответствии с положениями межправительственных соглашений. Возникает вопрос: можно ли сохранить предусмотренный в межправительственных соглашениях механизм ценообразования? Эксперт перечислил несколько вариантов решения – от полного прекращения действия межправсоглашений  по ценам на газ, до перевода формул и условий межправительственных договоров в долгосрочные контракты компаний.

Развилка 2: антимонопльный контроль. «Если наш рынок будет сильно монополизирован, и антимонопольный контроль будет фактически отсутствовать, то тогда эффекта, которого мы могли бы добиться при построении ОРГ, не будет», – отметил А. Курдин. Эксперт предложил возможные шаги для развития: 1 – контролировать рынок через антимонопольное подразделение ЕЭК, 2 – создать национальные антимонопольные органы государств-членов, 3 –  ввести особый режим антимонопольной политики на пространстве ОРГ. В свою очередь начальник отдела нефтегазовой политики Евразийской экономической комиссии Ирина Павлова отметила, что на сегодняшний момент уже создан орган контроля в рамках ЕАЭС Департамент  антимонопольного регулирования. «Если происходит нарушение  на трансграничных рынках, то Департамент имеет право на антимонопольное реагирование. Тем не менее, за весь период существования антимонопольного органа не было зафиксировано ни одного обращения», – рассказала эксперт.

Развилка 3: Сочетание рыночных цен ОРГ и цен на внутренних рынках государств–членов.  По словам эксперта, целью создания ОРГ не является регулирование национальных оптовых рынков. Однако в связи с тем, что  оба вида рынков, так или иначе, взаимосвязаны, а вопросы регулирования внутренних рынков могут вступить в определенный конфликт с ценообразованием на ОРГ. Альтернативы решения: 1 – государства-члены будут постепенно реформировать свои внутренние рынки газа, механизмы ценообразования, и таким образом они подойдут к ситуации рыночного ценообразования на ОРГ; 2 -  государства-члены ЕАЭС сохранят собственные действующие принципы ценового регулирования и не реформируют их в контексте развития ОРГ.

Поставленные проблемы и варианты их решения задали тон дискуссии. Основной вопрос, который больше всего волновал участников конференции: что собой должен представлять общий рынок газа к 2025 году? Руководитель Аналитического центра энергетической политики и безопасности РАН Алексей Мастепанов считает, что  при наличии ОРГ не должно быть национальных рынков: «Общий рынок – это единое экономическое пространство, на котором действуют единые правила для всех хозяйствующих субъектов».

В свою очередь А. Курдин согласился с мнением А. Мастепанова, однако при этом  отметил, что Общий рынок – это та цель, к которой мы должны стремиться в долгосрочной перспективе. «На текущий момент мы находимся в определенных рамках. Еще при подготовке концепции ОРГ государства–члены  договорились о том, что речь пока идет о трансграничных поставках. Соответственно поставки, которые находятся внутри национальных границ –  де-юре к общему рынку газа не относятся», – пояснил эксперт.

Общий рынок – это та цель, к которой мы должны стремиться в долгосрочной перспективе

По мнению начальника Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслава Кулагина, государства – члены по факту стремятся создать не ОРГ, а лишь правила торговли между странами, которые входят в диссонанс с классическим пониманием общего рынка, где есть единый подход к ценообразованию, рыночные принципы и т.д. Эксперт выразил опасение, что с исчезновением к 2025 году межправсоглашений и замена их новыми рыночными правилами может привести к целому ряду конфликтов.

Эксперт выразил опасение, что с исчезновением к 2025 году межправсоглашений и замена их новыми рыночными правилами может привести к целому ряду конфликтов.

По мнению заместителя директора по энергетическому направлению Фонда «Института энергетики и финансов» Алексея Белогорьева,при отсутствии наднационального регулирования невозможно вести речь об ОРГ и растворения в нем национальных рынков. Эксперт предположил, что, исходя из текущих реалий, Общий рынок газа может быть сформирован лишь к 2050-2060 годам.

Директор Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России Александр Гладков отметил: «Вопрос либерализации рынка на территории РФ обсуждается уже более 10 лет. Поэтому считать, что за ближайшие 10 лет государства-члены ЕАЭС снимут все разногласия, которые есть на сегодняшний день,  и полностью либерализуют рынок газа – достаточно оптимистичный взгляд.

Эксперт напомнил, что интеграция в рамках Европейского союза также шла не гладко и заняла довольно продолжительное время. «Быстро поменять те экономические уклады, которые сложились между странами-членами ЕАЭС достаточно сложно. Если мы начнем опираться на те межправительственные соглашения, которые уже заключены, и постепенно включать рыночные механизмы – это уже будет хороший шаг», – считает эксперт.

Быстро поменять те экономические уклады, которые сложились между странами-членами ЕАЭС достаточно сложно. Если мы начнем опираться на те межправительственные соглашения, которые уже заключены и постепенно включать рыночные механизмы – это уже будет хороший шаг

На текущий момент, по словам заместителя генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривач, речь скорее идет не о создании ОРГ ЕАЭС, а о определении неких общих правил трансграничной торговли. «Создать реальный единый рынок газа – очень сложная задача. Для этого нужно преодолеть “политический оппортунизм” или неготовность со стороны государств–членов сделать серьезный волевой шаг, предполагающий создание единой Антимонопольной службы, единого регулятора тарифов для социально значимых потребителей на всем рынке», – отметил эксперт. 

Большинство участников круглого стола сошлись во мнении, что формирование полноценного Общего рынка газа в рамках ЕАЭС может быть осуществлено лишь в долгосрочной перспективе.

 

Фото А. Толстухиной

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати